Автор |
Сообщение |
Husky 26
Профиль Сообщение
|
01.04.09 01:58 |
Ответить с цитатой |
Весьма нетривиальные суждения Бориса Суварина:
ПУШКИН – САМОДЕРЖАВИЕ - ГОГОЛЬ
200-летие Гоголя выпало на новую «николаевскую эпоху» — довольно беспомощный ремейк николаевской эпохи Пушкина-Гоголя.
… Александр Сергеевич начертил своим летящим острым пером: «К чему бесплодно спорить с веком? / Обычай — деспот меж людей». В юности Пушкин в духе времени был почти декабристом («…эти заговоры / Между Лафитом и Клико») — так и родилась «Вольность». Затем в духе времени он стал патриотом из патриотов — родилось «Клеветникам России». С тех пор между этими двумя столбиками и мечется бедная общественная мысль России. Не зря сказано: «наше все». По сути дела за 200 лет к словам Пушкина не добавлено почти ничего, хотя и очень старались.
…То же самое относится и к Гоголю. Он не только полностью разделял идеологию Пушкина, он вместе с ним эту идеологию создал..
…«Все мы вышли из гоголевской шинели». Ну, не знаю, куда мы там «вышли» — пуговица от шинели далеко не катится… Мы — гоголевские персонажи, живем в мире Гоголя. И не только в его художественном мире, но и в мире современной «николаевской России с компьютерами», мире «гоголевской политики и идеологии».
Извините за сравнение, но Пушкин/Гоголь сформировали русскую государственную идеологию примерно в той мере, в какой Маркс/Энгельс идеологию социализма.
Чеканную идеологическую формулу «православие-самодержавие-народность» государство обрело в 1830-е годы, как раз когда кумиром государства и общества был Пушкин и вскоре стал Гоголь. (Это не значит, что кумиры имели много денег и чинов — не путайте их с семьей Михалковых.)
…НАРОДНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ (или точнее государственно-народная) ИДЕОЛОГИЯ была не «придумана для России», а «подслушана в России», если угодно «извлечена из России» (как музыка из струны). Только поэтому она так живуча — несмотря ни на какие изменения внешней среды!
…У них — ЮРИДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, декларации, переходящие в Конституции.
У нас — ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ тексты, относящиеся к «душевной конституции» народа.
Нам не нужны юридические права — с нас довольно художественной метафоры.
Пушкин полностью оправдывает русскую политическую Систему — в форме игнорирования ЛЮБЫХ политических систем….
.. Пушкин более чем интересовался политикой. Но, живя в стране, где нет «права на политику», Пушкин для самого себя выдал нужду за добродетель.
И это идеально легло на душу народа, на душу общества — какие там в самом деле «громкие» и лживые (или холодно-формальные) «права»? Чепуха это — «оспаривать налоги» или «мешать царям друг с другом воевать»… Жить своей частной жизнью, ПОЛНОСТЬЮ отдавая всю общественную жизнь Государству. Такая Конституция: мы «вам» (начальству) отдаем политику, а «вы» нам за это разрешаете «скитаться здесь и там». «Вот счастье! Вот права».
Так с тех пор и живем по этой Конституции.
…А что Гоголь?
… ВСЕ ТВОРЧЕСТВО Гоголя — сотворение «душевного мифа режима».
Когда-то Сталин сказал: «Нам нужны наши советские Гоголи и Щедрины». Эрдман откликнулся замечательной эпиграммой: «Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Блестяще, сам Гоголь бы лучше не сказал! Но неправда…
Есть огромная разница между Гоголем и Щедриным.
Щедрин — прокурор России.
Гоголь — адвокат России.
Щедрин Россию и русский народ ненавидел (как, кстати, и всех других — почитайте, что он понаписал о Франции, Германии и т.д.).
Гоголь Россию и русский народ любил. «Своих героев надо любить». Гоголь любил их до такой степени, что ОПРАВДЫВАЛ — во всем.
Собственно, его книги — это полное ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПРАВДАНИЕ николаевской России.
…«Ты все бы хотел нас видеть прибранными, да выбритыми, да во фраках. Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Ваши «громкие права» — о том, как нам сделаться «беленькими». А оно нам не нужно, не интересно совсем! А нам-то нужно, чтоб нас полюбили черненькими!
Кто устоит противу такой правды? Тут вам и философия, и правосознание.
….Но мы — те самые «плуты-потомки» — видим в ДОБРОМ гоголевском смехе примирение с жизнью. Не с той, что была 200 лет назад, а с ее продолжением – сегодня.
Живая, с морозца, родная, черненькая Россия!
Так зачем нам… беленькая? Да еще отмытая дурацким английским мылом…
Теплый, объединяющий смех над собой дает нам куда больше «прав человека», чем все ваши «Декларации»! И ответственности меньше — посмеялись и дальше пошли… со смехом…
Я уж не говорю о лобовой апологетике режима, данной в «Ревизоре» в виде «Жандарма из машины». Happy end в английской пьесе — свадьба, а в русской — явление жандарма. Правда, боюсь, что Гоголь и сам понятия не имел, кто же этот «чиновник, прибывший по именному поведению» — уж не тот же самый Хлестаков, только в генеральском мундире?
Но Гоголь дает — в рамках Системы — не только «право на смех».
Он дает и «право на слезы», право на жалость.
Для чего нужны все ваши «права человека»?
Для справедливости.
Но нет справедливости в холодном вашем, бездушном «еврозаконе».
Справедливость — это ЖАЛОСТЬ. Она ни в каких ваших правах не прописана, она у нас есть — в николаевской России!
…Гоголь сделал прозаический вариант «Медного всадника» — повесть о том, как Машина (машина Государства, или Рок, или еще какая внешняя сила) «с тяжелым топотом скачет» за человеком по мертвой мостовой, получилась не хуже, чем у Пушкина.
Тут же описан и «чарли чаплинский бунт» маленького человека. Если бедный Евгений говорит «Ужо тебе!», то Акакий Акакиевич произносит истинно бунтовские речи, обращаясь к генералу: «Но, ваше превосходительство… я, ваше превосходительство, осмелился утрудить потому, что секретари того… ненадежный народ…».
Про «бунт» говорю без всякой иронии: многие ли из нас, о просвещенно-либеральные читатели, посмеют не анонимно в интернете обругать Путина, а в жизни сказать «своему превосходительству», что его секретари… того… ненадежный народ?
Это куда страшнее, чем последующее срывание шинели с генерала — там-то сказка, а тут жуткая быль. Доведенный до последнего отчаяния маленький человек бунтует — и это поистине страшный бунт (о чем и говорит метафорическая сцена срывания с генерала шинели). Да, русский бунт…
Но тут есть и ответ — русское примирение.
«И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими ловами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
…«Наше все» — обязывающие и точные слова.
«Наше все» — не значит «все наше сладкое». Нет, и сладкое, и горькое, и то, что считаем «хорошим», и что считаем «плохим».
Национальные поэты…
Они выразили РЕАЛЬНУЮ ИДЕОЛОГИЮ нации: сочувствие, понимание, покорность, усмешка — вместо требования прав. Литература — вместо закона и политики. Обида и бунт — вместо конфликта, расчета, компромисса.
Бричка едет по своей, проложенной классиками колее.
«Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось…».
До 2009 колесо доехало.
И все попытки вылезти из колеи кончались одинаково. Много грязи, а потом все равно — повихляется-повихляется и назад в колею, «и мчится, вся вдохновенная Богом!..».
Полностью статью можно прочитать здесь:
http://www.ej.ru/?a=note&id=8941 |
|
|
|
наверх | последнее на форуме
|
|