Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Духовный ларец: Примирись с братом своим

  
06.01.16 г.
Рождество Христово — один из главных христианских праздников, относится к великим двунадесятым праздникам. В православной церкви он празднуется ежегодно 7 января. В этот день украшаются храмы, в них зажигаются все лампады, священники надевают самые лучшие и нарядные ризы. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником и символизирует возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. О наступающем празднике мы поговорили с клириком храма Петра и Павла священником Игорем Грибовым.

— Как должен готовиться к празднику Рождества Христова православный христианин?

— Подготовка к церковным праздникам бывает двух видов: внешняя, или бытовая, и духовная. Правильная духовная подготовка прежде всего подразумевает пост. Пост христиане соблюдали ещё в IV веке, тогда он был семидневным, а вот с XII века пост стал сорокадневным. Начинается Рождественский пост 28 ноября. Сам по себе этот пост менее строгий, устав о посте гласит, что можно употреблять в пищу и рыбу. Важно понести посильный труд поста, потому что, как говорят святые отцы, чрез воздержание от обильной тяжёлой пищи всякий человек постепенно приходит и к воздержанию от нехороших поступков, слов и даже мыслей.

Особенно полезно в посту быть участником соборной молитвы в храме, а также участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Для всякого христианина без исключения эти таинства являются важными источниками благодати, без которой немыслима нормальная жизнь души человека. В Рождественском посту есть особенные богослужения, которые ещё называются Аллилуйными, во время которых поются и читаются особо глубокие покаянные молитвы, настраивающие и нас на покаяние и смирение.

Нельзя забывать, что неполной будет радость, если мы не простим обиды и не примиримся с нашими близкими и нашими недругами, потому что только так мы исполним слова Евангелия: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5:23–24).

— Почему Рождественские дни называют Святками?

— Святками называются дни с 7 по 17 января. Сам праздник в Церкви продолжается до 13 января. В этот день последний раз поются Рождественские молитвы. Но, тем не менее, принято поздравлять с Рождеством в течение этих дней, потому что в это время отменяются однодневные посты (среда и пятница). Святки — это значит святые дни по случаю Святого Праздника, следовательно, и проводить их необходимо свято. Как правило, на святках приглашают друг друга в гости, чтобы поделиться радостью по случаю праздника. Не стоит забывать о тех, кто стар, болен, одинок, о сиротах и вообще о нуждающихся. И конечно, стоит упомянуть, что пьянство, излишняя резвость, а также языческие гадания не имеют ничего общего с Христовым Рождеством.

— Что такое сочельник, и что нужно делать в этот день?

— Сочельником церковный устав называет день накануне праздника, то есть 6 января. Это чисто богослужебный и церковный день. Утром служится особая служба, имеющая название «Царские часы». На часах читаются пророчества о рождении Спасителя мира, также Евангелия, повествующие об исполнении пророчеств, и послания апостолов, в которых раскрывается значение праздника Рождества для нашей земной жизни и спасения нашей души. Литургия в этот день должна совершаться позднее обычного, после её окончания вскоре появляется первая звезда, почему иногда сочельник называют Постом до первой звезды. Естественно, кто был в храме, тот и не ест до этого времени, а впереди ведь ночная служба, и необходимо подкрепиться. Вот и есть в Церкви такая традиция готовить сочиво (варёная пшеница с мёдом), отсюда и название дня — сочельник. Подкрепившись, верующие готовятся к ночной литургии, когда христиане причащаются и достойно встречают Светлый праздник.

— Празднование Нового года церковь не отрицает. Почему?

— Дело в том, что именно благодаря Церкви и есть праздник Новый год. В языческой истории Новый год был поистине страшным бесовским праздником. Историки говорят, что в древнем Вавилоне во всём городе и окрестностях гасились огни, и начиналась страшная вакханалия с пьянством, убийствами, грабежом и развратом. После Рождества Христова смена года приобрела совершенно иной смысл. Всякий Новый год был напоминанием того, что Бог пришёл в мир и стал одним из нас, чтобы каждый из нас, в свою очередь, был подобен Богу.

Вначале Новый год отмечали по лунному календарю 1 марта, начиная с XV века мы по восточно-христианской традиции праздновали его 1 сентября. В правление Петра I, который многое делал на европейский манер, новый 1700 год встретили по традиции западных христиан. Реформа Петра в этом отношении была мудрой, так как по старому стилю Новый год был после Рождества. Реформа календаря 1917 года всё окончательно запутала, потому что после неё наш современный Новый год стали отмечать как раз за неделю до Рождества. Вот поэтому и появилось такое искусственное противопоставление этих праздников именно в нашей стране.

— Как давно и откуда появилась в православии традиция рождественской ёлки?

— Появление ёлки как символа Рождества и Нового года тоже произошло благодаря западно-христианской традиции. Впервые ёлка в таком качестве упоминается в исторических документах 1651 года в Германии, в лютеранской среде. У нас эту традицию ввёл император Пётр. Не сразу мы привыкли к новогодней ёлке, но через полтора столетия, то есть в середине XIX века, к Рождеству и Новому году уже повсеместно стояли украшенные ёлочки.

— Впереди праздники, и на столе, кроме праздничных блюд, будет алкоголь. Ваше отношение к спиртному за праздничным столом?

— На этот вопрос я бы ответил историей примерно из VI века. Как-то в один из христианских монастырей на востоке пришёл один очень известный подвижник. По обычаю той обители, за обедом подали сухое вино: в древних монастырях на Востоке это было принято. Пришедший старец выпил одну чашу вина, затем другую, когда же ему предложили и третью, он спокойно отказался. Объяснил это так: две первые были от Бога, а вот третью подавал уже не Бог, а сам диавол. Поэтому в этом вопросе понятие меры является ключевым. Апостол Павел в своём послании пишет: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство…» (Еф 5:18). Все нехорошее и опасное в данном вопросе есть результат потерянного чувства меры. Помоги нам всем в этом Господи!

— Как Вы лично и Ваша семья готовитесь к празднику Рождества?

— Мне как священнику больше всего времени предстоит посвятить службе в храме и моему приходу. Но это не значит, что дома не будет праздника. Спустя несколько дней после Рождества, как раз во время Святок, будет скромный тёплый праздничный ужин в кругу семьи, подарки и всеобщая тихая радость от того, что в мире родился Богомладенец Христос.

Беседовала М. Шинина
Фото предоставлено И. Грибовым


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com