Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Освоение валдайской земли древними славянами. Ранняя история Валдая

  
Весь исторический период характеризуется освоением человеческими коллективами дикой природы. Естественные ландшафты постепенно превращаются в «окультуренные» комплексы. Развитие экономики сопровождается интенсификацией природопользования.

Неолит (V — III тыс. дон. э.)

Заселение края происходит в эпоху позднего каменного века. Первобытные люди осваивают дикую природу. Обилие зверя, птицы и рыбы позволяет закрепиться на данной территории. По берегам рек и ледниковых озер (Боровно, Валдайское, Ужин, Велье, Селигер, р. Валдайка) возникают первые поселения. Они представляют собой жилища полуземляночного и шалашевидного типа с очагом внутри. Орудия труда и охоты изготавливаются из пестроцветного валунного камня, кости, дерева и, наконец, кремня. Керамика украшается ямочно-гребенчатым орнаментом.

Вещевые находки указывают на существование двух археологических культур — валдайской и мстинской. В этот период воздействие человека на природную среду минимально.

Ранний железный век (кон. I тыс. до н. э. — первая половина I тыс. н. э.)

С появлением железных орудий труда интенсивность природопользования возрастает. Первобытные формы хозяйствования уступают место земледелию и скотоводству. Поселения обносятся валом и рвом. В культурных отложениях встречаются фрагменты керамики с отпечатками грубой ткани. Такой тип городит относят к Дьяковской культуре. Остатки древних поселений зафиксированы у д. Боровно-Погост, Подбереза, в с. Едрово, на р. Еглинка и у истока р. Явонь. Этнически население принадлежит к финно-угорской языковой группе.

Культура длинных курганов (VI — IX вв.)

Местное население осваивает новые приемы землепользования. Широкое распространение получает подсечно-огневая система земледелия. Она прочно входит в быт и сохраняется веками. Это имело существенное значение в изменении девственной природной среды. Суть технологии заключалась в следующем. Поселенцы выжигали лес. Идеальной экологической системой служили сосновые боры на легкой песчаной почве. Под посев освобождались значительные площади с одновременным удобрением золой. Семена заделывали вручную при помощи примитивных орудий (борон-суковаток и тд.) На первых порах урожайность злаковых была очень высокой. Но вскоре участки зарастали, и урожайность резко падала. Население бросало землю и уходило в другие места

Скот пасли в поймах рек и озер. Солома с высокопродуктивных полей пополняла кормовую базу животноводства

Жилища представляли собой большие (6x8) или малые (4x4 метра) наземные дома. Внутри соответственно были очаг или печь.


Любытино, «Славянская деревня X века»

Погребальные памятники первоначального населения имеют полусферическую или сегменто-видную форму диаметром 6–15, высотой — 1–1,5 метра с кремированными останками умерших. Встречаются они в лесу, вдоль старых дорог. Особенно много могильников в прибрежной зоне озер Боровно, Ужин, Валдайское, Плотишно, Белое, Уклейнское, Велье с выходом на террасы речных долин Валдайки, Поломети и Сосенки.

Культура сопок (VIII — Х вв.)

С появлением славян в последней четверти I тыс. изменяется тип ведения хозяйства Мигранты используют наиболее передовые приемы в земледелии. Поля распахиваются при помощи скота. Пахотные орудия укрепляются железными рабочими частями. В распашку идут наиболее плодородные почвы. Вводятся лесной и луговой перелог. Многократно эксплуатируются одни и те же участки. Это значительно повысило производительность труда Природная среда используется рационально и с большей выгодой. Промысловая деятельность уходит на второй план.


Сопки в окрестностях Валдая

Жилища славян представляли собой небольшие наземные срубные дома с печкой-каменкой в углу. Недалеко от селищ располагались огромные погребальные насыпи высотой от 3 до 10 метров с кремированными останками племенной знати. Внутреннее устройство сопки было сложным. Оно состояло из деревянных и каменных конструкций. Монументальное сооружение окружал мощный ров. Такие погребальные памятники встречаются повсюду. Особенно компактно они расположены у озер Перетно, Боровно, Легоща, Ладово, а также по берегам рек Полометь и Валдайка. Нередко сопки можно увидеть непосредственно на территории современных населенных пунктов: Яжелбицы, Миронеги, Вельё.


