Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

За грехи человеческие

  
15.07.11 г.
«За грехи человеческие страдает вся природа», — произносит в Новом Завете святой апостол Павел. Как он прав, говоря это! Тысячу раз прав.

Недавно автор этих строк стал свидетелем одного события, которое ещё долго будет оставаться в душе, и которое подвигло его посмотреть на власть на местах не замыленным взглядом, по-другому, чем прежде. Рождение такого, я бы сказал, во многом «отрезвляющего» взгляда на деятельность руководства в отдельном, очень важном для общества вопросе связано с фактом, о котором здесь пойдёт речь.

Это было накануне Дня города. 15 июня стояла чудесная погода. Около полудня я вышел из редакции газеты и увидел следующую картину. На асфальте в десятке метров от городского крытого рынка лежала рыженькая гладкошёрстная собака. Над ней склонилась бабушка. Подхожу ближе. Бабушка плачет, обращаясь к премилого вида животному. «Радочка, вставай. Что с тобой случилось? Вставай, пожалуйста. Ну…» — произносит она безутешно. Ничего не понимаю в том, что вижу. Но потом обращаю внимание: собачонка совершенно неподвижна. Но бока ходят: значит, дышит. И глаза открыты. В этих умных ясных, почти человеческих глазах видится удивление. Они будто бы говорят: "Что со мной произошло? Почему я не могу пошевелить даже лапой, ведь пять минут назад я бегала и была обласкана человеком? Одного из них — вот эту бабушку — я хорошо знаю. Но надо мной склонились и другие люди. Кто они?». Из рассказа Прасковьи Матвеевны (так зовут эту приятную женщину в летах) узнаю, что несколько минут назад, она покормила эту бездомную собаку мясными обрезками, купленными в лавке. Как всегда, кинула кусочек существу нуждающемуся в хлебе насущном, а та в знак благодарности вильнула хвостиком. Но случилось непредвиденное для благодетельницы. В то время, когда бабушка отвернулась, собака, проглотив вкусненькое, вдруг рухнула на землю, и больше не могла подняться. Седая женщина искренне упрекала себя в том, что не усмотрела и дала что-то не то, от чего животному стало плохо. Подошла девушка с рынка, как и я, она была тронута происходящим. Вместе решили пока перенести собаку на ближнюю лужайку в надежде на то, что она придёт в себя. А если не придёт, то сразу отвезти её в ветлечебницу, чтобы там ей, пусть за наши деньги, но оказали медицинскую помощь. Но в это время на «пятачок», на котором мы находились, «подлетел борт». Из него вышли несколько человек, в том числе представитель милиции. Молодая особа в погонах, обращаясь к нам, строго бросила: «Отойдите от собаки. Я сказала, отойдите от собаки!». «А что, собственно, здесь происходит?» — в недоумении спрашивали мы подъехавших. Но в ответ получили упорное молчание. Не мешкая, один дюжий джентльмен из этой «делегации» сгрёб в одну свою лапищу две передние конечности животного, в другую — две другие его лапы, и не положил, а почти что бросил его, как полено, в «борт». При этом живое, тёплое тело Рады и её голова с открытыми глазами жалко свесились в его руках и напоминали тушку убитого охотником лесного зверя. «Что вы делаете? — возопили мы. — И куда вы её увозите?». В ответ только звуки захлопывающихся дверец. «Постойте, — обратился я к даме в погонах, — как Ваша фамилия?». И услышал в ответ: «Костина».

Ну что делать? Постояли мы, свидетели этого, пребывая в ужасе, поговорили и решили не оставлять этого дела.

Прежде чем пояснить вам, с каким безнравственным актом пришлось столкнуться в этот злополучный час, кто к нему имеет самое прямое отношение и вследствие чего я и другие люди стали очевидцами варварского отношения к бездомному существу, да притом ещё и, я бы сказал, оскорбительного отношения к культурным горожанам (не со стороны каких-то там хулиганов, а со стороны самой власти), справедливо спрашивающим, куда и почему увозят собаку, необходимо обратиться к истокам этой истории.

