Отцу Ефрему, наместнику Иверского монастыря, совсем недавно исполнилось семьдесят лет. А послезавтра он отметит День Ангела.
Мальчик родился в селе Гандрабуры Ананьевского района Одесской области, в многодетной семье православных верующих. Родители Александр и Пелагея — уроженцы тех мест — дали жизнь нескольким детям. В разговоре священник назвал двух братьев и двух сестрёнок. С самых юных лет малыш ходил с отцом и матерью в церковь. И храм для него был больше, чем школа, несмотря на то, что над верующими в ней, откровенно и мягко говоря, подсмеивались: мол, ходят тут, учатся всякие, тянут страну назад в тёмное прошлое. И разве можно в наше просвещённое время верить в существование бога — да это же просто позор, — считали как учащиеся, так и педагоги. А он веровал. Он чувствовал, что есть Бог, и что люди, которые показывали на него пальцем, неправы. Но не объяснял, не доказывал им это, а просто нёс свою сокровенную веру по жизни. Юноша окончил в 1956 году среднее образовательное учебное заведение и пошёл работать в местный колхоз. В армию его по причине болезни не взяли. Трудился он в коллективном хозяйстве разнорабочим.
А в возрасте 29 лет решил, не сомневаясь, поступить в духовную семинарию. Сначала подал заявление в Одесскую семинарию. Но там отказали, ответ был таков: «Не может быть принят по формальным причинам». За «формальными причинами» стоял указ уполномоченного по церковным делам Одесского округа не принимать людей местных и, наоборот, принимать приезжих из дальних городов. И тогда молодой человек попробовал поступить в Ленинградскую духовную семинарию, хотя это было очень сложно сделать. И поступил — правда, после того, как прошёл «чистилище» в военкомате и других органах города Ананьева для того, чтобы сняться с учёта и поехать учиться в город на Неве. Опять ему пришлось слушать мораль, теперь уже наших советских чиновников на тему: Советский Союз и бог несовместимы. Но семинарии в стране всё же существовали, в общей сложности их было три.
В 1976 году Ефрем окончил семинарию и был назначен служить в церковь Преображения Господня в Бронницах Новгородской области. В том же году он был переведён на службу в Новгород, где служил до 1981 года в храме апостола Филиппа на Торговой стороне, единственном в городе действующем в то время храме. Следующий период жизни молодого священника (этот сан он получил в 1972 году во время учёбы, после того, как был рукоположен митрополитом Никодимом) был связан с Боровичами, где он был назначен настоятелем церкви Святой мученицы Параскевы Пятницы и благочинным Боровичского округа. Таким образом, более четверти века он служил там, хотя уже в 1997 году по указу архиепископа Великого Новгорода и Старорусского приступил также к исполнению обязанностей наместника нашего Иверского монастыря, которые исполнял до 2000 года. В 2007 году отец Ефрем был освобождён от службы в Боровичах и с этого времени Владыка Лев назначил его наместником валдайской обители.
О друзьях, товарищах
А в самом деле, бывают ли у батюшек друзья — такие, как у нас, мирян, погрязших во множестве житейских дел? Можно только догадываться, что и у них тоже есть закадычные товарищи — ведь они тоже люди, хоть и отстраняются от мирской суеты. Отец Ефрем сообщил, что у него тоже есть друзья — как среди священников, так и среди тех, кто живёт в миру. А вот недругов, как у обычных людей, у него, вне всякого сомнения, нет. Вообще было бы странным, если бы духовное лицо, христианин до мозга костей имел в этом мире недругов. Это было бы равносильно тому, что священник искренне веровал бы в Творца, служил ему и одновременно был атеистом. Или проповедовал бы смирение и любовь к ближнему, и в то же время поддерживал бы, например, расистов. Отсутствие недругов и наличие только друзей вытекает из заповедей, что Создатель оставил нам через Священное Писание.
Священник также сказал, что дружба для него — более широкое понятие, нежели просто обычная дружба. Это предполагает вера. Бывает, что человек приходит в монастырь и искренне рассказывает духовному наставнику о
Хлеб для души
Безусловно, Библия — это книга книг, но только лишь отчасти её следует рассматривать как литературное произведение, пусть даже неизмеримо высокохудожественное. Прежде всего, это Слово свыше — для каждого без исключения. Батюшка помнит, что впервые взял в руки Священное Писание ещё ребёнком, может быть, ещё в четырёхлетнем или пятилетнем возрасте. В этом большую и незаменимую роль сыграла его мама 1913 года рождения. Именно благодаря ей он стал верить, что мир неслучаен, неслучайна Вселенная, наши поступки, поиски, ошибки и благие намерения, смерть и рождение, радость и скорбь, и всё, что мы делаем, тоже не случайно. Уже в детском возрасте он проникся духовными строками и больше никогда с ними не расставался. Книга книг стала для него с течением времени хлебом для души. Если душа молчит, то не взывает к тому, чтобы её покормили. Но если она голодна, то и голос её явственно слышен и неумолим, точно так же, как и голодный желудок. «Покорми меня!» — кричит она иногда до жути. Отсюда и народная, хоть и обобщающая всё нравственное, мудрость: «Не хлебом единым жив человек». Поэтому мир для отца Ефрема, человека, на которого возложена теперь очень большая ответственность, начался с ранних его лет с идеи, а не с материи. Откуда солнечный свет? Почему падает дождь? Почему есть зима и лето? А самое главное: почему рождается человек? Почему жизнь так сильно бьёт его, часто в самом расцвете его лет? Почему его радости и достижения перемежаются со страданиями и утратами? Почему в итоге приходит смерть? И почему не дано увидеть сейчас, что стоит за ней? Не будь священником, он, наверное, стал бы учёным, пытаясь найти ответ на эти и другие вопросы. Но он уже в юности понимал, что если человек живёт без Бога и ищет причины происходящего с ним в глобальном смысле вовне себя, а не в себе, то он так и не поймёт: Почему?
На столе в рабочем кабинете отца Ефрема в Иверском монастыре можно увидеть в любой день не только Старый и Новый Заветы, но и другую духовную литературу. Помимо книг, есть и журналы. Например, журнал «Фома». Это издание для всякого человека, а особенно для людей, пока сомневающихся в существовании Бога, с той целью, чтобы они всё же обрели Его — прекрасное содержательное слово о нашей жизни и её смысле с точки зрения православной веры. Смотрит наместник Иверской обители по кабельному телевидению духовный канал. Вот откуда ещё можно взять хлеба для души.
Большая ответственность
Сейчас батюшка ответственен за большой приход — Иверскую обитель. В его подчинении немало людей. Семеро из них — священники, двое — монахи, один — инок, трое послушников, и человек пятнадцать трудников. В будние дни утренние службы начинаются рано — уже в 7 часов. Все, кто пребывает в монастыре, идут на службу, исключений быть не может. И естественно, наместник обители должен быть хорошим примером для всех остальных. Помимо этого монастырь — а это целый комплекс не только храмов, но и хозяйственных построек — посещают сотни, тысячи паломников, туристов, здесь останавливаются детские православные лагеря из других городов, находят отраду те, кто только встаёт на путь веры.
Отец Ефрем счастлив тем, что всю жизнь стяжал именно духовные ценности. Отдав себя полностью духовной жизни, он обрёл главное — Бога.
Д. Тарасов
На снимках: будущий священник и его товарищи в годы учёбы в духовной семинарии; отец Ефрем в 1988 году; наместник Иверского монастыря за рабочим столом в наше время.
Фото автора и из монастырского архива