Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Да пребудем в вере нашей

  
29.07.09 г.
В понедельник этой недели православная Россия отметила один из самых значительных праздников — День иконы Смоленской Божией Матери. История распорядилась так, что Валдай обращается в этот день к местной святыне — иконе Иверской Божией Матери. Чудотворный лик, остановивший здесь эпидемию холеры в 1848 году, стал для истинно верующих людей больше, чем просто икона.

Накануне церковного праздника выпала возможность побеседовать с историком, зав. отделом музея истории СПбГУ, старшим преподавателем высшей религиозно-философской школы, редактором журнала «София», автором книги «Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий монастырь» Н. Н. Жервэ. В этой беседе Нина Наумовна сделала своеобразный экскурс в историю Руси, монастыря и жизнь его основателя, шестого по счёту патриарха Руси Никона. Всю прошлую неделю Н. Н. Жервэ работала в библиотеке монастыря, являясь одним из инициаторов возобновления её работы после долгих и тяжёлых для обители советских времён. Нина Наумовна сообщила, что несколько лет назад она нашла библиотеку в плохом состоянии, раздробленной, включавшей в себя всего несколько сотен книг, которые находились в самых разных монастырских помещениях. Со временем трудами её самой и единомышленников библиотечный фонд увеличился в несколько раз. Теперь это примерно восемь тысяч книг, которые заняли свои места на библиотечных полках в одном из отреставрированных помещений, а именно в Михайловской (Никоновской) башне. Среди имеющейся литературы здесь есть информация и о самой Иверской обители, дающая общие представления о её истории. Однако такой литературы немного. К сожалению, нет печатного слова, которое донесло бы до нас подробные картины жизни монахов. До нас дошли из них лишь частички. Но известно, что монастырь отличался высокими примерами духовной жизни его братии, то есть монахов. Например, служивший в нём когда-то молчальник Пахомий с радостью нёс самые тяжёлые послушания и скончался коленопреклонённым в молитве в своей келье, как Серафим Саровский.


У всякого времени своё лицо

В течение всей истории своего существования Иверская обитель, задуманная Никоном как один из оплотов православной веры, перестраивалась. Такой, какой мы видим её в настоящее время, она стала к концу XIX века. Значит, почти два с половиной века лик её менялся. Самые старые стены в ней в наше время — это Успенский (Иверский) собор, который начали строить в 1655 году и уже через год закончили. Патриарх после того, как братия получила благословение и приступила к строительству обители в 1653 году, не раз посещал её вплоть до 1658 года, то есть до времени, когда он неофициально, добровольно из-за расхождения с царём Алексеем Михайловичем и его приближёнными во взглядах на роль церкви в государстве сложил свои полномочия. Официально же он оставался патриархом до 1666 года. Таким образом, главой русской православной церкви он был четырнадцать лет.

Монастырь монахи строили удивительно быстро. Ни один другой монастырь на всей Новгородчине не знал такого быстро строительства, обычно обители строились долго.

Поначалу в деревянный ансамбль строений нетерпеливое время по ходу истории вкрапляло каменные постройки. Многие из них сохранились до нашего времени. Их основательность ощущается, когда входишь под таинственные своды. Прихожане Иверского прихода посещают по обыкновению главный храм (в прошлом году бывший Патриарх Всея Руси Алексий II освятил его именно как Иверский собор), где проходят праздничные службы. Внутреннее убранство этого здания и реставрировавшаяся много раз настенная живопись дают возможность прикоснуться к самой вечности. Этот тихий и вневременной свет, льющийся откуда-то сверху! Этот огонь свечей, который, кажется, никогда не гас здесь! Но он гас, мы это знаем. В течение нескольких десятилетий прошлого столетия лишь стены хранили его свечение. Здесь в этот период размещались мастерские, трудовая артель, музей истории, госпиталь, дом инвалидов, лесная школа, база отдыха. Намоленные, святые стены отводились под что угодно, только не по своему прямому назначению.