Претворение её в жизнь, как выяснилось, начинается в коридорах власти с официальных бумаг, суть которых — очистить город «от бездомных собак и кошек». Об этом будет ниже рассказано подробнее. Сама же она начинается ещё раньше — со звонков в Администрацию отдельных лиц с жалобами на собак: бездомных и хозяйских, особо подчёркиваю — на тех и на других, а не только на бездомных. Глава Валдайского городского поселения М. Б. Галахов позднее, уже после «истории», сообщил, что часто звонят в Администрацию люди, пострадавшие от укусов собак, ну, а руководство, взяв во внимание эпидемиологическую обстановку в городе, да и в районе, обязано принимать меры.

О том, какие именно меры принимает руководство города, и о том, какие именно меры принимало много лет подряд, ещё до создания городского поселения руководство района, автор этих строк также расскажет вам ниже. Но прежде чем это сделать, действительно необходимо привести данные врачей-эпидемиологов.

Корреспондент газеты получил информацию от руководителя ЦГСЭН в Валдайском районе О. Н. Гашуковой. Она привела некоторые цифры и факты. Например, в 2009 году по причине укусов собак (и хозяйских, и бездомных) в лечебные учреждения Новгородской области обратились 1979 человек. Также, например, в 2010 году в соседней Тверской области были зарегистрированы три случая смерти человека, вследствие заболевания бешенством, передавшимся через укусы собак. Две из них были бездомными, а одна — хозяйская, охотничьей породы. Врач заметила, что она и её коллеги обязаны ставить в известность власть, в конечном итоге не допустить случаев заболевания животных и в особенности людей страшной заразной болезнью. Но при этом она подчеркнула, что санитарные врачи поднимают перед властью вопрос цивилизованного отлова бездомных животных (заметьте, только вопрос цивилизованного отлова!), вопрос же, касающийся (как вы думаете, чего?!) — будем называть вещи своими именами — умерщвления бедных животных, не имеющих хозяев, — они не ставят. Во всяком случае, о том, что врачи «ведут речь только о цивилизованном отлове» записано на днях со слов руководителя ЦГСЭН.

Цифры и факты — вещь упрямая. Собачьи укусы очень болезненны. В чрезвычайных случаях это заканчивается бедой. Всё это так, и этого нельзя отрицать. Да никто и не будет. Но давайте посмотрим дальше «своего носа», будем всё же мудрее (Homo sapiens означает «человек разумный»), зададимся, наконец, вопросами, почему появляются бездомные животные, в чём корень этого зла, почему кусаются и гадят на детских площадках наравне с бесхозными животные, у которых есть хозяева (и вполне состоятельные), и, самое главное, что получает и получит общество в итоге, каким оно будет, если в нём возобладают разрушительные силы. Почему в коридорах власти руководители почти безоговорочно занимают позицию чиновников, не желающих решать очень важный и больной для общества вопрос, позицию практически заскорузлых бюрократов и, подчеркну, прибегают к таким мерам, о которых лучше бы вам, уважаемые читатели, совсем не знать.

Привожу вам документ, которым руководствуется исполнительная власть, прибегая к ставшим для неё уже традиционными мерам: отлову и далее… Называется он «О порядке содержания животных и птиц» из Решения Совета депутатов Валдайского городского поселения от 27.01.2006 года №18 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания Валдайского городского поселения» (принято Советом депутатов Валдайского городского поселения 27.01. 2006 года): «Отлов бродячих собак и кошек возлагается на предприятие ЖКХ по уборке города и должен производиться по мере необходимости, но не реже раза в квартал. Собаки, независимо от породы, в том числе имеющие ошейники и номерные знаки, находящиеся без владельца в общественных местах города, считаются бродячими и подлежат отлову». Председателем Совета тогда, как и теперь, являлся В. П. Литвиненко, и утверждён такой документ Главой поселения.

