Тем удивительнее и отраднее выбор Новгородского академического театра драмы, который в ноябре 2010 года представил на суд зрителей премьеру «Покровских ворот» — так, как её увидел
Первое, что бросилось в глаза — тесновата сцена ККЗ «Мечта» для этой постановки. Двенадцать персонажей, танцующие с зонтиками в начале пьесы, прилагали фантастические усилия, чтобы вписаться в заданное пространство, не столкнуться друг с другом, и чтобы танец при этом оставался лёгким и непринуждённым. В дальнейшем ходе спектакля эта теснота была даже на руку: чувствовалась атмосфера коммунальной квартиры, ощущалось тесное взаимодействие людей, вынужденных жить бок о бок. Сложно было воспринять «новую версию» давно знакомых и полюбившихся персонажей, тем более, что в фильме их играют актёры самого высокого ранга, с безукоризненной точностью выбранные режиссёром: Олег Меньшиков, Анатолий Равикович, Елена Коренева, Леонид Броневой, Виктор Борцов, Инна Ульянова… «Переплюнуть»? Не получится. Значит, надо сделать Сердце радовалось, когда зал счастливо смеялся, вновь оценивая, казалось бы, давно знакомые реплики и шутки, а собственные сценические находки новгородцев приятно изумляли. Отлично играли актёры Павел Рудаков (Хоботов), Никита Петров (Костик), Александра Кохан (Света). Многих увлекла игра народной артистки России Татьяны Каратаевой (Алиса Витальевна). А когда на сцене появлялся заслуженный артист России Геннадий Алексеев (Велюров), в зале чувствовалось радостное оживление от встречи с любимым актёром: чуть ли не каждая его реплика сопровождалась аплодисментами. Мне очень понравилась актриса, игравшая Хоботову (к сожалению, в программке не было пометки, кто именно исполняет эту роль в выездном спектакле — Светлана Винокурова или Ирина Веселова). Она дальше всех была от кинообраза несокрушимой Маргариты Павловны — и вела свою линию в спектакле чётко, профессионально, со вкусом. Напротив, мой любимый актёр Новгородского театра Анатолий Устинов (Савва Игнатьевич) на этот раз немного огорчил, пойдя на поводу у образа, блестяще воплощённого на экране Виктором Борцовым, — вплоть до характерного говорка. Новым было то, что Савва в спектакле появляется уже слегка «запуганным» Маргаритой Павловной, и за дальнейшим развитием этого характера следить было очень интересно. Из всего слаженного актёрского ансамбля выбивалась, пожалуй, только Людмила Павленко (медсестра Людочка): достаточно шаблонно отыграв очередную свою реплику, она сразу «выпадала» из действия и, казалось, пережидала реплики товарищей по сцене. Ну, есть надежда, что профессионализм придёт с годами. Нельзя не сказать о музыкальном оформлении спектакля. Галина Юманкулова вспомнила и нашла такие замечательные и «атмосферные» мелодии, что даже у меня, никогда не жившей в пятидесятых, они вызывали приятную ностальгию и умиление. Очень хороши были и танцевальные просцениумы, особенно сцена на катке. Нам, валдайским зрителям, очень повезло: мы увидели спектакль в лучшее для него время, когда шероховатости и нестыковки премьерных показов уже позади, постановка вошла в полную силу, но ещё не «замылилась», не приелась актёрам, которые играют с неподдельным азартом. Большое зрительское спасибо за прекрасные впечатления! О. Любимова
Фото А. Дёминова