Кому-то из наших современников, может быть, посчастливилось посетить и другие монастырские постройки, например, угловые башни, трапезную, пройтись по галереям стен, окружающих обитель. Под этими сводами особая атмосфера. Здесь уже чувствуется монашеский быт и видится монашеское око, оставившее мир и мирскую суету. Но сегодня грань между миром и тихой, именно тихой обителью несколько стёрлась. Сюда приезжают не только паломники, но и многочисленные туристы, которые порой забывают при входе в монастырь осенить себя крестом, надеть головной убор, сменить шорты на брюки. А когда в тишине поднимаешься по витым лесенкам тех же глухих угловых башен или Михайловской башни, вдыхаешь приятный запах извёстки и сухого дерева, сверху смотришь вдаль на тающий в туманной дымке город и задумчивое, под стать самой святыне, Валдайское озеро, то всё суетное уходит и проникаешься мыслью: «И Никон так же когда-то смотрел».

В лучшие для монастыря времена (а это конец XIX века) в нём служили, по разным данным, до 150 и даже до 200 человек. Но самой яркой страницей в его истории исследователи всё же считают первые годы его существования, когда в него были привезены святая святых — список с иконы Иверской Божией Матери из Афона (судьба подлинника остаётся неизвестной, а та икона, которая теперь хранится в монастыре, была написана уже в более поздние времена), святые мощи Иакова Боровичского, работала типография, привезённая сюда братией закрывшегося в то время Кутеинского монастыря, что в Белоруссии (с которой как раз и связан первоначальный период его становления), появлялись печатные издания, в том числе «Брашно духовное» и «Рай мысленный» с приложением к нему, автором которого явился Никон (сообщивший в нём «Сказание о строении Иверской обители на святе озере и о явлении и перенесении мощей св. Иакова Боровичского»). Особо примечательными для обители годами специалисты также считают середину XIX века, когда её настоятелем был назначен архимандрит Лаврентий Макаров. Именно при нём и его современнике Пахомии зарождается старчество как духовная сила, помогающая определиться в вере людям сомневающимся, ищущим духовности. По-другому это ещё называют духовным окормлением. Сейчас, когда мы приходим в церковь, то в книжной лавке без труда можем найти соответствующую литературу: книга старца такого-то, книга старца такого-то. Лаврентий сам был олицетворением подвижничества в вере и учил этому других. К нему спросить совета, обратиться за помощью с охотой приезжали за сотню вёрст; путешественники, узнав, что в обители служит некий старец Лаврентий, считали необходимым повидаться с ним.

Всякое время оставило на обители свою печать. Уже ближе к нашему времени, в 20-х годах XX века, например, бесследно исчезли из него мощи святого, также пропал самый большой монастырский колокол «Патриарх Никон», большевики разрыли монастырское кладбище. А вот уже почти век спустя на наших глазах прошла реставрация монастыря, происходит возвращение православной церкви того, что ей по праву должно принадлежать.


Братия монастыря

В настоящее время в Иверской обители насчитывается пятнадцать насельников. Монашеская жизнь, исключающая брак и имеющая целью служить Богу, на глазах наших современников вернулась в эти стены. С 1991 года они находятся в юрисдикции Новгородской Епархии, которую уже много лет возглавляет архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев.

У каждого монаха, в каком бы духовном сане он ни находился, кроме самого главного — служения Богу — есть и другие обязанности. Наместник монастыря архимандрит Ефрем наверняка запомнился верующим как человек добрый и мудрый. Под стать ему и вся монастырская братия. В солнечные, жаркие дни, в часы между молебнами вы непременно застанете монаха Вонифатия (он садовник) за поливкой роз и других цветов, коих теперь на территории обители множество. Вонифатий также заведует здешней библиотекой. Монах Савватий занят делами в книжной лавке. Сравнительно недавно появившийся здесь иеромонах Сергий проводит экскурсии. Взгляды на жизнь, мысли, стремления, духовное образование или его отсутствие ввиду наличия другого, свели их жизненные дороги, сделали этих людей братьями по вере.

Д. Тарасов
На снимках: Крестный ход; летом в трапезной монастыря очень много народу.
Фото Н. Орлова и автора


Поделиться
Класснуть



    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com