Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Культурное пространство: Дыхание творчества

  
08.11.13 г.
Искусство — это абстракция, извлекайте её из природы, мечтайте, созерцая её, и думайте больше о процессе творчества, чем о результате.
Из письма Гогена к Шуффенекеру

Творчество — словно воздух: не замечаешь, когда им дышишь, а когда его нет — начинаешь задыхаться и умирать. Оно присутствует повсюду и в то же время неуловимо, его надо почувствовать и эти ощущения суметь выразить на холсте или в предмете. В живописи (как, впрочем, и в любом творчестве) всё непредсказуемо — может получиться, а может — нет.

Иногда картина пишется художником на одном дыхании буквально за считанные часы, а иной раз годами лежит и ждёт своего часа. И всё в ней вроде идеально, а чего-то всё равно не хватает — может быть, просто недостаёт всего нескольких мазков, чтобы создать глубину пространства, или одной только линии, чтобы придать вещи «характер».

В выставочном зале визит-центра Национального парка «Валдайский» 5 ноября открылась выставка живописи и керамики «Арт-тандем» новгородцев Елены Чепель и Николая Андреева. Они — члены Союза художников России, участники многочисленных художественных выставок регионального, всероссийского и международного уровня, их работы находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

За распахнутой дверью выставочного зала меня встретил яркий, брызжущий поток красок, пёстрыми волнами разливающийся с работ художников. Просто глаза разбежались, и захотелось присесть в уголочке и осмотреться: картины, глиняные скульптуры и панно буквально заполнили всё пространство зала особой энергетикой. Не случайно выставка называется «Арт-тандем». В названии заключена целая философия жизни супругов Елены Чепель и Николая Андреева. Близкие по духу и своему мировосприятию художники как в жизни, так и в творчестве дополняют и обогащают друг друга, создавая свой особый, ни с чем несравнимый уютный мир.

Изломанные линии зданий, геометрия форм обычных предметов и орнаментные переплетения живой природы на полотнах Николая перекликаются с «неправильной» шероховатостью глиняных панно и абстракцией скульптур Елены.

Елена и Николай знакомы с детства — оба учились в художественной школе в Великом Новгороде. Затем Елена окончила Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (кафедру художественной керамики), а Николай — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (художественно-графический факультет). Судьба так выстроилась, что уже долгое время оба преподают в Новгородском колледже искусств имени С. В. Рахманинова. Педагогическая деятельность, с одной стороны, отнимает много сил и времени, с другой — окрыляет и даёт новый заряд сил, требует личностного роста и развития. И когда «внутреннее так переполняет, что его надо срочно выплеснуть», тогда в мастерских художников появляются авторские работы.

Море эмоций нужно пережить, пропустить их через себя, чтобы вышло что-то новое, по-настоящему самобытное. «У ремесленника как? Что-то получилось — и он тиражирует это. А художник всегда находится в зоне риска. Ты не всегда знаешь, что у тебя получится», — говорит Николай. Вот и Елена Чепель рассказывает о любимой глине так, будто она живая. Мало учиться, нужно почувствовать, ощутить руками и понять сердцем пластичный материал. Многочисленные пробы и ошибки только добавляют радости, когда в конце концов получается то, что задумано.

В самом начале «пути» так называемый сырой «бисквит» обжигают — двенадцать часов длится процесс. Чтобы хорошо обжечь глину, нужна температура 950 градусов, шамот (смесь глины и мелких кусочков фарфора) — 1200 градусов. Потом к черепку подбирают краски, которые очень любят покапризничать. Самые стойкие синие и зелёные плавятся при высоких температурах 750–950 градусов, следом идут оранжевые, красные, жёлтые — 560–700, если глазурная краска — ёще надо прибавить 12–18 часов. Технология изготовления длительна, и главная задача художника — сохранить то внутреннее состояние невесомости, которое затем передаётся предмету. «Зрители не должны видеть твоей пахоты, в работе должны остаться только твои ощущения», — делится Елена Чепель.

Причудливые рыбки, которых не увидишь ни в каких экзотических морях, золотые храмы, как с других планет цветы, распустившие свои фантастические бутоны — свои творения мастер помещает в рваные обрамления (так называемый прибалтийский стиль), а затем перемещает на ткань, мешковину или дерево. В работах Елена использует стекло, металл — всё зависит от настроения, фантазии и мастерства. А мастерство приобретается опытным путём и большим трудом. Небольшая ошибка или просчёт — и вся работа насмарку: происходит усадка, уменьшается размер, нарушаются пропорции, стекло колется, рамка ломается.

Внутренний образ, который приходит «ниоткуда», у художника должен обязательно обрести форму и краски. Это трудно назвать работой в общепринятом смысле слова, скорее это внутренняя потребность. Гостей из Новгорода поразили на Валдае сумасшедшей красоты, пылающие октябрьские закаты, а положительных эмоций добавили стаи ручных уток на городской набережной. «Дух дышит, где хочет и когда хочет», — говорят Николай и Елена. Кто знает, откуда приходит вдохновение. Нужно прислушиваться к себе, и внутреннее ощущение не обманет, подскажет, какая работа будет следующей.

М. Шинина
Фото автора


Поделиться
Класснуть

 azs  08.11.2013 16:29

shiFt :-)





    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com