Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

История села Зимогорье

  
Село Зимогорье, выросшее на Большой Московской дороге, когда-то было ямским, а потому в судьбе села во многом отразилась судьба дороги. И хотя каких-либо значительных исторических событий в Зимогорье не происходило, его прошлое заслуживает большого внимания, как впрочем и прошлое любого населённого пункта нашего Российского государства.

Возникновение ямской слободы на Зимней Горе, видимо, следует относить ко второй половине XVI века, когда правительством Ивана Грозного была произведена реформа организации почтовой гоньбы. В середине этого столетия был создан Ямской приказ, ведавший ямской службой, ямскими землями, устройством ямских слобод. Для последней цели имелись специальные лица, именовавшиеся устройщиками ямов. Население, приписанное к ямской слободе, должно было выставлять из своей среды в ям так называемых «охотников», т.е. людей, охочих возить государственных гонцов и грамоты от яма до яма. Обычно ими становились зажиточные крестьяне, имеющие установленное число меринов. Охотники освобождались от всех повинностей, получали землю, свободную от оброка и податей, и государственное жалование. Управлял ямщиками ямской приказчик.

Создание ямской слободы на Зимней горе, по всей видимости, совпало по времени с передачей Валдая в дворцовое ведомство и устройством в окрестностях села государственной пашни. Это событие, вероятно, привело к необходимости вывести ям из Валдая (а раньше он предположительно находился в самом селе), создать рядом с Валдаем ямскую слободу и произвести передел земли. Не исключено, однако, что ямская слобода на Зимней Горе была создана немного ранее, чем произошла передача Валдая ко дворцу. Мысль о том, что до яма на Зимней Горе существовал другой ям (предположительно в Валдае) можно уяснить из текста Изгонной книги Новгородских Ямов 1576 г., где ям на Зимней Горе назван «Ново Волдайским» или «Новым ямом» или «Волдайским новым ямом» на Зимней Горе, что подразумевает наличие в прошлом старого яма. Новый ям был устроен на 50 ямских охотников. В пашню приказчику и ямщикам были отданы части территорий двух соседних погостов: Короцкого и Нерецкого. В Короцком погосте граница ямских земель примерно проходила по старой дороге, соединяющей Зимнюю Гору с Короцким озером, пролегала по восточному берегу этого озера, по речке Брезговке, вытекающей из озера Брезгово, и не доходя Чёрного озера у Миронежского ручья (впадающего слева в Брезговку) сворачивала к Большой дороге, возвращаясь к Зимней Горе. В этом районе, между Новым ямом и Короцким озером располагались 13 пустошей, которые обрабатывали ямщики. В Нерецком погосте ямские земли располагались по речке Валдайке, недалеко от Валдайского озера (пустошь Гомысл и другие; всего 6 пустошей). Имелось и ещё несколько пустошей в Короцком и Нерецком погостах, отданных в пашню ямским охотникам Нового яма. Позднее, к середине XIX века площадь земель ямщиков была существенно увеличена за счёт присоединения территорий, лежащих вдоль северного берега озера Чёрного, Пичинских озёр, т.е. района Московского шоссе, а на севере ямские земли доходили до озера Защегорья, включая в себя деревни Шую и Нелюшку.

Голод 1568–69 гг., эпидемия чумы 1570 г., массовое обнищание крестьян Новгородской земли коснулись и жителей ямских слобод. Уже в Изгонной книге Новгородских Ямов 1576 г. говорится о многих беглых охотниках, сошедших с яма «безвестно». Из 50 дворовых мест в ямской слободе 30 дворов тогда принадлежало работающим ямщикам, 7 дворов «отставленным» охотникам, проживающим на яму, 3 двора беглых охотников стояли пустыми и ещё имелось десять пустых мест без дворов также беглых охотников. Ещё более удручающую картину рисует писцовая книга 1582 года: «Ям Валдайская слобода пуста, а в ней двор ямской пуст да пятьдесят дворов охотничьих пусты, а охотники живут по деревням…».

