Но при этом необходимо отметить, что взявшая своё начало в провинции серьёзная литература вышла
В подтверждение тому, что слово Бориса Степановича имеет силу и легко на, если можно так выразиться, усвоение, хотелось бы привести строки из его повести «Святое озеро», посвящённой (ну, конечно же!) Валдайскому озеру, его почти девственной красоте и той тихой жизни, которая уже несколько веков как облюбовала здешние места. Тем более, что название «Святое озеро» не раз и из уст не одного выступавшего прозвучало на этой встрече если не единомышленников, то уж, по крайней мере, людей творческих, объединённых идеей продолжения добрых традиций нашей отечественной литературы. «Озеро в моей судьбе означало всё: я научился плавать раньше, чем читать, и грести научился раньше, чем решать арифметические задачки. Смолёные лодки, самодельные плоты, шпрюйтовые паруса и озёрный пароходик, плицами перебирающий воду, поведали мне о прелести мореплавания, завлекательный мусор по берегам, преображённый волнами, научил меня фантазировать, и, потянувшись вслед уходящему в бакштаг выструганному из толстой сосновой коры игрушечному, с бумажными кливерами, кораблику, я стал судоводителем. Но это было ещё не всё. Заповедный святоозерский лес вместе с хвойным озоном вдохнул в меня живое чувство Родины, а старый монастырь, чьи белые стены и башни мерцали на одном из островов, всечасно напоминал мне, что история не архивна, что запылены и ветхи лишь документы её, а она сама — стержень местности и населения, и потому, когда однажды, блуждая в окрестностях озера, я наткнулся в лесу на пробившийся из дёрна кусок мощёной серым камнем дороги, я опустился на колени, чтобы поближе рассмотреть булыжник, хранивший царапины и ссадины от железных ободьев колёс. Трава не росла среди камней, и метки на камнях были столь свежи, как будто только что проехал здесь из одной столицы в другую желчный бичеватель порока Александр Николаевич Радищев или протрясся на дрожках Александр Сергеевич Пушкин, усмешливо запечатлевший в стихотворной дорожной инструкции Соболевскому и яжелбицкую уху из форелей, и валдайских податливых крестьянок…» В чтениях приняли участие писатели из Новгородской, Псковской и Мурманской областей, учащиеся наших городских школ, просто валдайцы. И открыл встречу, если не считать вступительного слова директора библиотеки Н. Р. Тимофеевой и заведующей отделом краеведения Е. В. Емельяновой, первым и, пожалуй, самым большим рассказом об авторе «Святого озера» и капитане дальнего плавания мурманский поэт Н. Р. Васильев. Он познакомился с Романовым в 1992 году, когда ещё только вступал на литературное поприще. У молодого поэта тогда вышла в свет первая книжечка стихов, и уже в то время известный автор «Капитанских повестей» Борис Степанович дал ей свою оценку, посоветовав товарищу по перу «не закапывать пробивающийся, как росток сквозь землю, талант». Васильеву писатель запомнился «в ветровке, с внимательным взглядом, с усиками, человеком с убеждениями, оптимистичным и позитивным, вызывающим при общении на доверительные отношения». Это было непродолжительное знакомство, но впечатление о нём осталось у ныне живущего члена Союза писателей России, члена мурманского отделения этого Союза Николая Романовича Васильева навсегда. «Едучи сюда, — рассказывает он, — смотрю в окно вагона поезда на пробегающие картины страны и читаю „Капитанские повести“ автора, с которым был лично знаком. С лёгкостью запоминаются отдельные фразы о жизни моряков. Одна из них: „Порыв ветра рассёк жизни каждого из нас“. Это о героях книги. Как точно сказано! Я удивляюсь, почему Борис Романов отдал предпочтение прозе: ведь из него мог бы получиться и хороший поэт». Обращаясь к учащимся, присутствующим в зале, гость города призвал школьников больше уделять внимания живому слову, то есть книге. А также заботиться о том, чтобы не оказаться в числе тех, кто загрязняет наш русский язык необоснованно употребляемыми словами иностранного происхождения, появляющимися в последние годы, как грибы после дождя. Автор из Мурманска прочитал несколько своих стихотворений. Особенно понравились слушавшему его залу строки о любви. Он внимал им и Оригинальным было выступление прозаика из Боровичей, члена Союза писателей России Валерия Андреевича Мартынова. Это именно он сказал, что «слово Романова можно пить». Прозаик подчеркнул ту мысль, что Б. С. Романов принадлежит к тем творческим личностям, к тем писателям, которых можно назвать «языкастыми». «Белов и Распутин, — говорит он, — не просто писатели, а явно языкастые писатели. У них что ни слово — то образ. Вот и Романов таков же. Поэтому ставлю его в этом отношении с ними в один ряд. Я не скажу, что всего его прочитал. Но то, что прочитал — уже от меня не отнимешь. Чтобы встать в этот ряд, надо иметь редкий дар. Сегодня, к сожалению, очень многие авторы грешат тем, что забывают о своём истинном предназначении. Сбиваются в кучи вокруг Как всегда, взяла слово дочь писателя Елена Борисовна Милёхина. В этот раз она не рассказывала об отце, каким он был писателем, каким капитаном. Нет. Вначале слушатели, казалось, даже не поняли, о чём идёт речь. Елена рассказывает о Нельзя не отметить выступления председателя Новгородского регионального отделения Союза писателей России А. Н. Молоканова (В. Новгород) и председателя Псковского регионального отделения Союза писателей России, секретаря правления Союза писателей России, члена Высшего совета писателей Союзного государства, академика Петровской академии И. А. Смолькина (Псков). Руководитель новгородской писательской организации подчеркнул, что «зерно, посеянное Борисом Романовым в литературе, не осталось без внимания, дало свои всходы, породив там, где активно его читали, новых авторов и литераторов». Особо остановился он на небольшом произведении «Мила» — вещи о большой, светлой и нежной любви писателя к самому близкому человеку: жене Людмиле Константиновне. Новгородец засвидетельствовал то, что эту книгу не раз, не два и не три, а много раз спрашивали у него ребята, собиравшиеся в своё время служить на флоте. Значит, знали они о Романове. Значит, дошло до них Эти чтения не отличались красноречивостью, но отличались другим — искренностью того, что говорилось. Не было на них ни капли так называемого официоза, никого не заставляли говорить то, что он не хотел. И «зубрёжки» перед чтениями у готовящихся к ним людей, естественно, тоже не было. Каждый нес своё слово просто, некоторые говорили даже очень просто. Но при этом никому в зале не было скучно. С вниманием слушали выступавших учащиеся на задних рядах. И приятно то, что некоторые из них после перерыва не ушли домой, а остались на вторую часть чтений. Ближе к концу публику знакомили со своими художественными вещами писатели и поэты Новгородчины и Псковщины — в основном это были строки о российской деревне, о сегодняшних её проблемах (с валдайской стороны слово было предоставлено автору «Непричёсанной музы» В. В. Долбешкину). И о любви, конечно же. Каждый хотел донести до соседа по чтениям Д. Тарасов
Фото автора