Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Вкусная история: Соль земли

  
12.05.13 г.
Никто так до конца и не знает, почему один человек умеет находить радость и быть счастливым при любых обстоятельствах, а другой несчастен, даже когда у него всё для этого в жизни есть. Один вкушает деликатесы, и они ему не в радость, а другой — щи из серого крошева, и очень доволен. За десятилетия истории в нашей стране многое поменялось — идеология, бытовые условия. Неизменным осталось только то, что ценилось во все времена, как соль или краюха хлеба на столе — это любовь, дружба, умение преодолевать трудности, мужество, стойкость… «Вкусная история» нашей героини — совсем не сладкая. В ней много жгучего и острого, приправленного горькими слезами и кровью. Мая Кузьминична Антонова, простая русская женщина, и есть та «соль земли», которая в основе всего главного.

Небольшой, ничем не примечательный деревянный домик в центре деревни Наволок. Рядом с домом растут неохватные, непривычные для этих мест кедры, лиственница, дуб. Их посадили уже после войны — Мая Кузьминична и её муж Иван Иванович Антоновы. Мае Кузьминичне 14 апреля исполнилось 89 лет (1924 г.р.). Она участник Великой Отечественной войны. Бабушка Мая плохо слышит и, хотя почти не снимает очки, неплохо видит и очень много читает. И память у неё для такого солидного возраста очень даже хорошая. Всё помнит — и про войну, и что было до, и что после.

Выросла Мая Кузьминична в соседней деревне Вороново, когда-то Наволокского, а теперь уже Едровского сельского поселения. Той деревни давно нет на карте района. На высоком берегу озера Холмское, в том месте, где когда-то были дома, вырос лес. О деревне напоминают только валуны, оставшиеся от фундаментов, да дикие яблоньки и сливы, потомки сортовых «антоновок» и «белых наливов». Рядом деревня Гвоздки, где постоянно живёт один только дед Василий. К оставшимся домикам вплотную подступают лес и зарастающие берёзой и сосной поля с душистой травой по пояс. Когда-то здесь кипела жизнь. Отсюда на фронт ушли около двухсот человек, вернулись немногие.

— До войны было детство. Первые воспоминания — переезд в 1928 году из Валдая на остров, где расположен Иверский монастырь. Тогда там была коммуна «Труд». Помню, как плыли в большой лодке-барже, гружённой нашими пожитками. Жили мы на острове в кирпичном доме на втором этаже, спали на полу, на набитых соломой матрасах. Старшие сестры, пока не «встало» озеро, в школу в Валдай добирались на лодках, мы ходили там же, на острове, в ясли. В монастыре была своя пекарня. В огромных печах выпекали квадратные пудовые хлебы. Тесто замешивали деревянными лопатами в большущей квашне. Мы, ребятня, часто заходили на кухню, там нас обязательно чем-нибудь угощали. Эти пудовые хлебы спасли моему брату жизнь. Как-то осенью шесть человек поехали через озеро в Валдай, повезли хлеб в подсобное хозяйство, и лодка перевернулась. В ледяной воде двое утонули, а брат Егор (ему было 9 лет) спасся тем, что держался за хлеб, как за надувной круг.

Мая Кузьминична всю жизнь прожила в деревне. И рецепт её любимого блюда — по-настоящему деревенский: щи из серого крошева в русской печке

Утром затопить русскую печку: сложить дрова клеточкой, как прогорят, запахать угли (разделить угли на две стороны, или на одну), потом и блюдо можно ставить вариться. В чугунок сложить квашеные зелёные листья белокочанной капусты (серое крошево), мясо, морковь, лук, картофель. Добавить лавровый лист, сухой укроп и петрушку, а может, ещё какую травку для вкуса. Посолить, поперчить, водичкой колодезной залить и в печь поставить. Заслонку до конца не закрывать, чтоб не кипело сильно, а томилось. Но даже если суп «сбежит», то запахи всё равно в трубу вытянет.

Стоять и мешать не надо, печка сама сварит. Обедать пришли, а русская печка, как скатерть-самобранка, всё приготовила — щи и разогревать не надо. Таких душистых да вкусных на газовой плите не сваришь. Наливайте и ешьте на здоровье!