Голод начала XVII века, военная интервенция иностранных держав, общий кризис Русского государства, видимо, полностью разрушили ямскую службу на Московской дороге. Дозоры, проведённые по большой Московской дороге в 1625 году, выявили пустующие ямы Заечевский, Яжелбицкий, Хотиловский и другие. Причиной запустения указано «немецкое разорение». Валдайский ям среди пустых не числился, следовательно, он существовал. В Дозорной книге 1625 года встречается последнее упоминание о Валдайском яме. После чего это название сменяется новыми — ям Зимогорье или Зимнегорский ям.

Впервые название «ям Зимогорье» удалось найти в книге немецкого учёного-энциклопедиста Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», предпринятого в 1630-х годах. А первый рисунок Зимогорья имеется в альбоме австрийского дипломата Августина Мейерберга, проезжавшего с посольством по Большой Московской дороге в 1661–62 годах. На рисунке видна деревянная церковь с шатровой кровлей и маленькой главкой и расположенные рядом с храмом избы. Из другого документа — грамоты Иверского монастыря известно, что в ноябре 1702 года на Зимней Горе, на Зимнегорском яму останавливался проездом из Новгорода в Москву Пётр I и архимандрит Иверского монастыря Тарасий подносил челобитную сподвижнику царя Александру Меншикову о заступничестве в ямском деле и в монастырских делах. Результаты этого заступничества нам неизвестны, зато известно имя одного из устройщиков, т.е. распорядителей Зимнегорского яма. В 1700-х годах им был дворянин Пётр Никонович Образцов, получивший в награду за свои труды икону с образом Иверской Богородицы.

Значительный рост ямского села, по всей видимости, произошёл в XVIII веке. После строительства Петербурга и перенесении туда столицы в 1712 году Большая Московская дорога стала именоваться Большой Петербургской и считалась главным трактом России. Дорога оказала огромное влияние на развитие ремёсел, торговли, ямщицкого извоза и вообще жизни в придорожных селениях. По этой дороге проезжал в XVIII веке выдающийся русский писатель А. Н. Радищев, который в своём знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», вспоминая нравы Валдая, писал о Зимогорье, в частности, следующее: «Нравы валдайские переселилися и в близлежащий почтовый стан, Зимогорье. Тут для путешественника такая же бывает встреча, как и в Валдаях. Прежде всего, представятся взорам разрумяненные девки с баранками. Но как молодые мои лета уже прошли, то я поспешно расстался с мазаными валдайскими и зимнегорскими сиренами».

О бойких нравах мужской половины села свидетельствует такой случай. В 1754 г. было сделано новое размежевание земель между Валдаем и ямом. Зимогорцы, заподозрив, что жители Валдая самовольно захватили участок земли по дороге к Короцкому озеру, решили отнять её силой, для чего собрали народ из ямов Едрова, Хотилова, Яжелбиц. Иверский монастырь, к которому в то время принадлежало село Валдай, вступился за жителей и для их защиты собрал крестьян с подведомственных ему селений. Зимогорцы, предводимые удальцом Митюхою Валдайцем, наступали, а жители Валдая оборонялись. Закончилось трёхдневное кровавое побоище тем, что «десятый из зачинщиков был бит нещадно кнутом, а прочие прощены…».

Расцвет Зимогорья пришёлся на первую половину XIX века. В 1817 году начались работы по строительству первого русского шоссе Петербург — Москва. К 1833 году дорога от Петербурга до Едрово приобрела современное направление и была вымощена щебнем. На следующий год благоустройство всего шоссе было завершено и летом 1834 г. по нему было открыто движение. Тракт длиной 717 километров стал именоваться Московским шоссе. Интенсивность движения по благоустроенному шоссе резко возросла, что не могло не отразиться на благосостоянии Зимогорского яма. К 1844 году село насчитывало уже 218 дворов и уступало по величине только яму Яжелбицкому (238 дворов) в то время, как в среднем, селение в Валдайском уезде состояло из 17 дворов. По свидетельству валдайского краеведа П. М. Силина, в середине XIX века это было богатое селение. «В те времена в нём были хорошие просторные деревянные и даже каменные дома, и зимогорки в Иванов день и в праздник Тихвинской иконы Божией Матери хвастались друг перед другом своими нарядами и жемчугами».

