В Музее уездного города открылась выставка «Песни и сказки в русской народной картинке».
Едва входишь в зал, оказываешься в атмосфере народного праздника. Эти лубочные картинки с наивными сюжетами и милые фарфоровые фигурки будто раскрашивал ребёнок. Они притягивают своей ясной простотой, мягкостью линий, округлостью форм и совершенно неожиданными, сочными сочетаниями красок. В лубке воплотились одновременно народный юмор и наша история, в картинках как для взрослых, так и для детей Русские мастера придали лубку радостный характер. Наверное, поэтому и в небогатых мещанских, купеческих домах и в крестьянских избах было модно украшать лубками стены, а в ранний период они красовались на видных местах в богатых хоромах и даже царских дворцах. Истоки повсеместной популярности — в их доступности для простых людей, в доходчивости, яркости изображения и народном юморе. Долгое время недорогие лубочные картинки у неграмотных людей были очень важным источником знаний и новостей, заменяли и книгу и песенник. Не ищи меня, богатый, ты не мил моей душе, Кто теперь знает слова этой старинной песни «Вечерком красна девица»? А вот ведь сохранились же они, и всё благодаря дошедшей до нас из далёкого далека гравюре на металле 1857 года. Мало того, остались в истории и имена людей, причастных к её изготовлению — помечено, что сделана она в мастерской Лизаветы Тарачковой, а издатель — некий Абрамов. Многие иллюстрации сопровождаются шутливым или назидательным текстом, в котором старательно выписана каждая буквочка. Сегодня эти тексты наряду с картинкой представляют художественную ценность. На примере книги «Об Лубок — настоящее явление в искусстве народа, которое всем понятно и дорого. Милые, радостные фарфоровые фигурки — как те же бумажные лубки, только отлитые в форму. Они забавны и очень пластичны, их не только хочется поставить на полку как украшение, но и взять в руки, внимательно рассмотреть, да и просто поиграть ими, как в куклы. Лубок как явление в искусстве до сих пор в разных формах живёт в сознании народа — вспомните, например, всем известный фильм «Любовь и голуби» режиссёра В. Меньшова или пьесу «Печка на колесе» Н. Семёновой. Это ли не подтверждение ценности лубка и признание его равноправного положения с другими видами искусства? М. Шинина
Что мне, что твои палаты, с милым счастье в шалаше.
Тега, тега, тега, тега, гуськи мои домой…Лубок называют народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Способ изготовления придумали в Китае в VIII веке. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Всё изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка — и приходилось начинать всё сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили чёрную краску на стеночки. Сверху осторожно клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Оставалось просушить и раскрасить красками. В XV веке технология лубка перешла из Китая в Западную Европу, а в середине XVII века — в Россию. Сначала их называли «фряжскими», затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками».
Фото автора