К сожалению, в этом году не было крестного хода, совершаемого обычно вокруг монастыря. Но, несмотря на это и неважную, бессолнечную погоду и мелкий моросящий дождь, главный монастырский храм был почти полон. После службы все посетившие сей великий для Валдая праздник совершили под открытым небом простую монастырскую трапезу. Д. Тарасов К Иверской святыне 10 августа вся православная Россия отпраздновала один из великих христианских праздников — День Смоленской иконы Божией Матери. В Валдайском Иверском Святоозёрском монастыре прошёл ассоциирующийся с этим днём праздник в честь иконы Иверской Божией Матери, Чудотворная икона — на Афоне Коснёмся немного истории святыни, в частности, истории её двух копий, написанных для русской земли. Сказание об Иверской иконе Богоматери начинается с IX века, когда при императоре Феофиле свирепствовало гонение на иконы. В то время жила неподалёку от Никеи в собственном доме одна богатая и очень благочестивая вдова; у неё была икона Богоматери, к которой вдова имела величайшее благоговение. Спасая икону от иконоборцев, боясь уничтожения иконы, женщина вместе с сыном опустила её в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки нашли святой образ и поставили его над монастырскими воротами. Две копии одного образа Возникновение российского культа иконы Богоматери Иверской обычно связывают с событиями середины XVII века, когда по инициативе архимандрита Новоспасского монастыря Никона (ставшего вскоре патриархом Московским) в Святогорском Иверском монастыре на Афоне была скопирована прославленная в христианском мире чудотворная икона Богоматерь Портаитисса, или Вратарница. Эту копию доставили в Москву в 1648 году. Другую копию иконы патриарх Никон в 1656 году предоставил Иверскому Валдайскому Святоозёрскому монастырю. О почитании афонской иконы, связанной ещё с эпохой иконоборчества, на Руси знали намного раньше — с тех пор, как русские паломники начали посещать Афон. Упоминание чудотворной иконы Пречистой Богородицы, которая «пришла по морю сама от Иверская земли» содержится, например, в рассказе, записанном в Москве между 1560 и 1562 годами со слов афонских старцев Иоахима, Евфимия и Феофана, о том, как писали икону. Архимандрит Иверского афонского монастыря Пахомий собрал братию и сотворил моление с вечера и до света. Святили воду святыми мощами, обливали афонскую икону, а воду собирали и обливали ею кипарисную доску для новой иконы. Вновь собирали воду, смешивали её с красками и давали иконописцу Иамвлиху Романову. Мастер писал образ Богородицы под нескончаемую молитву. Братия служила литургию и всенощные. А художник работал, забыв про всё, не отрываясь на отдых и приём пищи. «И та икона новописанная не разнится ничем от первой: ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая», — писал Никон. Готовая икона прибыла в Москву 13 (26) октября 1648 года. С тех пор на Руси в этот день и отмечается праздник иконы Иверской Божией Матери. Московскую икону сначала установили в Успенском соборе, а затем в специальном помещении, сооружённом между двумя проездами Иверских ворот, служивших въездом на Красную площадь. «Вратарница» открывала вход в сердце Москвы, России. В день коронации русские цари преклоняли колена перед Иверской иконой, прося покровительства в государственных делах. Всякий начинающий новое дело, всякий спешащий в дорогу шёл на поклон к ней или брал маленький образок Одигитрии Иверской — Путеводительницы — с собой. В 1932 году Иверские ворота были разобраны, а знаменитая икона перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Несколько иначе сложилась судьба второй — валдайской копии иконы. Известно, что она была доставлена в 1656 году в драгоценном окладе в Иверский Святоозёрский монастырь. Этот оклад за 44 тысячи рублей заказал московским мастерам патриарх Никон. При встрече иконы в Святоозёрском монастыре были вынесены ковчеги с частицами мощей митрополитов Петра, Ионы, Алексея и Филиппа. Вскоре после водворения иконы в валдайской обители в местной типографии набирается сборник «Рай мысленный» (1659 год), целиком посвящённый прославлению афонской святыни, которая поступила в новгородские пределы. В этом сборнике помещены гравюры работы мастера Паисия: два идентичных оттиска с изображением средника иконы. На гравюре Богоматерь без короны, у младенца крещатый нимб. С правой щеки Богоматери каплями стекает кровь. Посетивший Иверский монастырь Павел Алеппский сообщал, что патриарх Никон запретил всем иконописцам писать с иконы копии. И если запрет и вправду имел место, нашлись другие формы её прославления, которые проявлялись в Святоозёрском монастыре в виде песнопений — те исполнялись в календарные дни во славу иконы Богоматери Иверской. Любопытно, что в печатных описаниях валдайского монастыря мы не находим репродукций чудотворной иконы, тогда как московская копия святыни воспроизводилась постоянно. (Первоисточники: книга «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон». — Ярославль,
Фото автора