Дальнейшему развитию села воспрепятствовало строительство Николаевской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Москвой. С 1851 года открылось регулярное движение поездов, и главный почтовый тракт потерял своё былое значение. «Опустело и заглохло, бывшее до сих пор шумным и оживлённым шоссе; не стали уже более покрывать его разнокалиберные экипажи путников и возчиков с кладью товаров. Не так уж стала бойка и отважна и песня лихого зимогорского ямщика», — писал в 1900 году П. М. Силин. Цифры подтверждают это. Если в 1858 году в Зимогорье проживало 1065 человек, то к 1890 году осталось лишь 766. Убыль населения составила почти 30%.

* * *

О духовной жизни села известно следующее. В отличие от многих других селений Валдайского уезда, в Зимогорье и в соседней с ним деревне Шуе проживало достаточное количество староверов, в основном ямщиков, которые принадлежали к двум старообрядческим течениям: беспоповскому федосеевскому, а с середины XIX века и поповскому Австрийской иерархии. В 1806 г. в Зимогорье, в семье писаря Василия Великодворского родился сын Пётр, который впоследствии стал страстным энтузиастом поповского направления старообрядчества и принял иночество под именем Павла. В 1840-х годах Павел был делегирован из Москвы на восток с целью отыскания для старообрядцев своего архиерея, т.к. в России из-за репрессий на старообрядцев это сделать было невозможно. Ему удалось найти бывшего босно-сараевского епископа Амвросия, согласившегося примкнуть к общине русских старообрядцев, когда-то переселившихся из России в селение Белая Криница на Буковине (в то время территория Австрии). В 1844 году Великодворский привёз в эту общину указ императора Фердинанда, разрешавший белокриницким старообрядцам иметь своего епископа. В 1846 году Амвросий был привезён в Белую Криницу и миропомазан. После этого Амвросий рукоположил здесь в архиереи белокриницкого монаха Кирилла. Вскоре Амвросий был арестован, а Белокриницкая община временно закрыта, но дело создания старообрядческой иерархии было сделано. Кирилл посвящал в епископы уже старообрядцев России, так что к 1859 году в России стала существовать самостоятельная старообрядческая церковная организация — иерархия, носящая название Белокриницкой или Австрийской и сохранившаяся до настоящего времени. Таким образом, Павел Великодворский сыграл важную роль в истории её создания. Его родной брат — крестьянин Фёдор Васильевич Великодворский проживал в Зимогорье, в 1895 г. участвовал, как представитель староверов, в дискуссиях на религиозные темы со священниками г. Валдая. В 1914 году в Зимогорье и Шуе проживало более ста человек, последователей федосеевского течения старообрядчества и 16 человек, сторонников старообрядчества Австрийской иерархии.

Сведения о первых церквях в Зимогорье крайне скудны. По утверждению П. М. Силина, деревянные храмы были посвящены святителю Николаю Чудотворцу, мученикам Флору и Лавру (покровителям лошадей) и Рождеству святого Иоанна Предтечи. Судьба их неизвестна и, возможно, какое-то время село, в силу своих религиозных особенностей, вообще обходилось без церкви. Деревянную мирскую церковь Рождества Иоанна Предтечи возвели в Зимогорье в 1787 году. Она имела вид «продолговатого квадрата» с тёплым приделом с южной стороны и колокольней с западной. В 1852 году усердием прихожан церковь была обновлена, а в 1862 году сгорела во время пожара, уничтожившего в Зимогорье почти все постройки. В 1863 г. в Зимогорье из села Березая был перевезён деревянный храм, освящённый в 1864 г. митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором также во имя Рождества Иоанна Предтечи. Две иконы были знаменательны в этом храме: древняя икона Тихвинской Божией Матери, предположительно писанная в XVI веке и оставшаяся неповреждённой после пожара 1862 года, и другая старинная икона с образом Божией Матери с младенцем.

