У художников подобная золотая нега в природе вызывает неутолимое желание бросить на холст жёлтые красные кадмии, примешать к ним серию охр и сиен, внести в полотно ультрамарин и кобальт, одним словом заняться добрым волшебством, смело обращаясь с колдовским «зельем» — масляными красками и кистями.
Работа на воздухе воодушевляет: ведь источник красоты находится непосредственно перед глазами художника. Иными словами, это пленэр. И один из них прошёл на днях здесь, на Валдае, в окрестностях детского лагеря «Жемчужина Валдая» для художников из Новгородской области. Вернее, для художниц, потому что подавляющее большинство творческих личностей — это представительницы прекрасной половины человечества.
Что касается этой осени, то она до сих пор не спешит нас радовать тёплыми и приветливыми лучами солнца. Серенькая погода с почти ежедневными дождиками внесла свои коррективы в общеизвестную яркую левитановскую осень. Такую вот осеннюю пору с сереньким платом небес и неяркими красками под ними и старались запечатлеть творческие натуры из Великого Новгорода и Старой Руссы, прибывшие сюда для работы по линии Новгородского областного Дома народного творчества.
На пологом спуске к озеру и почти у кромки воды во второй из дней пленэра и день нашего знакомства они расположились так, как подсказало им внутреннее чувство. Выбрав очередной мотив по душе, они усердно работали, несмотря на то, что с пепельного цвета неба до земли долетали очередные серии капель нерешительного дождя. Чтобы защитить свои работы от влаги, художницы приспособили пляжные зонты,
Мотивы были выбраны самые простые: противоположный берег, опушка леса у воды, лодки у лавины, отдельно стоящие деревья — можно сказать, виды тихой, скромной «местной Швейцарии», таящие в себе, впрочем, как простое, так и сложное. Насчёт простого в сюжете всё понятно: бери и перерисовывай. А о сложном можно заметить следующее. Глубокие, уже очень опытные натуры могут писать тут, видя внутренним зрением то, о чём, если обратиться к истории мировой живописи, говорил Клод Моне: «Сюжет имеет для меня второстепенное значение. Я хочу изображать то, что живёт между мной и предметом».
Настоящие художники, в том числе самобытные, идут к мастерству, в
Было тут на берегу немало молодых художниц, вступивших на нелёгкий творческий путь несколько лет назад и настойчиво постигающих возможности живописи в условиях мастерской, студии под началом наставника и вот таких серьёзных пленэров, каким был этот многодневный пленэр на Валдае. Эти девушки посвящают живописи всё свободное время. Для
Такие смешанные (по возрасту) группы, по словам Е. В. Киселёвой, хороши тем, что молодые художники имеют возможность учиться у художников уже состоявшихся, причём в условиях, далёких от обстановки мастерской.
Необходимо сказать о руководителе данного пленэра, Виктории Станиславовне Сахаровой, члене Новгородского отделения Союза художников России, сейчас работающей в изостудии в ГДК. Я видел один из свежих этюдов художницы и скажу без преувеличения, работа эта мне очень даже понравилась. При общении с Викторией Станиславовной чувствуется педагог с многолетним стажем. Она автор многих выставок, имеющий своё собственное лицо. О подопечных она говорит так: «Кто имеет характер, тот добьётся своей цели». Не согласиться с этим просто нельзя.
Её туристический довольно вместительный рюкзак с этюдами и приспособлениями для занятий живописью, старенький, весь в пятнышках давно засохшей краски этюдник, и то, как она работает на открытом воздухе, — всё это вызывает неподдельное уважение. На вопрос, что собой представляет современная живопись в Новгородской области, В. С. Сахарова ответила так: «В области и в особенности в самом областном центре имеется хороший потенциал художественных сил. Здесь немало интересных, оригинальных художников, немало молодых, дерзающих авторов. Но база, конечно, гораздо скромнее, чем, скажем, в Петербурге». Не забыла она сказать об истоках пленэра на Новгородчине, и здесь ею был упомянут его родоначальник — Николай Михайлович Ротанов, московский художник, благодаря которому местный пленэр получил должное развитие.
Когда прощались, на лес и озеро наползали сумерки. Работавшие допоздна художницы складывали этюдники, готовились пойти на ужин в столовую, а затем, как это уже принято по вечерам во время пленэров, собраться на обсуждение пройденного творческого дня.
Д. Тарасов
На снимках: творческая кухня художника; Елена Кузнецова; руководитель пленэра В. С. Сахарова и С. Гарбар.
Фото автора