Археологические памятники

Достопримечательности природы соседствуют с бесчисленными археологическими памятниками. Это остатки доисторических поселений, погребальные насыпи — сопки и курганы, жальники. Они встречаются чаще всего по берегам рек и озер — единственных в далеком прошлом путей сообщения и расселения людей.

В мелкорослом сосновом лесу, километрах в трех к западу от Боровичей, находится озеро Крюково. Круглое по форме, неглубокое, шириною всего в 450 метров, оно чем-то явно привлекало наших предков. На его восточном берегу — стоянка, относящаяся к новому каменному веку (неолиту). Много лет спустя, в начале нашей эры, на этом месте снова возникло поселение. Если в нижних слоях земли попадаются орудия из кремня, то в верхних можно обнаружить обломки изделий из железа и сосудов, слепленных из глины руками. Такую посуду делали в ту пору, когда еще не знали гончарного круга.

Примечательны группы курганов на побережье озера Крюково. В одной группе 11 курганов, во второй — 29, в третьей — 6. Эти захоронения принадлежат к разным периодам, и потому форма их неодинакова: длинные, конические, круглые.

Многих интересует, что находится в курганах. Несведущие люди думают, что в погребениях спрятаны сокровища, однако в Новгородской области нет курганов, подобных причерноморским или среднеазиатским, где попадаются золотые и другие драгоценные предметы.

У предков новгородцев, приильменских словен, в V — IX веках был обычай сжигать прах умершего соплеменника на костре. Собрав пепел и перегоревшие кости в грубо сделанный горшок, насыпали над ним холмик. К первому захоронению прибавлялись новые. Если погребения располагались одно над другим, получались конические насыпи, если рядом — длинные курганы.

О временах освоения края напоминают старинные, загадочно звучащие названия населенных мест: Брашна, Гостижа, Дивущино, Добрести, Забологи, Калиты, Кветины, Коржава, Кремно, Ладомирь, Мелеча, Мирославье, Оброни, Одоево, Подсеки, Раменье, Словыть.


Древнерусская культура (XII — XV вв.)

«Сопочники» расселились на удобных и плодородных землях. Они создали основу средневековой сети поселений. Со временем в лесном массиве возникло множество мелких крестьянских деревень в 1–3 двора. Все они тянулись к единому административному центру сельской общины — погосту. В нем стояла деревянная церковь.


Деревянная церковь в д. Плав

Отсюда шло распространение христианской веры на всю сельскую округу. Сопки уступают место жальникам. Кремация запрещалась. Погребение разрешалось только в виде трупоположения в яме. Над могилой устанавливали валун или крупный тесаный камень. Место для кладбищ отводила церковь.

На территории района обнаружено свыше 60 жальников. Их можно встретить везде, где проживало свободное или вотчинное сельское население. Позднее древнерусские могильники уступают место христианским кладбищам возле церквей. Однако сохранялись жальники в сельской местности вплоть до XVI века

Крестьяне переходят к трехполью. Одно поле засевалось яровыми культурами, другое — озимыми, третье — оставалось под «паром». Пашня, как правило, удобрялась навозом. К такой системе земледелия хорошо подходили рожь и овес. Частично высевались горох, лен, конопля, хмель и греча.

В среднем трехпольный участок однолошадного крестьянина составлял около 7 гектаров. Поле располагалось возле дома. Его нужно было обрабатывать, ухаживать за посевами, оберегать, собирать урожай. Малоплодородные подзолистые почвы не могли всех прокормить. Пашни зачастую соседствовали с лесами, болотами, неудобицами. Поэтому деревни не разрастались. Взрослые дети селились на пустошах. Природа объективно способствовала дисперсному (хуторскому) типу расселения в лесной полосе. Жальники, как общинные кладбища, говорят об апогее хозяйственной деятельности в древнерусскую эпоху.

Новое время (XVIII — нач. XX вв.)

Валдайский край во все времена находился в эпицентре политических событий. Еще в XIV-XV вв. здесь прошел один из главных торговых путей средневековой Руси — от Твери к Новгороду. С присоединением этих княжеств к Москве отношения между городами становятся более тесными и оживленными, а дорожное движение -круглогодичным и безостановочным. Создается широкая сеть ямщицких станций (ямов) по обслуживанию «Большой Московской дороги». С основанием новой столицы на Неве через Валдай проходит главный тракт Российской империи — Петербургский. С ним связано зарождение специфических промыслов: ямского извоза, кузнечного дела, литья колокольчиков, печения баранок и т.д.