Деревянный храм в Зимогорье просуществовал до начала XX века; когда из-за ветхости и маловместительности потребовал настоятельной замены. В 1901 году была совершена закладка каменного храма, к началу 1904 г. строительство его было окончено и 25 октября совершилось освящение. Каменная церковь с колокольней в одной связи имела три престола: во имя Рождества Иоанна Предтечи, в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя мучеников Флора и Лавра. Построенный на возвышенном месте вблизи шоссейной дороги из Москвы в Петербург, храм этот своей внешней и внутренней красотой поражал современников и составлял украшение Зимогорья.

В приход церкви села Зимогорья в середине XIX века входили две деревни: Шуя и Ситенка. В обеих имелись деревянные часовни, в которых проводились службы в местные праздники. В конце XIX века в приходе осталась лишь д. Шуя. После строительства нового каменного храма в Зимогорье старая деревянная церковь была пожертвована жителям д. Шуи. К 1918 году её постройка была вчерне закончена, она была приписана Зимогорской церкви, однако сведений о её открытии найти не удалось. Приписанной к Зимогрской церкви в конце XIX века была и каменная часовня, местонахождение которой указывается «в поле села Зимогорья». Возможно часовня стояла у мирского кладбища, находящегося недалеко от церкви.

Из церковных праздников в Зимогорье наиболее известны были крестные ходы. 27 июля старого стиля в Зимогорье были встречи и проводы чудотворной иконы Иверской Божией Матери по пути из Иверского монастыря в Валдай. В Валдае икона пребывала с 27 июля по 6 августа каждое лето, начиная с 1850 года в память об избавлении его жителей от холеры в 1848 году. 6 августа шёл Крестный ход обратно в Зимогорье. Иверскую икону Божией Матери сперва обносили вокруг села, а потом вносили в дома прихожан. 8 августа икона провожалась обратно в монастырь. Помимо этих было ещё три крестных хода: 23 апреля на поле, для окропления скота, 6 января и 1 августа на Валдайское озеро для освящения воды.

В 1842 году при Зимогорской церкви было учреждено сельское училище, где ямские дети обучались грамоте, арифметике, изучали Священную историю. Училище размещалось в наёмном доме, занятия проводил местный священник. В 1879 году в Зимогорье открылось уже земское училище, а в 1891 году и в деревне Шуе была открыта церковноприходская школа. Заведовал Шуйской школой, а также преподавал закон Божий в Зимогорскам земском училище в течение многих лет последний священник Зимогорской Иоанно-Предтеченской церкви Михаил Аполлосович Воскресенский.

М. А. Воскресенский родился в семье священника в 1865 году. Он окончил в 1886 г. Новгородскую духовную семинарию и работал законоучителем в Боровичском уезде. В 1891 г. служил псаломщиком в Валдайском Троицком соборе, затем священником в Старорусском уезде. С 1896 г. он бессменно отправлял службу прихожанам Зимогорской церкви. Михаил имел двух дочерей: старшая — Евгения — работала учительницей в церковноприходской школе в Валдае, младшая — Мария — жила при отце. После революции Михаилу Воскресенскому было предъявлено обвинение в контрреволюционных действиях: возбуждение населения к возмущению против власти. В 1919 г. он был арестован и препровождён в новгородскую тюрьму. С тех пор его судьба теряется.

В 1909 году в Зимогорье имелось 262 дома, 2 мелочные лавки. волостное правление, проживало 566 человек. Основным занятием зимогорцев было земледелие, а подсобным — отхожие промыслы. 24 июня старого стиля, в день Рождества Иоанна Предтечи в селе проводилась большая ярмарка.

В настоящее время в Зимогорье проживает около тысячи человек. Имеется 400 домов (из них 174 — дачные). Сохранилось и здание церкви. Обезглавленное, оно теперь находится на территории механического завода, став одним из его цехов. Ушли в прошлое разнообразные крестные ходы, исчезла каменная часовня, разорено староверческое кладбище, существовавшее на берегу озера, кажется, ничто теперь не напоминает о духовной жизни села. Но хочется верить, что расцвет Зимогорья ещё состоится и вновь засияет над озером купол храма, посвящённого Рождеству святого Иоанна Предтечи.

Историко-краеведческий очерк «Зимогорье» Юрия Николаевича Поведского, опубликованный в 1997 году в книге «Валдайское приселье»


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com