Обратите внимание: «Отлов бродячих собак и кошек возлагается на предприятие ЖКХ по уборке города». Город можно убирать от мусора, от грязи, от канализационных стоков, в конце концов, от мёртвых домашних животных (в том числе сбитых на дорогах автомобилями) и мёртвых птиц, например, галок, ворон и т.д. Но, нужно ли, логично ли возлагать подобные функции на вышеназванное предприятие? И убирать («убирать», можно было бы подобрать и другое слово, но суть остаётся именно такой) город от живых, здоровых животных, требующих на самом деле нашей защиты? Если разобраться, то вопрос «лишних» собак лежит в плоскости нравственности, а не в плоскости уборки города. Им должны заниматься социальные органы, органы опеки. Соответствующих таких социальных органов у нас, к нашему всеобщему позору, увы, нет. Это вообще белое пятно, непаханое поле, которое рано или поздно, но придётся пахать. Получается, что власть не может нормально, цивилизованно, по-человечески решить этот больной вопрос. Единственное, что она делает — поручает его коммунальному хозяйству, через которое, не опасаясь реакции части общества и не игнорируя закон «проводит» деньги, предназначенные для исполнителя отлова, и, как выяснилось, умерщвления, бездомных животных. Само наше коммунальное хозяйство, как сообщил главный инженер А. В. Яковлев, не имеет права заниматься отловом бездомных животных — у него нет соответствующей базы. Оно лишь выступает в роли посредника между администрацией и исполнителем заказа отлова. На исполнителе заказа, как и на деятельности власти, хочется остановиться подробнее.

«Борт», о котором выше шла речь, принадлежит общественной организации «Новгородское региональное общество охотников и рыболовов», руководителем которой является Н. С. Шиловский. Из бюджета Администрации Валдайского городского поселения за каждую отловленную собаку это Новгородское региональное общество получает по 2,5 тысячи рублей. Это практически стоимость стерилизации животного в ветеринарной станции. Выяснилось, что отловленные и брошенные в «борт» собаки проводят там последние минуты своей жизни. А потом их вполне здоровых, и по идее нуждающихся в социальной защите, в окрестностях Великого Новгорода в крематории пожирает огонь. Вот всем этим — от отлова до утилизации — занимается общество охотников и рыболовов (заметьте, общество охотников и рыболовов), выигравшее, как сообщил Н. С. Шиловский муниципальный заказ на уровне области, и получившее лицензию на этот вид деятельности. Можно представить эту ужасную картину: когда огонь пожирает не каких-то там заразных и действительно вредоносных, а вполне здоровых животных, а также всё, что предшествует крематорию, начиная от выстрела на поражение. Вообще, волосы на голове встают дыбом, когда узнаёшь это. И о том, что следует за отловом, конечно же, просто не могут не знать наши исполнительная и законодательная власти. «Не надо, не пишите вы, пожалуйста, об этом. Не поднимайте вы этот вопрос», — попросил журналиста руководитель Общества охотников и рыболовов. Знаете, тому, кто занимается богоугодными делами, нечего скрывать. Н. С. Шиловский в разговоре с ним говорил об эвтаназии (усыплении), мол, «мы официально усыпляем бездомных животных, чтобы они не мучились». И это гуманно, говорит он. «Хорошенькая» эвтаназия, нечего сказать. Выстрел в животное из пневматического оружия шприцом с усыпляющей начинкой, а потом парализованное, живое существо при стечении людей кидают в «борт», подобно кирпичу или полену, не представляются, не показывают документы, не отвечают на вопросы культурных граждан. Какое право, скажите, имели замалчивать ситуацию с отловом исполнители заказа (Н. С. Шиловский так и не назвал своего подчинённого, работавшего здесь 15 числа, фактически прикрыв его и сказав, что это «грязная работа», работник Администрации Валдайского городского поселения — специалист по ГО и ЧС. С. А. Дмитриев, лейтенант полиции О. Костина)? Да никакого. А что касается эвтаназии в её истинном понимании, то здесь любой цивилизованный человек обязан сказать вот что. Эвтаназия на самом деле, уважаемые читатели, это достояние истинно цивилизованного общества. Это самая крайняя мера, когда сделать уже совершенно ничего нельзя….Согласие на усыпление действительно сильно страдающего животного даёт либо его владелец, либо какие-то социальные органы, взявшие на себя обязательства по уходу за живым существом. Уход животного в цивилизованном мире сопровождается печалью со стороны людей и часто обязательствами делать в дальнейшем для других бездомных душ что-нибудь хорошее, что облегчило бы их жизнь. Посмотрите, внимательно на цивилизованную Европу, к примеру, на Великобританию. Там существуют специальные службы, приюты для животных, которым подыскивают новых хозяев. Не обходится и без скорбного усыпления, но это делается только в крайних случаях. За десятки километров работники социальной службы едут на джипе к месту, где оказывают ветеринарную помощь какой-нибудь травмированной на трассе автомобилем дикой птице. Это только единичный пример.

