— Как же становятся церковными звонарями и где учат колокольному звону? — Моя семья с Это продолжилось такими «могучими» работами, как полное воссоздание колокольного подбора храма Христа Спасителя с двадцатисемитонником во главе и воссоздание тяжёлых благовестников — — У меня есть начальное музыкальное образование. Однако музыкантов учат, что существуют звуковысотность и ритм, но не учат тому, что у каждого старинного и хорошо отлитого современного колокола есть свой голос. Колокол поёт. Настоящий звонарь должен вслушиваться в голос колокола и свой звон производить от него, а не просто, имея в голове некий ритм, выколачивать, как на ударнике, свой музыкальный пассаж. — Каждому ли человеку дозволено звонить в колокола? — На Руси существует обычай — на Пасхальной неделе каждый человек допускается до колокольных звонов. С одной стороны, очень хорошо, что существует такая традиция (это неделя рождения звонарей), с другой — это неделя гибели колоколов. До Октябрьской революции это было хорошо и благо, тогда в России было около сотни колокольных заводов. Разбитый колокол тут же переливался с добавлением веса. Что теперь делать, если во время Пасхальных звонов мы можем потерять валдайского «Усачёва» или «господина Орлова»? Это будет колокол, потерянный для нас навсегда. Профессионального колокольного звона у нас на Руси нет, по крайней мере, с конца XVIII века. Все знают Ростовскую звонницу, но никто не знает, сколько трудов архиереям Ростовского Успенского собора стоило сохранить хотя бы костяк — 34 человека, которые бы профессионально звонили. Сейчас профессиональный звонарь, человек, который занимается только колокольней — большая редкость. — Есть ли у Вас любимый колокол? — У меня много любимых колоколов. Я вырос под звон колокола «Лебедь» О колокольном звоне имели мало понятия до 1992 года, когда в России зазвучал самый тяжёлый из звучащих колоколов Москвы — Большой Успенский колокол Московского Кремля (65 тонн). Его «язык» раскачивают 6 человек. Когда ударяет этот великан, звук как будто не идёт с колокольни, с высоты 50 метров, а поднимается — Какими колоколами наполнены колокольни храма Христа Спасителя? — Современное здание воспроизводит внешний облик одноимённого храма, возведённого в честь подвига российского народа в Отечественной войне 1812 года, освящённого в 1883 году и разрушенного в 1931 году. Это гигантский колокольный комплекс, и я являюсь автором проекта — художественного колокольного оформления храма Христа Спасителя. У храма четыре колокольни и 14 колоколов, плюс 15 колоколов висят на надвратной Преображенской церкви (которая расположена рядом с храмом Христа Спасителя), и ещё около десяти — на колокольне церкви Державной иконы Божией Матери на Волхонке. Колокола для храма Христа Спасителя были отлиты в 199597 годах на теперь уже не существующем заводе имени Лихачёва (ЗИЛ). Работами по акустике руководил начальник лаборатории общества древнерусской музыкальной культуры профессор Б. Н. Нюнин. В 1991 году сотрудники акустической лаборатории завода обратились в издательский отдел Московской патриархии за советом и помощью. Они хотели попробовать отливать колокола, но не знали, с чего начать. Было проведено исследование единственного сохранившегося колокола храма Христа Спасителя весом 850 кг, находящегося ныне на колокольне Когда зашёл разговор о том, какой голос должен быть у главного храма России, взяли за основу измерения и записи протоиерея отца Аристарха Израилева (он жил в начале прошлого века в Ростове). Получалось, что изначально колокола на храме Христа Спасителя звучали ближе к минору — — Сколько в штате храма Христа Спасителя штатных звонарей? — Изначально в штате храма, имевшего четыре колокольни, состояло 12 звонарей. В воссозданном храме шесть колоколен и 10 звонарей. Раньше в храме Христа Спасителя не было слаженного звона, он звонил ералашно, подобно звону целого города. Мы решили, что эту традицию надо ломать. Создана система синхронного звона на четырёх колокольнях храма Христа Спасителя, надвратной — Что Вы скажете по поводу открытия колокольного центра? — Если везде музеи закрываются, объединяются, то Валдай смог выделить для экспозиции одно из лучших зданий, добиться выделения средств на полную реставрацию помещений и сделать прекрасную экспозицию. Надеюсь, что Валдайский музейный центр станет домом для всех, кто интересуется колоколами. В свою очередь общество церковных звонарей передало достаточное количество М. Шинина
Фото автора