Коммунары были в основном из Наволока и близлежащих от него деревень. Было много молодёжи. Не только работали и учились, но и готовились к обороне, учились стрелять из винтовки (хотели быть «ворошиловскими стрелками»).

— Как запомнились родители?

— Мама, Софья Софроновна, родом была из Белоруссии. Хрупкая, не блещущая здоровьем, она была сильна духом. Настоящая хранительница семейного очага. В голодные годы всегда могла придумать, чем накормить большое семейство (нас, детей, в семье было семеро). Прекрасно вязала и шила, пела задушевные песни.

Отец, Кузьма Антонович — высокий, стройный, 1886 года рождения, воевал в империалистическую войну в артиллерии. Когда среди солдат начались «брожения», сознательно перешёл на сторону революции. Участвовал в гражданской войне и становлении советской власти на селе. В Валдайском РИКе он был ответственным за земельный отдел, а потом возглавил первую в уезде коммуну «Труд», организованную в Иверском монастыре. Коммунары занимались овощеводством. В голодные 1932–33 годы власти распустили коммуну, и отец с семьей решил перебраться в Валдай, а потом в деревню. В Валдае жили на Образцовой горе, тогда я пошла в первый класс. Помню, что было очень голодно, всё время хотелось есть. Когда через пару лет перебрались в деревню, стало легче. Около дома был приусадебный участок, ходили за грибами и ягодами, а отец, хороший охотник (знал все повадки зверей и нам о них рассказывал), приносил добычу из леса.

— Что ещё запомнилось? Какой была жизнь до войны?

— На противоположном берегу озера Холмское — село Наволок. На его окраине в одноэтажном деревянном здании располагалась семилетняя школа. В школе работали многие кружки — по шахматам, лыжам, волейболу, художественная самодеятельность. Был свой кукольный театр, сами делали кукол. С представлениями ездили в Валдай. Наш класс вёл переписку со знаменитыми людьми: лётчиком Валерием Чкаловым, актрисой Корчагиной-Александровской.

Помните, как началась война?

— После окончания седьмого класса я поступила в Валдайский педагогический техникум. В 1941 году сдала экзамены за второй курс, явилась домой, а утром началась война. Почти что с первых дней фашисты бомбили Валдай. Всех, мужчин и женщин, отправили в леса под Демянск копать противотанковые рвы. Весь лес был в шалашах, в которых жили люди. Наши войска, настилая из леса дорогу, по болотам шли в сторону Демянска. А из Демянска днём и ночью гнали скот. Из нашего колхоза на подводах туда возили мёд. Нас, детей, вместе с мамой эвакуировали 14 сентября 1941 года (отца оставили в Валдае создавать отряд на случай партизанской войны). В товарных эшелонах отправили вглубь страны. Помню, что на станциях было всё организовано, всех кормили горячим супом. Под Тихорецком, в станице Фастовецкой, куда мы прибыли, я работала в колхозе учётчицей. Тогда ходила в военкомат, хотела записаться на фронт, но в армию не брали по возрасту.

Летом 1942 года фронт приблизился к Кубани; 30 июля нас на подводах отправили на юг страны. Толпы беженцев вокруг. Маленьких детей везли, а мы шли пешком, босиком гнали скот. Зной. Ноги ободраны, бомбёжки, скот разбегается, кругом разгром. Куда идти… сзади немец, впереди немец. К толпам беженцев прибавились отступающие советские войска. Всё смешалось — гражданские, военные. Бомбят, давка повсюду.

Передохнули только в горах. Странно было видеть среди лета стариков в длинных чёрных бурках и облака, плывущие под ногами. В горах были партизаны. Однажды, когда мы все сидели в сарае и смотрели в щёлку, на наших глазах немцы на конях догнали двух партизан. Одного застрелили, а другого пытали — отрезали уши, нос. А потом сожгли живым. Нас всех била нервная дрожь. Наутро мы сбежали на соседний хутор. Только успели подъехать к окраине, как загремели выстрелы (был сброшен немецкий десант), и немцы цепью пошли к хутору. Мы бросились врассыпную. Как живы остались, не помню.

