Сергей Викторович Неткач — так зовут героя этих строк — петербуржец, родился и вырос в большом и шумном городе. Он горожанин. По профессии строитель, трудится в одном из закрытых акционерных обществ.
Любимая работа. Дом. Семья. Известное дело, подобные ему люди утром с охотой спешат на производство, вечером с охотой возвращаются в домашние стены. Питер (именно так называют чаще всего нашу северную столицу) очень много значит для моего недавнего собеседника, отличающегося культурой общения и идущего в ногу со временем.
Чего в многомиллионном городе, казалось бы, нет! Очень многое можно найти в нём без особого труда. Однако с годами и деревня стала занимать в жизни нашего петербуржца очень важное место, и вот почему.
Тишина и размеренность сельской жизни, разумеется, притягивают очень многих жителей мегаполисов, время от времени нужна тишина и ему. Но главное — это то, что теперь для Сергея много значит история, как он сказал, его родной стороны, то есть деревни, в которой появились на свет и жили от рождения до смерти его дед, бабушка, и в юные годы — мать; деревни, в которую он часто приезжал в детстве во время школьных каникул, а затем и студенческих, и в пору летних отпусков, когда уже работал.
Спокойная деревенская жизнь, сельские пейзажи — это было знакомо ему давно, а в 2007 году деревня (речь идёт не о конкретном населённом пункте, а о деревне вообще) открылась новой, неожиданной гранью. Её, оставляемую людьми, вымирающую, где напрочь покосившиеся почерневшие бревенчатые стены, окна с разбитыми стёклами, в которые уже давно никто не смотрит из убогого жилища на улицу, и перед ними трава в человеческий рост — как наитие
Необходимо отметить, что подтолкнул Сергея Викторовича к этому занятию и интерес к его родословной. Дед Алексей Михайлович родился ещё в позапрошлом веке, воевал в Гражданскую войну (сохранился даже его военный билет), затем был участником Великой Отечественной, дошёл до Берлина, а в довоенные годы был первым председателем Лутовёнского сельсовета. Бабушка Елена Павловна одно время заведовала местным отделением «Крестецкой строчки».
Что касается источников, то Петербург в этом смысле богат на библиотеки. Они хранят уникальные данные по государству российскому,
Ценнейшим источником, который уже в скором времени иссякнет, для самодеятельного исследователя стали некоторые наши современники, с рядом из них ему уже удалось пообщаться. Речь идёт о старожилах деревень, память которых ещё удерживает то, что было при их жизни, чему они были свидетелями. Эта ценная информация сейчас пока доступна, и исследователь спешит записать всё, что ему сообщают деревенские жители.
Так, в деревне Кувизино живёт
В наше время, не отличающимся в стране хорошим образованием, многие не знают истории своего Отечества. И это плохо. Если не любишь, не ведаешь исторической дисциплины, многовековая жизнь твоего народа просто сливается для тебя в серую безликую полосу, тянущуюся в прошлое, и остаётся только одно время — время, в котором ты живёшь и которое тоже вряд ли ценишь. Ты ступаешь по земле, на которой жили люди, возможно, твои предки. Как уместно было бы сказать о прошлом в таком случае: «И была жизнь», при этом «жизнь» написать с большой буквы.
Историки передают новым поколениям ключ от двери с названием «История». Откроешь эти двери — и пред тобой живо возникают картины давно минувшей действительности. Читаешь исторические материалы — и словно смотришь фильм, погружаясь в который, точно сам идёшь по грязным улицам
Даже на первый взгляд сухие данные способны передавать картины минувших столетий. Возьмём, к примеру, отрывок исторического описания одной из деревень, которое мой собеседник почерпнул в найденных им источниках. Вот о чём в этом описании, в частности, говорится:
«В списке населённых мест Валдайского уезда Новгородской губернии за 1909 год, составленном губернским статистическим комитетом под редакцией Владимира Александровича Подобедова, в Яжелбицкой волости на земле быльчинского сельского общества значится деревня Сосницы (она есть и сейчас)… В деревне находилась одна не отличавшаяся прямизной улица и два разбросанных в беспорядке переулка. Улицы никогда не мостились и ничем не засыпались, отчего на них в сырую погоду стояла непролазная грязь. Около крестьянских домов росли яблони и ягодные кусты, притом большая часть местные дички… названия которых скорее всего произошли от названия местных селений. Одни крестьяне имели дома, состоящие из зимней и летней половин, разделённых сенями, у других вместо второй избы была клеть или кладовая. Рядом с избою располагался двор, внутри которого помещался хлев, а над ним сарай для соломы и сена… Крестьяне почти никогда не ели свежее мясо, в основном вяленое. Для этого свежее мясо солили, затем солонину, пролежавшую с осени до великого поста, вывешивали от одного до двух месяцев на чердак и только после этого употребляли в пищу в супе или щах».
Изучая историю наших деревень, Сергей Викторович пришёл к тому, что она во многом связана с историей России, в частности, с Петром Великим, и главными историческими событиями, которые меняли лицо государства.
Казалось бы, что общего между Петром I, основателем Петербурга, назвавшим город в честь святого апостола Петра, царём, «прорубившим окно» в Европу, устроителем новой русской жизни, ним, поклонником всего голландского, и
И это только один из многих маленьких исторических осколков, сохранившихся до наших дней. Если сложить все найденные осколки воедино, получится окно в родную историю.
Конечная цель Сергея Викторовича — собрать всё, что удастся (хорошее начало этому уже положено) и что касается исторического описания деревень Лутовёнского сельсовета и пограничных деревень, скажем, д. Сомёнка в настоящее время Крестецкого района и некоторых других. И как он сказал: передать собранное в наш Музей уездного города.
Кому нужны эти материалы? Человек, с которым мне довелось говорить, считает, что в наше время краеведение, к сожалению, неактуально. И всё же есть отдельные люди, которые этим занимаются, и есть те, кому это небезынтересно. Это единичные энтузиасты, но можно допустить, что
Д. Тарасов
На снимках: С. В. Неткач на деревенской улице; Сергей (который к тому же стал инициатором инициативной группы по восстановлению церкви в честь иконы Иверской Божией Матери в Лутовёнке и сбору исторических данных, что касается этой церкви) и жители деревни в храме во время очередного молебна с акафистом перед святым образом Богоматери.
Фото автора