Многие из нас ходят в церковь. Но далеко не все являются воцерковленными людьми, то есть людьми, живущими жизнью православной Церкви. Не все понимают иконы, что именно на них изображено. И, следовательно, не сопереживают тому, что на них видят. И только незримая нить совершенно не случайно связывает нас, не понимающих и не чувствующих того, что мы должны понимать и чувствовать в общении (именно в общении) со святыми образами. Что же такое иконы и фрески, на которые мы взираем в храмах — церквях, монастырях, соборах? Ни много ни мало это события христианской истории, которые найдём, если захотим, в книгах Священного Писания, то есть Библии. При этом события представлены иконописцами так, как сказано в Книге книг: ничего лишнего и вымышленного, того, чего не было на самом деле. Чем глубже мы погружаемся в мир иконы, тем больше начинаем осознавать, что она — это ещё одна из немногих форм (коими ещё являются чтение Писания и церковное пение) сопереживания верующих великим страницам христианства. В доказательство того, что это форма почитания Творца и преклонения перед Ним, обратимся к календарю двунадесятых праздников, то есть к важнейшим после Пасхи праздникам, в период которых христиане пребывают в усиленном молении. Конечно, мы просто не можем не заметить там Рождества Христова, или Крещения Господня, или Дня Святой Троицы. Безусловно, это ряд великих праздников, за которыми стоят реальные события, осмыслив которые во всей полноте, мастера иконописи в своё время по велению свыше оставляли иконы, писанные с глубокой верою и неизреченным усердием. Обратимся к Светлой Пасхе. Мы видим, что этот праздник всех праздников, величайшего торжества, победы Духа над смертью и грехом также оставил свой след у иконописцев. Но в силу того, что Библия ничего не сообщает о том, как именно воскресал Иисус Христос (этого никто не видел), след этот не слишком ярок. Если двигаться в глубь истории в поисках первых святых образов, то их нам дают Можно было бы продолжать рассказывать об истории иконописи бесконечно (следуя яркому примеру нашего искусствоведа, которая говорила много и замечательно — и о западноевропейских старых иконах и фресках, и об иконах и настенных росписях на Руси, в частности, на близкой к нам псковской земле), но давайте снова зайдём в храм. Что должно там видеть, что касается икон? Глубокое убеждение исследователей иконографии — в том, что, обращая свой взор на аналой в церкви или соборе, на котором возлежит та или иная праздничная икона, на иконостас с обилием святых образов, необходимо понимать, что перед нами разворачивается священная история. И мы должны непременно быть (!) участниками этой истории, должны сопереживать тому, что было, — чтобы проникнуться самой сущностью нашей христианской веры. Хотелось бы подчеркнуть следующее. Рассказ новгородского специалиста в области искусствоведения, построенный на постоянном чередовании двух линий — икона в современной Православной церкви, как её должно воспринимать, и непосредственно история мировой иконописи — приятно поразил ясностью в его понимании. Думается, в зале, где прошла встреча, не осталось ни одного человека, не понявшего, о чём идёт речь. Просто и доступно абсолютно каждому. Г. Р. Столову благодарили, в частности, слова благодарности сказал священник Игорь Бойцов. И в заключение следует заметить, что это увлекательное повествование о мире иконы в ходе его переросло в диалог искусствоведа с пришедшими на встречу людьми. Последовало немало вопросов к нашей гостье. Вот некоторые из них: как понять, что икона подлинная, а не «пустая», не работа ремесленника; с чем связано мироточение некоторых икон и другие. Д. Тарасов
Фото автора