В горах начались заморозки, и мы спустились вниз. Оказались в оккупации в станице Вознесенской Краснодарского края. Жили в маленькой комнате в детском саду 14 человек. Помню, как мимо проезжали автобусы с занавешенными окнами. Это были «душегубки» с людьми. Памятен день 23 января 1943 года. На улицах наши! И потянулись через станицу длинные вереницы пленных немцев, закутанных в женские платки, в тряпичных обмотках на ногах.

— А как оказались на войне?

— После всего пережитого у нас было одно желание — идти добровольцами на фронт. Вместе с сестрой Октябриной подали заявление в военкомат. Второго сентября 1943 года нас отправили на Северо-Кавказский фронт, в железнодорожные войска. Зачислили в 70-ю отдельную эксплуатационную роту, во взвод связи. За короткое время прошли подготовку и 6 ноября уже приняли присягу. Нам выдали винтовки, впоследствии карабины английского производства, и началась нелёгкая солдатская служба в условиях почти непрерывных бомбёжек и обстрелов. Наш взвод двигался вместе с фронтом. Я была комсоргом взвода. Мы обеспечивали бесперебойную работу составов, гружённых всем необходимым для военных. Девушкам, помимо дежурства, приходилось стоять на посту, охраняя штаб, склады, боевую технику на открытых платформах, стирать бельё для мужчин и варить еду. Помогали путейцам — таскали рельсы и шпалы. Потом окончили курсы радисток.

Наша часть освобождала Крымск, Тамань, многие станицы. Потом был Крым: Джанкой, Керчь, Симферополь. При нас в 24 часа выселили из Крыма всех татар, так как кто-то из них совершал диверсионные акты. Дальше наш путь лежал через Николаев и Одессу. Нашу 70-ю эксплуатационную роту придали 12-й железнодорожной бригаде 3-го Украинского фронта. Мы участвовали в освобождении Бессарабии, Румынии, Венгрии, Австрии. Особенно страшными были бои при освобождении Венгрии и её столицы Будапешта. В январе начались уличные бои, а 8 Марта мы отмечали в уже освобождённом городе. Сразу после праздничного обеда нас с сестрой Октябриной послали в «горячую точку» — г. Эрчи. Там были сосредоточены части разных родов войск. Когда дежурили на станции, в окно было видно, как наши танки шли на таран. К 4 апреля была освобождена вся Венгрия.

— Как встретили День Победы?

— Победу мы встретили в Вене. Были уже погружены в эшелон для отправки к месту прохождения дальнейшей службы. Все выскочили из вагонов. Обнимались, целовались, плакали от радости, давали в воздух победные залпы!

— Что было после войны?

— Нас перебросили в Германию. Нашей части было поручено вывозить в Союз демонтированное оборудование с военных заводов. Вокруг голодные немецкие ребятишки. Мы с ними делились едой. В один из дней у нас была большая радость — неожиданная встреча с сестрой Леной. Их часть стояла в Польше. Ей удалось узнать, где мы находимся, и её на три дня отпустили. Потом мы попали на Восток (в Забайкалье). Тогда готовились к войне с Японией. Но воевать не пришлось, Япония капитулировала. Какое-то время жили в Иркутске. Там наши железнодорожники начали строить в тайге городок и железную дорогу. А 15 октября 1945 года, как раз в день рождения Октябрины, всех девушек демобилизовали.

— Как дальше сложилась жизнь?

— Нас у родителей было семеро детей — шесть сестёр и один брат. Я предпоследняя. Отец, тогда уже вступивший в коммунистическую партию, нам с сестрой дал революционные имена. Мая — в честь Первомая, а сестра Октябрина названа в честь Октябрьской революции. Наверное, имена накладывают свой отпечаток на характер. Боевые мы были, ничего не боялись, брались за любое дело. Сразу после войны я работала в Наволоке заведующей клубом, а в сентябре 1949 года была избрана председателем сельсовета; 25 лет мне в ту пору было. Потом избрали председателем колхоза «Вперёд», который впоследствии был реорганизован и переименован в колхоз имени В. И. Ленина, а затем в совхоз «Ленинские дни». В 1969 году назначена председателем Наволокского сельсовета. В этой должности проработала до самой пенсии.

— Какой была послевоенная деревня?