Ну, что тут скажешь, когда Глава Валдайского городского поселения М. Б. Галахов в разговоре заявил: «Сегодня мы будем жалеть бездомных собак, которые кусают прохожих, пугают детей, а завтра будем жалеть крыс?». С такой вот «психологией» — а ею, увы, наделены подавляющее число чиновников на разных уровнях — ничего в этом больном вопросе не будет предприниматься столетиями. Крыс-то, безусловно, никто не призывает жалеть. Это было бы глупо.

Лишать жизни, по глубокому убеждению автора этих строк и многих-многих других людей, нужно только тогда, когда отдельное конкретное животное действительно наносит конкретный безоговорочный вред. Хозяйское оно или бесхозное, всё равно. Недавно по ТВ показали сюжет, в котором от хозяйской породистой сильной собаки пострадал человек. Этот человек остался без рук. Хозяйка собаки и сама собака при этом до сих пор не понесли за это наказание. И эта зубастая машина смерти сейчас спокойно разгуливает на свободе. Это же просто ужас, беспредел. Вот где перекосы! Вообще у нас в России куда ни глянь, обязательно увидишь какие-то крайности. В колониях отбывают наказание преступники, совершившие тяжкие преступления. При этом их не лишают жизни, дают им незначительные сроки, кормят, поют, обувают, одевают, и нередко они подпадают под амнистию. И они в местах лишения свободы по закону имеют право не работать, то есть едят за «колючкой» дармовой хлеб. А где-то преспокойно лишают жизни ни в чём не повинных животных.

Последняя «зачистка» по заявке Администрации Валдайского городского поселения была именно 15 июня и, естественно, «посвящалась» Дню города. Её очевидцы видели всю «прелесть» традиционных мер. Город, получается, убрали от Рады и от подобных ей живых душ. Если разобраться, кому мешала эта бедная собака, не причинившая ни капли зла?…Да никому. Как выяснилось после «истории», это милого вида живое существо, то есть Рады, было за несколько месяцев до этого стерилизовано на нашей ветеринарной станции за счёт средств добрых людей, замечу, не одного, а нескольких человек. Вот так, собака, одни люди жалели, подкармливали и ласкали тебя. Другие заработали на твоей смерти и смерти других существ «бабки», прикрывшись отсутствием другого пути решения вопроса, лицензиями и так называемой официальной эвтаназией — если уж говорить откровенно, по-человечески, «без галстуков».

Что нам нужно делать, когда складывается вот такая ненормальная, нехорошая, некрасивая ситуация? Нам, просто напросто, надо отказываться от диких форм решения этого вопроса и делать в нём самые первые шаги, пусть даже они будут похожи на неуклюжие, смешные шажки малыша, который учится ходить. Дело это очень трудное, очень долгое, требует большого терпения. Но всё же посильное. Нужно поднимать этот вопрос на уровне области. У нас есть официальные лица, которые могут это делать. В области необходимо строить приют или Центр (как хотите его называйте, но суть одна) для бездомных животных, готовить для него кадры, оснащать и укреплять эту базу. Это требование нашего во многом жестокого времени. При желании, дело рано или поздно сдвинется с мёртвой точки. А начать стоит с общественных слушаний по этому вопросу. С общественных слушаний? — удивились в нашей Администрации, когда услышали это. Да, именно с общественных слушаний. Нельзя такие вопросы решать одной, двумя, тремя головами. В конце концов удалось убедить официальных лиц, что это нужно делать. «Ну что же, — сказали они в заключение, — давайте, пишите в газету. Может, кто и откликнется. Но, с нашей точки зрения, Вы (то есть я) будете на слушаниях единственным». Так что теперь, валдайцы, вы можете откликнуться, и сказать своё слово: нужны эти общественные слушания или нет, важен этот вопрос или нет, или по-прежнему следует оставаться «немыми», как было до этого. Следует прислушаться к мнению Почётных граждан города Валдай.

