Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Радости валдайских театралов

  
08.04.14 г.
Международный день театра — 27 марта — в этом году удался на славу: нам показали два спектакля подряд!

«Проделки Xанумы»

Снова порадовал Новгородский академический театр драмы. Во-первых, он привёз нам 26 марта замечательную пьесу «Проделки Ханумы» — яркую и весёлую. Во-вторых, постановка эта совершенно новая: премьера спектакля на «родной» сцене состоялась только-то 14 февраля (и приятно, что новгородцы делятся с нами свежими работами). В-третьих, такой многофигурности мы, кажется, ещё не видели — в спектакле заняты три десятка артистов театра! И опять же: как хорошо, что они не пренебрегли нашей маленькой (в буквальном смысле слова) районной сценой…

Пьеса А. Цагарели в обработке Б. Рацера и В. Константинова хорошо известна любителям театра по знаменитой постановке «Ханума» Ленинградского БДТ (спектакль в 1978 году был записан на плёнку, и его неоднократно показывали по ТВ). Тем большее уважение вызывает решимость коллектива областного драмтеатра предъявить зрителю своё видение материала.

Фабула пьесы, действие которой происходит в Тифлисе (а точнее, в Авлабаре, одном из районов города), проста: у князя есть титул, но нет денег, а у купца сколько угодно денег, но нет титула (а хочется!). Конечно, титул за деньги не купишь, зато у купца есть ещё и юная красавица-дочка. Тут же в дело ввязываются и две свахи-конкурентки… Но этот немудрёный сюжет играет разноцветьем образов и характеров, искрится шутками и танцами, звенит песнями. А массовые сцены базара и свадьбы поражают воображение! При этом разнообразная цветовая гамма и щедрость костюмов прекрасно уживаются со скупыми, почти условными декорациями.

Отмечу, что грузинские танцы, составляющие хореографическую основу спектакля, «ведут» актёров за собой: женщины движутся плавно, гибко, изящно — и речь их журчит напевно, с модуляциями, с интонацией, прихотливо распределённой по всей фразе; пляски мужчин зажигательны и порывисты, изобилуют резкими и точными жестами — и герои обмениваются темпераментными афористичными репликами, словно шашкой рубят — раз-раз! — так что любой диалог превращается в фехтовальный поединок или джигитовку.

Прогретые своей же колоритной, с кавказским акцентом, речью актёры практически «без разбега» заиграли в полную силу, а радостное внимание зала поддерживало эту волну вдохновения.

Конечно, зрителям приятно было увидеть своих любимцев, особенно Лилию Сергееву (Ханума), Любовь Лушечкину (её конкурентка Кабато), Павла Рудакова (купец Микич Котрянц), Павла Булгакова, прекрасно сыгравшего роль потрёпанного жизнью князя Пантиашвили. Но вровень с ними, азартно и вдохновенно играли и молодые актёры Ярослав Янковский (племянник князя Коте), Ян Цыбульский (слуга Тимоте), по-моему, чуть-чуть копировавший манеру игры молодого Константина Райкина, и Кристина Жеребор (дочка купца Сона).

Огромное спасибо Новгородскому драмтеатру, режиссёру-постановщику Сергею Гришанину, актёрам, всем, кто принимал участие в создании спектакля, за этот замечательный подарок к Дню театра! Приезжайте ещё!


«Дядюшкин сон»

А через два дня, 28 марта, нас ждала ещё одна премьера: в большом зале Администрации района «Домашний театр» представлял друзьям и поклонникам свою новую, уже девятнадцатую постановку — спектакль «Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского.

Удивительным образом перекликаются эти два спектакля. Судите сами: и там, и там действие происходит в маленьком городке (соответственно, в Авлабаре и в Мордасове), есть некий престарелый князь, которого хотят «окрутить», есть дочка, которую собираются сделать разменной монетой для получения титула и (во втором случае) богатства… Только в «Хануме» сия пикантная ситуация служит сюжетом для комедии-водевиля, у Достоевского получилась довольно желчная сатирическая повесть, а «Домашний театр» предложил нам свою версию: мелодраму с элементами фарса.

Главная интриганка сюжета, «первая мордасовская дама» Марья Александровна (Надежда Кредшева, на снимке) чрезвычайно оскорбилась бы, посмей её кто-нибудь так назвать. О, она же делает всё из самых благородных побуждений, от чистого сердца, а это вокруг неё сплошные интриганы и завистники!.. Смотреть на сценическую эволюцию Марьи Александровны сначала смешно, а потом страшно, и сочувствие вызывают её рабы и игрушки: и постаревший, порядком выживший из ума князь К. (Виктор Тихонов), и муж властной дамы безропотный Афанасий Матвеевич (Анатолий Галяндин), и особенно её дочь Зина (Алина Лассонен) — натура одновременно страстная и безвольная… И свою шуршаще-щебечущую сеть плетут вокруг них провинциальные кумушки, сплетницы, скучающие наследницы и домовладелицы, чьи «злые языки страшнее пистолета…». Особенно выделяется среди них главная конкурентка Марьи Александровны — вдова полицмейстера Наталья Дмитриевна (Оксана То-ко). Чувствуется, что дай первая дама слабину, окажись в незавидном положении — и вся шёлково-кружевная, всех цветов радуги стайка перепорхнёт к новой покровительнице…

Немножко о том, что лично меня как зрителя порядком сбивало с толку. Одни участники постановки играли на полном серьёзе, вживаясь в роль, веря в своего персонажа сами и заставляя верить в него зрителей. Другие, видимо, всё время помнили о том, что они — участники «Домашнего театра», что всё происходящее на сцене — представление, затеянное с целью поразвлечься самим и позабавить зрителей. Согласна, обе техники правомерны на подмостках; театр Станиславского и театр Брехта — «две большие разницы» — тому подтверждение. Но не в одном же спектакле! Не в одном же диалоге двух действующих лиц!

Во всём же остальном это большая работа всего коллектива «Домашнего театра», который смело взялся за такой объёмный материал (пьеса, написанная Н. П. Подгорновой, идёт более двух часов), режиссёра Наталии Петровны, усердно работавшей с актёрами, руководителя театра Л. А. Ликиной, традиционно занимавшейся костюмами — а одеть всю труппу на этот раз было весьма непростой задачей! Подрастает и молодое поколение актёров-любителей, а значит, валдайский театр и дальше будет собирать любителей сцены — и на подмостках, и в зале. Долгих ему лет, новых спектаклей!

О. Любимова
Фото автора


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com