— В каждой деревне был колхоз, фермы по 100 голов скота. Маленьким хозяйством проще управлять. Всё у нас ладилось. В соседних Гвоздках был молокозавод, делали молоко, творог и отправляли в Ленинград. В Гвоздках стояли две большие пасеки. Занимались выращиванием зерна. Был свой склад и зерносушилка, пилорама. Дома строили сами, коллективно. Засевали 2000 гектаров льна. Были социалистические обязательства по сбору с населения молока, картошки, шерсти. Ездили на подводах, собирали, кто больше. Каждый день почтальон на лошади отправлялся на железнодорожную станцию Добывалово за корреспонденцией. А вот в Валдай по надобности чаще всего пешком ходили — в одну сторону 25 км. За день туда и обратно успевали. Позже в совхозе появилась техника: комбайны, трактора, отстроили кузню. В 1968 году мы купили первый в деревне телевизор, все к нам ходили смотреть, как на чудо.

— После войны было мало мужчин. Как у Вас сложилась личная жизнь?

— В 1949 году вышла замуж за парня из соседней деревни Костелёво. Познакомились на танцах в клубе. Он работал в колхозе шофёром. И во время войны тоже крутил баранку — возил по льду через Ладогу в осаждённый Ленинград продукты. Золотые руки у Ивана были. Сам дом построил. Четверых детей родили — трёх сыновей и дочь. Хорошо жили. Да вот, как пошла я в председатели, он не захотел подчиняться жене и ушёл работать в лесхоз. А потом начал прикладываться к бутылке. Сколько мужиков водка сгубила! Теперь вот молюсь, чтобы сыновья да внуки не пили… А ведь в Бога всю жизнь не верила. Так уж воспитал тятька.

Отец был убеждённым коммунистом, одно время председателем Валдайского райисполкома. В монастыре когда работал, было дело — оклады на сковородки переплавляли. Все в семье крещёные, а нас с Октябриной крестить не стали. Думаю, может, за «сковородки» мужики-то в семье прикладываются, а может, вся Россия такая. Читаю много, написано, что на других планетах жизнь, так думаю, что, может, и есть чего. Вот недавно покрестилась в Валдайском храме апостолов Петра и Павла, чтоб на том свете всем вместе быть.

— Какой должна быть «настоящая» женщина, а каким мужчина?

— Женщина — справедливая, правду чтобы говорила. А мужчина — главное, чтобы водку не пил и хорошо работал. Самое важное, чтобы работу любил.

— Вы выросли в деревне, все травки знаете. К Вам много людей приходит за помощью, лечиться. Откуда пошло такое увлечение?

— А я и сама не знаю, откуда это у меня. Давно знаю, что травы помогают, а я людям помогаю. Травка вся любимая. Каждая от своего помогает.

— Что больше всего любите читать? Телевизор смотрите?

— Книжки я все люблю, всё подряд читаю, что есть у нас в сельской библиотеке, да что знакомые приносят. По пять, по шесть книг в месяц. А телевизор редко смотрю, больше радио слушаю. Военные фильмы не люблю. Насмотрелась на эту войну, и фильмы смотреть не хочется.

— К немцам как относитесь? Ведь воевали же с ними…

— Люди все одинаковые. И немцы бывают хорошие, а бывают плохие. Войну затеял Гитлер, а не люди.

— Недавно вам исполнилось 89 лет. В чём секрет долгожительства?

— У меня все сёстры долгожители. Наля 91 год прожила, Лена — 88, Паня… умерла, тоже за 80 было. А я долго живу… может, потому, что людям помогала. Людей ко мне много ездило и ездит, я травами лечила да помогала. А ещё нет плохих мыслей, когда работаешь. От безделья и голова, и спина болят. Всё на земле для человека дано Богом. Живи да радуйся!

М. Шинина
Фото автора и из личного архива М. К. Антоновой

P. S. В 70-х годах потомки воинов Великой Отечественной поставили в деревне Гвоздки (в 1,5 км от бывшей д. Вороново) памятник, где выбиты имена не пришедших с войны односельчан. Теперь этот памятник — всем погибшим в округе (десять деревень бывшего Наволокского сельсовета). В Едровском сельском поселении сейчас числится 26 деревень. Непосредственных участников войны осталось семеро, а ещё в 2008 году их было 27…


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com