Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Духовный ларец: Время сева

  
04.04.15 г.
Приближается Светлая Пасха, которой сейчас предшествует Великий пост. Почему она столь значительна для нас — с этим и другими вопросами корреспондент газеты «Валдай» обратился накануне этого большого праздника к священнику Валдайского благочиния протоиерею Геннадию Степанову. Отец Геннадий по благословению митрополита Новгородского Льва окормляет несколько храмов в сельской местности; один из приходов, в которых он служит, может быть, более всего вам известный — церковь святого Александра Невского в Яжелбицах.

— Отец Геннадий, почему Пасха считается главным христианским праздником, и православные верующие называют её торжеством торжеств?

— Пасха — это воскресение Христово. Вспомните, какую жизнь прожил Иисус Христос. Это жизнь праведника, проповедника, умершего на кресте, но воскресшего, победившего смерть. Христа распяли, но Его воскресение означало, что зло, которое очень крепко обосновалось в этом мире, можно одолеть.

Христос не призывает нас жить именно так, как жил Он, полностью жертвовать собой и умирать молодыми, но призывает нас к праведной жизни — нести добро, созидать, не возвышаться над другими, сострадать, проявлять милосердие. Это очень непросто и возможно только при участии Спасителя. Так, верующие в Творца каждый в отдельности переживают на своём жизненном пути личное духовное воскресение и становятся, в общем, другими людьми. Материальные ценности, которые раньше полностью властвовали над ними, пагубные страсти, жажда обогащаться и быть всемогущими не давали проходу доброму и светлому — для таких людей всё это безвозвратно отходит в прошлое.

В Священном Писании Христос говорит: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». Узреть свет Христа, принять его всей душой — значит узреть истину. Без Бога, без веры, уповая лишь на собственные силы, когда человек так слаб и находится в плену пороков, это было бы просто немыслимо. Христос вызволяет нас из пут духовной смерти, а другая, физическая смерть не страшна. Вот почему так радостно для нас Воскресение Христово.

— Говоря о Пасхе, мы очень часто называем её «светлая». Это словосочетание стало настолько устойчивым, что употребляется, пожалуй, чаще, чем просто «Пасха». Почему светлая, а не, например, великая?

— Без света нет жизни. Свет рассеивает тьму. Свет всегда приятен; так приятен после ночи рассвет. Он — это проявление божественного, солнце ли нам светит или это духовный свет, который врачует наши души. Так или иначе, это Бог нам светит. И высвечивает нас для нас же самих, другими словами, Он Сам всё видит и нам себя видеть даёт. В свете Христовом мы наконец понимаем, кто мы и зачем мы пришли в этот мир. Пасха в первую очередь светла, потому что освобождает от духовной слепоты, темноты и неведения.

— Господь призывает к Себе всех, каждого в отдельности. Но говорит: «Много званых, да мало избранных». Что стоит за «избранными»?

— Действительно, Господь призывает к Себе всякого, но не все приходят к Нему, а меньшинство предпочитает «тесным вратам», о которых Христос говорит в Священном Писании, страсти, ложь и накопление сугубо земных благ. А это путь трагический, ведущий в никуда. После нашей кончины наши страсти, если мы так живём, наступаем на нашу совесть, будут просто разрывать нас на части.

Другой путь: в нашем отравленном грехом мире можно жить и по правде, стараться угодить Богу. Это путь настоящего христианина. Яркий пример тому — святые, которые отказывались от плотской самости, боролись со своими пороками. Они — это своего рода гвардия. Мы тоже можем бороться со злом в себе, только стоит захотеть.

Подумайте, насколько чистым хочет видеть Христос царство Его. Если во времена Ветхого Завета для верующих иудеев было нормой «око за око, зуб за зуб», то Он призывает прощать и даже любить врагов. А если делаем не так? В Евангелии мы читаем: «Отойдите от меня все делающие неправду». То есть Господь не хочет знать компромисса: либо мы живём по Нему, либо нет. Но жить по Христу всегда непросто, это всё равно что идти против сильного течения.

— В наше время православные верующие не приносят Господу того жертвоприношения, которое Ему преподносили древние иудеи задолго до рождения Иисуса Христа — ягнёнка, чистое невинное существо, кровью которого они мазали двери своих жилищ, дабы отличаться от иноверцев. Стало быть, наши современники, отмеченные тем, что уверовали в Творца, жертвуют другим?

— Тот и этот христианский мир разделяют тысячелетия. Современных христиан отличает образ жизни, который они ведут, прежде всего, добрые поступки, и жертвой с их стороны является памятование о заветах, оставленных Богом в Книге книг — Библии. Жить по ним и хранить память о них для последующих поколений — это и есть наша жертва. Мы должны помнить, что Господь жертвовал Собой, явился миру, снизошёл до человека, был унижен, мучим и распят. И претерпел всё это ради спасения человечества. Если бы не Христос, у нас не было бы возможности однажды воссоединиться с нашим Создателем.

— Каким можно назвать наше время для православной Церкви: простым, непростым, переходным или, может быть, каким-то ещё?

— Я думаю, что его определённо можно назвать временем возвращения блудного сына к родному для него отцу. Помните этот библейский сюжет? Народ, в советское время надолго изолированный от своих духовных корней, теперь возвращается к ним. Хотя наблюдается и другое: многие обратились к мамоне, считают, что это правильно. Вообще для верующих никогда не было лёгких времён. Были времена тяжёлые, очень тяжёлые — и в целом благополучные, спокойные. Вот наше время как раз такое — когда не обижают, не цепляют, не навешивают ярлыков. Такая атмосфера, когда было постыдно верить — она была в обществе. Помню, в своё время моя мама плакала из-за того, что я обратился к вере, а теперь она радуется этому.

Ещё наше время можно смело назвать временем духовного сева, когда у нас есть возможность беспрепятственно сеять в душах евангельское слово.

Нужно отметить, что за историю своего существования христианство не раз и не два подвергалось гонениям со стороны государства. И каким гонениям! Великому множеству священнослужителей, стоявших на страже заветов Христа, это стоило жизни. Святые стены разрушали или оставляли на разрушение природе и времени, а веру предавали забвению.

— Отец Геннадий, как готовятся прихожане к великому празднику?

— Сейчас для наших христиан главное — соблюсти Великий пост и таким образом достойно подойти к Светлой Пасхе. Всё зависит от того, насколько серьёзно мы относимся к нашему посту. Если все эти дни мы не были скромны и если наш дом отличали застолья, то нельзя говорить, что встретим Воскресение Христово, как положено христианам. И наоборот, если проявляли терпение, были скромны во всём, в отношениях с другими людьми, в пище и одежде, то да — мы со Христом.

Ещё можно сказать о том, что многие прихожане, заботясь о чистоте помыслов, в равной мере думают и о чистоте внешней, в преддверии праздника приходят убираться в храмах. Как правило, это одни и те же люди.

Ждём всех на Светлую Пасху в наши храмы!

Д. Тарасов

Фото предоставлено Е. Бойцовой


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com