Широкий размах получают придорожная торговля, многолюдные базары, содержание постоялых дворов, трактиров, харчевен, лавок. Не осталось в стороне и крестьянство. В свободное время землепашцы мастерят повозки, телеги, сани, плетут корзины, катают валенки, изготавливают домашнюю утварь, прядут пряжу, ткут полотно, раскрашивают холст, украшают домотканые изделия вышивкой и художественной строчкой.

Расцветает церковное и гражданское зодчество. Талант народных умельцев воплощается в каменных строениях церквей, монастырей, часовен, придорожных дворцовых комплексов, присутственных мест, казенных палат. Дворяне возводят дворцы с садово-парковыми ансамблями. Купцы строят хоромы с торговыми лавками, прочными кладовыми и амбарами. Промышленники открывают небольшие кустарные предприятия по переработке сырья, производству колоколов, мыла, свечей, мешковины, солода, прочего ширпотреба.

В середине XIX века недалеко от Валдая прошла Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога Она связала Москву и Петербург. Надобность в тракте отпала. Он утрачивает свое былое значение, а вместе с ним и промыслы. Переживает упадок торговля. Мастеровые уходят на заработки в столицу… Доля аграрного сектора в экономике возрастает. К началу XX века все удобные земли были, в основном, освоены. Преобладает сельское население.

Новейшее время (XX в.)

После революции и Гражданской войны в России (1917–1923 гг.) трудящиеся в условиях разрухи приступили к социалистическому строительству. Новые органы власти на местах передают бывшие крупные помещичьи латифундии, удельные, церковные и монастырские земли крестьянству. Повсеместно создаются коллективные формы ведения хозяйства; коммуны, сельскохозяйственные кооперативные объединения, товарищества, артели.

Воплощением обобществляющего труда, финансовых средств и передовой технической мысли стало строительство на Боровне крупнейшей по тому времени сельской гидроэлектростанции. В технологической цепочке был задействован водный источник окрестных озер и речек. Первая очередь Боровновской ГЭС дала ток г. Боровичи и 120 населенным пунктам уже в 1927 году. Это был один из первенцев техногенной революции на Валдае в соответствии с ленинским планом ГОЭЛРО.

Следует отметить, что этот рукотворный памятник, несмотря на перипетии времени, хорошо сохранился до наших дней, и поддерживается энтузиастами в исправном состоянии вот уже свыше 70 лет. Он и сейчас может дать ток близлежащим объектам.


Останки ГЭС

В постсоветскую эпоху в целом наблюдается тенденция к снижению антропогенной нагрузки. Во-первых, в последние десятилетия ухудшилась демографическая ситуация, особенно на селе. Некоторые деревни прекратили свое существование. Резко сократились посевные площади. Лес вновь наступает на пашни. Пустоши заселяются дачниками из Москвы и Санкт-Петербурга, в основном, в летний сезон.

Среди местного населения бытуют дачное садоводство и огородничество, охота, рыболовство, лесное собирательство (ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы).

Во-вторых, в центральной части Валдайской возвышенности в пределах Окуловского, Валдайского и Демянского районов создан Национальный парк. Приоритетом является сохранение природного и историко-культурного наследия. Здесь расположено большое количество ландшафтных, исторических и культурных достопримечательностей. Рекреационные возможности парка позволяют ежегодно привлекать в заповедные места тысячи туристов из разных уголков нашей страны. Неприхотливые пейзажи среднерусской полосы, волшебство и таинство девственной природы, земля предков северной ветви великорусской народности вызывают неподдельный интерес у соотечественников и зарубежных гостей.


Поделиться
Класснуть

 Haukka Hepponen  30.04.2010 23:59

Видится не совсем корректным оглавление статьи, поскольку Валдайская земля была освоена очень задолго до появления славян (последние в основном являлись беженцами), чему есть неоспоримые, правда несколько искажённые в свете позднесоветской официальной истории, доказательные факты, приведённые автором (скорее перезсказчиком) в самой статье.

Дорогая редакция: Валдайская земля была освоена очень задолго до появления славян древними египтянами, это бесспорный факт :)





    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com