Кажется, полотна вспыхивают солнечными зайчиками, обжигают морозным воздухом, заполняют пространство жизнерадостными весенними красками и прогоняют тишину шёпотом опавших листьев. Мы жадно впитываем в себя дыхание этой красоты, даже не догадываясь, что скрывается по другую сторону развешанных на стенах шедевров.
Нам не слышны резкие щелчки капканов, пронзительный свист искусно расставленных силков, грозные предвестники иных опасностей, которые природа с азартом охотника готовит на пути художников. И хоть мы не увидим этого в прямоугольной раме, творцы первые попадают в ловушку. Оказываясь во власти пейзажа, они знают, что рано или поздно возьмутся за кисть или карандаш и воссоздадут картинку, захватившую их в свои сети. И только когда единственный свидетель того самого «Зимнего утра», того особенного вида «В лесу», «В поле» поделится находкой с десятками, сотнями других людей, путы ослабнут. Сила пейзажа огромна, нет смысла ей сопротивляться. Но и подчиняться не стоит. Нужно научиться её использовать. А вот как это сделать, мы узнали у молодой художницы Натальи Лобановой, чья первая персональная выставка собрала уже немало одобрительных откликов в книге отзывов. — Наталья, поздравляем Вас с творческим дебютом. Когда и с чего началось Ваше увлечение, выросшее сейчас до таких масштабов? — Любовь к рисованию родилась ещё в детстве. Нравилось перерисовывать красивые картинки, а уроки ИЗО в школе воспринимала как отдых. Но в изостудию никуда не ходила, так что рисунком увлекалась самостоятельно. Серьёзные занятия живописью начались для меня уже после окончания средней школы, когда я в 2001 году пришла в ДНТ. Здесь я и познакомилась с Николаем Николаевичем Цынарёвым — своим первым учителем и наставником. Вообще изостудию в Валдайском доме народного творчества посещаю уже много лет с перерывами. Во время учёбы в — Выставка называется «Времена года». А какое из четырёх Ваше любимое? — Сложный вопрос. Все — Большинство картин нарисованы пастелью. С чем связан такой выбор? — Пастель — это своего рода мел, она лучше ложится на бумагу. Сделанные ею штрихи создают впечатление бархатистости. Мне нравится, что можно достичь таких мягких, нежных и воздушных полутонов. К тому же пастель удобна в использовании. Открыл коробку с мелками — и приступай к делу! Конечно, техника рисования требует определённых навыков. Например, линии должны проводиться мягко, почти невесомо: пастель не карандаш, может осыпаться. Но всё это достаточно быстро приходит с опытом. Я обычно делаю зарисовку, а потом или сразу, или спустя — Вы родились и выросли в Валдае. Среди пейзажей легко найти узнаваемые места. А есть у Вас укромный уголок, куда приходите за вдохновением? — Люблю находить новые. Делаю очень много снимков. Недавно с семьёй ездили на пруды в село Яжелбицы. В голове уже «крутится» идея будущей картины. Без желания ничего не выйдет. Должна возникнуть такая потребность рисовать, что все прочие дела тут же легко отодвинешь в сторону. Если рисуешь «потому что надо», то и лучших результатов не жди. — А если никакой пейзаж долго не захватывает? — У меня такого не бывало. Наверное, тогда нужно — Какое событие Вы считаете самым ярким в своей жизни? — Рождение дочери. Ане сейчас полтора годика, и это моя самая большая радость. — Как родные относятся к Вашему хобби? — Все только приветствуют. Если я соберусь рисовать, то муж и с ребёнком готов посидеть, и от домашних хлопот на время освободить. Такая поддержка очень помогает. В картину хочется вложить позитивный настрой, передать испытанные при виде изображаемого состояния природы эмоции, тут некогда отвлекаться. Нарисовать пейзаж, вложив в него частичку души. И тогда он оживёт. Вот и весь секрет, как укротить исполинскую силу. Впрочем, если это покажется сложным, то не стоит расстраиваться. Один человек пройдёт по лесной полянке, не остановившись, а второй угодит в «природный капкан» и не освободится, пока не напишет прекрасную картину. Такую, от которой ранее прошедший с блуждающим взором путник несколько минут не сможет отвести глаз. Силой пейзажа можно восхищаться. Один японский поэт сказал: «Падает первый снег. Я бы насыпал его на поднос, всё бы глядел да глядел». Так и мы, перейдя из большого зала Дома народного творчества в малый, решили просто «глядеть и глядеть», как разнообразна бывает холодная зима. Небольшая внеплановая выставка «Снег» Н. Цынарёва, как и «Времена года» Н. Лобановой, продлится до конца августа. Успейте оценить на себе чудесное воздействие живописи, пока «поднос» не убрали! А. Галактионов
«Лодочки». Автор Н. Лобанова
«Последний аккорд солнца». Автор Н. Цынарёв
Фото автора