Кроме обычных «выездных» легкомысленных комедий, нам в последнее время удалось увидеть спектакли «Вдовий пароход» («Скажи, что ты меня прощаешь…»), «Адъютантша его превосходительства», поразившие действительно драматическим накалом и превосходной игрой актёров, которым довелось показать нам и другие грани своего таланта.
И вот ещё один спектакль, о котором заранее было известно, что он «неоднозначный», «спорный»… Тем более было интересно его увидеть. Спектакль «Казнить нельзя помиловать» написан и поставлен одним и тем же человеком — Павлом Ивановым из Минска, который определяет своё творение как трагикомедию. В пьесе всего два действующих лица, лаконично обозначенные как «Мать» и «Отец» (в той версии спектакля, которую нам удалось увидеть, эти роли исполняют народная артистка России Капитолина Гавриленко и заслуженный артист России Иван Сучков; второй состав — Наталья Егорова и Анатолий Устинов). Кроме того, есть в пьесе внесценический персонаж — сын, вокруг которого только и крутится действие. Итак, пожилые супруги возвращаются из ночного клуба, где, нацепив «крутой прикид», шпионили за взрослым сыном. Выяснили, что он наркоторговец. Мать, которая до того «ни сном ни духом», не знает, что такое «колёса» (тут супругу приходится просветить её) и зачем нужны телохранители, тут же решает, что они должны сыночка казнить. Именно казнить, а не убить — на этом она неоднократно настаивает. Честно говоря, тут возникает первое недоверие к сюжету: такое решение не принимают с Мать и отец начинают потрошить свои воспоминания о сыне, причём сначала, как в пьесах Островского, рассказывают друг другу хорошо известные обоим вещи, а потом всё дальше углубляются в те дебри, которые скрывали друг от друга («Так и живём, каждый со своим секретом…»). Паззлы эти складываются в устрашающую картину. По ходу дела родители находят старые слайды, Мама роется в комнате сына, чтобы найти деньги, чтобы… и т.д. А находит наркотики, которые решает попробовать: «Надо же мне знать, за что отдают огромные деньги моему сыну люди, которым он продаёт смерть!» (странная логика как мамы, так и автора пьесы: да, прямо вот так сын и хранит в квартире родителей целый чемодан наркотиков!). Папа сначала отговаривает её, а потом, улучив момент, подменяет порошочек безвредной присыпкой. Мама нюхает и предлагает ему присоединиться. Он бестрепетно присоединяется. А потом их обоих «накрывает», потому что мама догадалась о папиных кознях и сделала обратную подмену. Им становится так «хорошо», что они сначала танцуют Пьеса неуклюжая, вымученная, ходульная, актёрам, похоже, тяжело играть всё это. И о наркотиках сейчас, уже во втором десятилетии XXI века, так говорить не имеет смысла (эффектным было разве что сравнение наркотика с джинном — пока он не выпущен из бутылки, он совершенно безопасен, но стоит только приоткрыть крышку — и его уже не остановишь, всё вокруг подвергнется разрушению). Поэтому считаю, что пьеса о другом: об ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями. Слова матери: «Я столько в него вложила, я от всего отказалась, а он…» — и в другом месте: «О чём сама мечтала, он бы воплотить сумел…» — должны послужить нам предупреждением. Грозным предупреждением. О. Любимова