Наверное, никто не станет спорить, что интерес к народному искусству, традициям, обычаям и истории своего родного края пробуждается в раннем детстве. Сейчас в Доме народного творчества для младших школьников и дошкольников проводят
мастер-классы традиционной валдайской росписи. Такие занятия развивают вкус к живописи и помогают ребятам разглядеть особенности узоров, которыми наши прапрабабушки украшали обычные предметы быта, заметить и выделить красоту неброской северной природы.
О существовании валдайской росписи сотрудники ДНТ узнали, посетив Музей уездного города, где им рассказали о её особенностях, технологии нанесения самобытных узоров и показали хранящиеся здесь расписные прялки.
Оказывается, экспедиции Новгородского государственного историко-художественного музея в 196567 годах установили, что в первой половине XIX — начале XX века на территории Валдайского района в селе Сухая Нива с окрестными деревнями существовал центр изготовления прялок-золочёнок. Небольшие, изящные прялки с потемневшей от времени росписью масляными или клеевыми красками по золотому фону сохранились в валдайском Музее уездного города и ДНТ. По собранным сведениям, перед тем, как нанести роспись, деревянную личину прялки шпаклевали, затем натирали алюминиевым порошком, олифили и прогревали в истопленной русской печи. Под воздействием температуры олифа темнела, придавая золотистый оттенок просвечивающему под ней порошку. Такой способ золочения имеет давние традиции в древнерусском искусстве. Известно, что в XVII-XVIII веках иконописцы умели имитировать золочение, заменяя тонкие листы сусального золота более дешёвым серебряным порошком, а в золочении бытовых предметов употребляли оловянный, а затем алюминиевый порошок.
Новгородские учёные-краеведы, в частности В. М. Василенко, считают, что новгородский орнамент вырастал из основ местного старославянского искусства. Для валдайской росписи традиционны две основные композиционные схемы — Древо жизни и цветочный букет, состоящий из трёх веток. В славянском фольклоре Мировое Древо — это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь Космоса, не имеющая ни начала, ни конца. Древо своей кроной шумит высоко в небе, его ствол стоит на земле, а корни находятся под землёй. На прялках почти нет свободного от росписи пространства. Изображение цветов, ягодок, листьев связаны в единый букет с помощью различных завитков, усиков, листиков, травинок.
В валдайской росписи использовалось в основном три-четыре цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Цветовая гамма вроде небольшая, а вид у прялок очень праздничный. Большую роль играли красный цвет с многочисленными оттенками и контрастные тонкие «оживки» чёрным и белым цветом. Каждый цвет у наших предков имел своё значение: чёрный символизировал землю, жёлтый — солнце, красный — жизнь, синий — мудрость и всё духовное, зелёный — весну, радость, изобилие, а белый — святость, чистоту и невинность.
Удивительно, с каким интересом маленькие непоседы слушали рассказ методиста ДНТ Юлии Прохоровой об истории валдайской росписи. Прикусив губки, ребята старались изо всех сил, непослушными пальчиками выводили собственные узоры, а потом обсуждали работы. Сейчас многим из нас трудно представить, как наши предки, тяжело трудившиеся на земле от зари до зари, находили время для творчества и украшали свой дом такими яркими и красивыми предметами, и по сей день излучающими радость, тепло и добро. Как знать: может быть, валдайская роспись заиграет свежими красками в будущих работах валдайских мастеров.
М. Шинина
Фото автора