В некоторых других регионах страны, несмотря на то, что в государстве до сих пор не существует общего закона о содержании домашних животных (некое его подобие было отклонено в 1999 году Президентом), дело уже сдвинулось с мёртвой точки. Трудно сказать, каковы теперь именно там реалии (как соблюдается местное законодательство), но там законы «начали думать» о жаждущих бедных животных без крыши над головой. Это закреплено в официальных документах, которые можно разыскать в Интернете. Так, это уже есть в Новосибирске, Москве, где закон запрещает без должной надобности умерщвлять бездомных животных и где для них уже существуют первые социальные приюты и соответствующие центры. В Санкт-Петербурге закон находится в проекте, его уже рассматривали не раз, пока не приняли, но во всех чтениях он предусматривает запрет на умерщвление животных без особой надобности. Губернатор Валентина Матвиенко подчеркнула: «Если мы будем гуманно относиться к бездомным животным, то у нас не будет бездомных людей». Совершенно верно сказано.

Сейчас в Новгородской области по имеющимся данным отсутствуют социальные приюты. Но многие за них. «За это и коллектив ветлечебницы в Великом Новгороде, который, несмотря на все трудности, выполняет не только свою работу, но и из милосердия к животным делает кое-что для них своими собственными силами», — от лица коллектива сообщила сотрудник лечебного учреждения К. Н. Демченко.

Мы и так живём в жестокое время. С экранов телевизоров на нас льётся поток фильмов и передач, главным героем в которых является насилие, причём насилие в открытой форме. Всё это смотрит и впитывает в себя молодая поросль. Безнравственное видео — это, по существу, пропаганда насилия. Каждый день в эфире убивают, насилуют, тиранят — почти всё из этого лишено нравственного начала. И как тут молодому неокрепшему уму выстоять? Это хорошо, если у подростка добрый круг знакомых и порядочные родители, чадо которых постоянно находится в их поле зрения. А если нет? Получается, что молодеющая преступность черпает пригоршнями из дрянного колодца.

Автор этих строк не зря упоминает здесь телевидение. Увидевшие на улице средь бела дня отлов бездомных животных, причём в той форме, в которой видел это журналист, неокрепшие духом молодые граждане, напичканные вот таким видео, вполне могут заключить для себя, что то, что происходит — это нормально, это норма. А именно так оно и бывает. Вот это страшно. И это только одна вредоносная сторона такого больного вопроса. И я мог бы здесь назвать и другие пагубные стороны.

Мне могут возразить те, кто считает, что вопрос о бездомных животных не так уж важен, и можно было бы не поднимать его. Они ссылаются на то, что у нас о людях-то думают так себе, а кто-то хочет, чтобы думали о бродячих животных. Эта точка зрения не очень умных людей. Одно другого совершенно не исключает. Общество, в котором наплевательски относятся к бездомным животным, которое почти равнодушно взирает на жалкую жизнь стариков и инвалидов (а это всё есть, и этого нельзя отрицать), имеет, таким образом, зыбкие духовные основы, и будущее его во многом неопределённо.

Господь нам оставил заповеди, одна из которых гласит: «Не убий!». Так почему же мы убиваем?

Отлавливать совершенно здоровых, не причиняющих вреда людям, бездомных животных затем, чтобы потом сжигать их в огне, таким образом проводить «уборку» города — это дикость, и это несовместимо с высоким званием «ЧЕЛОВЕК».

Д. Тарасов


Поделиться
Класснуть



    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com