Было время, когда самовар являлся обязательным атрибутом каждого дома на Руси, будь то крестьянская избушка или купеческие хоромы. Первые самовары появились в середине XVIII века и сделаны они были на основе и принципах «сбитенника» — предмета, служившего для приготовления горячего питья из мёда и лечебных трав и «кухни» — устройства, предназначавшегося для одновременного приготовления двух блюд (щи и каша).
Самовары делались самых различных форм и размеров. Каждая форма самовара имела своё собственное народное название, такое, например, как банка, шар, яйцо, ваза, кубок, груша, фонтан, цилиндр, бочонок… Были среди них двухведёрные «великаны» для общественных чайных и компактные «малыши» для дальних поездок или выезда на пикники. В XIX веке редкий путешественник рисковал отправиться в дальний путь без небольшого «медного чуда». К концу XIX века русские самовары завоёвывают мировую известность и получают медали на многих международных выставках. Этим пользуются тульские купцы — владельцы крупных фабрик. В рекламных целях обыкновенные серийные самовары они начинают украшать медалями, завоёванными на выставках их более именитыми «собратьями». Практически все самовары, представленные на новой выставке, тоже тульского производства. На крутых медных боках и сейчас отчётливо читаются надписи: «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева в Туле», «Паровая самоварная фабрика И. Ф. Капырзина в Туле», «Торговый дом братьев Шемариных». Есть среди самоваров мемориальные экземпляры, связанные с какими либо лицами или событиями. Вот, например, большой белый самовар Ефросиньи Галышевой из деревни Лутовёнка. Именно он описан в поэтическом произведении «Хозяйка» Маргариты Алигер, побывавшей в годы войны в творческой командировке на Выставку самоваров дополняют предметы, постоянно сопровождавшие их в быту. Здесь можно увидеть старинную вышитую скатерть, сахарницу и щипчики для колки сахара, заварочные чайники и фарфоровые чайные чашки с блюдцами, баночки для хранения чая, кувшин для сливок, маленький хрустальный графинчик и рюмочку для ликёра. Справа, при входе в выставочный зал, стоят несколько самоваров, которые можно потрогать руками. Это особенно интересно тем детям, которые растут в современном обществе, почти полностью лишённом самоварного чаепития. Работники музея охотно расскажут детям об устройстве самовара и покажут им, где у него находятся такие загадочные устройства, как заглушка, конфорка, хватки, паровички, верток и репеёк. Самовар не терял своего значения до середины XX века. Постепенно на смену духовым пришли электрические самовары. Однако Н. Орлов