Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Музее уездного города новая выставка

  
03.11.05 г.
На днях в Валдае в Музее уездного города произшло замечательное событие: открылась академическая передвижная художественная выставка художников юга России. Академическая выставка в маленьком провинциальном городе — большая редкость. В Валдае, по крайней мере, такое случилось впервые.

В нынешнем году эта выставка объехала ряд крупных городов юга страны, полтора месяца назад была развёрнута в городе на Неве, а теперь вот имеют возможность прикоснуться к прекрасному и наши почитатели искусства. Это интересное событие не состоялось бы, если бы не пригласил художников (да что «пригласил»! — по существу, привёз их сюда) в прошлом житель Ростова-на-Дону, а теперь уже давно валдайский житель, предприниматель, любитель искусства, просто хороший и отзывчивый человек — Виталий Викторович Смоляниченко-Олешня.

Теперь представлю самих художников, приехавших сюда из Ростова-на-Дону. Это скульптор, член правления Академии художеств России, возглавляемой известным скульптором Зурабом Церетели — Сергей Николаевич Олешня, график Василий Александрович Чаусов, живописец Александр Иванович Фёдоров и живописец, председатель Союза художников Ростовской области Олег Валентинович Игнатов. Все они входят в золотой фонд искусства России. Произведения этих художников составляют только часть выставки. Другая её часть состоит из полотен и скульптур других мастеров изобразительного искусства и скульптуры А. Аполлонова, И. Реброва, Л. Бельмасова, Г. Мясникова, П. Черкис, А. Легостаева, П. Потокиной-Курилкиной и других. К сожалению, небольшой зал Музея уездного города вместил немного — всего лишь 38 работ, большая часть которых — творение рук С. Н. Олешни. Другие художники представлены на выставке одной-двумя работами. Но и эти одна-две работы дают представление, в каком направлении и какой манере работают мастера.

Нужно сказать, что в наше время академическое творчество достаточно разнообразно и не консервативно, как это было очень давно — в XVIII веке. Сегодня «академичка» демократична. На её выставках любители прекрасного видят вещи не только реалистического, но и другого толка. Два века назад такое было немыслимо. Однако сухой академической мысли, материальным воплощением которой были в подавляющем большинстве полотна с изображением людей знатных, занимающих высокое положение в обществе, не суждено было всегда оставаться в искусстве единственной мыслью. В своё время против академического взгляда на искусство выступили так называемые передвижники. Эти люди выполнили великую миссию: они показали, что задачи и цели искусства значительно шире и глубже, нежели их представляли художники, работавшие строго в академических рамках. Вот и наша выставка, о которой идёт речь, является передвижной, напрямую связанной с понятием «передвижники».

Два слова об истории передвижничества. Передвижники — это художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, представители демократического реализма в русском искусстве. С целью осуществления своей просветительской и выставочной деятельности они объединились в 1870 году в творческое содружество, которое заявило о себе как о независимой организации, противостоящей официальному центру искусства — петербургской Академии художеств. Сама идея организации передвижных выставок, по словам одного из передвижников, сводилась к тому, «чтобы вывести искусство из замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих, и сделать его достоянием всех», то есть достоянием народа. Не будь свободной передвижнической мысли, никогда не появились бы на свет «Грачи прилетели» Саврасова, «Боярыня Морозова» Сурикова, «Тайная вечеря» Ге, «Христос и грешница» Поленова, «Бурлаки на Волге» Репина и сотни других полотен, представить без которых русское искусство невозможно.


Но великое завоевание передвижников — демократический реализм — не стал пределом в искусстве. Художники пошли дальше. Сегодня в выставочных залах в рамках академического искусства можно увидеть произведения, относящиеся к экспрессионизму, символизму и даже формализму. На данной выставке вы увидите, по-видимому, символические вещи «Архаические излишества» О. Игнатова, «Летающие рыбы» А. Легостаева из Ростова-на-Дону, реалистическое полотно «Вечерняя служба в монастыре» А. Фёдорова. На выставке много скульптуры. Вы наверняка остановитесь перед «Галилеем» (работа выражает великую мечту человека больше узнать о других мирах, взгляд учёного устремлён вверх — в неизведанное в то время пространство — космос) П. Черкиса из Волгограда; «Автопортретом» (размышляющий творец) А. Аполлонова из Краснодара; его же работами «Панк» и «После бани» (отдыхающий после бани человек, расслабленная поза, довольный, умиротворённый вид, потирание пальцев ног — явные черты русской бани); ну и, конечно, перед работами С. Олешни «Российский дед», «Обнажённая», «Адам и Ева» (первые люди ослушались своего Создателя: запретное яблоко сорвано, в глазах юноши — довольство сделанным и свойственная молодости беззаботность).
На выставке, как уже было сказано, также представлены работы других художников. Это картины с яркими чертами юга «Автопортрет в историческом мундире атаманского полка» И. Реброва (Ростов-на-Дону), «Ростовский дворик» Л. Бельмасова (Ростов-на-Дону), два портрета бравых казаков, другие; скульптуры «Портрет скульптора Гургена Куригяна», «Портрет отца» Г. Мясникова (Ставрополь). Приходите, прикоснитесь к прекрасному!

Д. Тарасов
Фото Н. Орлова


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com