Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.
Основан в 2000 году.

 Мобильная версия


Туристу:


Подписка на газету 

Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      


 

Домострой без домостроевщины: В прошедшее воскресенье в Валдайском музейном колокольном центре прошла лекция доктора филологических наук В. Г. Дидковской

  
    21.02.19 г.
Мужское самодурство, телесные наказания, скупость и рабское положение женщины — первое, что приходит на ум при упоминании книги «Домострой». В своей лекции Виктория Генриховна Дидковская попыталась доказать, что это лишь поверхностный взгляд на этот уникальный памятник древнерусской литературы.

Оклеветанная книга

Как пояснила Виктория Генриховна, такому пристрастному и недоброжелательному восприятию «Домостроя» мы обязаны либеральной публицистике середины XIX века, где впервые прозвучало слово «домостроевщина». «На самом же деле домостроевщина — это уродливые явления в жизни России XIX века и безосновательно обвинять в них „Домострой“, памятник литературы второй половины XVI века. Недопустимо оценивать любое произведение с позиций новых представлений о жизни. Оценка нормативной системы „Домостроя“ по принципу „плохо“ или „хорошо“ лишена всякого смысла. Для правильного понимания его содержания нужно попытаться взглянуть на это произведение с позиций современной ему эпохи», — отмечает филолог.

Таким символом российского дореволюционного «тёмного царства» «Домострой» оставался до середины 70–80-х годов XX века, когда начали появляться прямо противоположные оценки его в науке и публицистике, прежде всего в православной периодике.

Книга, рождённая Новгородской землёй

Виктория Генриховна подробно рассмотрела историю написания «Домостроя». «Общепризнанным является мнение о новгородском происхождении памятника. Формировался „Домострой“ в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде, самом демократическом и социально свободном государственном образовании на территории Руси. Именно в Новгороде читались и почитались тексты нравственного содержания. Именно новгородским происхождением исследователи объясняют сочетание в тексте „Домостроя“ экономического содержания и нравственного подхода к отношениям между людьми в государстве, городе, семье», — рассказала В. Г. Дидковская.

Как отметила филолог, в числе наиболее спорных вопросов — проблема авторства Сильвестра. «Одни учёные считают, что в середине XVI века „Домострой“ был написан духовником и сподвижником Ивана Грозного — священником Сильвестром в качестве назидания молодому царю, другие исследователи считают его редактором более древней рукописи», — пояснила лектор основные позиции, сложившиеся в научной среде.

По происхождению новгородец, Сильвестр приехал в Москву в 1542 году и был назначен в клир Благовещенского собора Московского Кремля — домовой церкви русских царей. Человек яркий, образованный и темпераментный, он был замечен и приближен Иваном Грозным, имел одно время исключительно сильное влияние на молодого царя, входил в состав Избранной Рады — фактически правительства при молодом Иване Грозном. Но с 1560 г. священник попал в опалу и удалился в Кирилло-Белозерский ­монастырь.

Энциклопедия семейной жизни

XVI век — переломное время в жизни Московского государства и народа, время великих обобщений, время объединения и централизации власти. «Стоглав», «Великие Минеи Четьи», «Лицевой летописный свод», «Степенная книга царского родо­словия» — все эти труды имели цель собрать культурный и исторический опыт нашего государства. «Домострой» стал настоящей энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. Интересно, что если переводить название «Домострой» на греческий или любой из западноевропейских языков, то придётся назвать его «Economicus».

Виктория Генриховна обратила внимание на то, что «Домострой» проникнут стремлением к утверждению нравственного закона (идеала). «Христианская мораль распространяется в ней на бытовые подробности жизни Дома — одновременно и государства, и города, и имения, и семьи. Это устав домашней жизни, дающий ответ на вопрос: что надо делать, чтобы жить хорошо — быть богатым, здоровым и быть достойным Царствия Небесного» — рассказала филолог.

Также лектор пояснила понятие семьи по «Домострою», в которую входили не только родственники, но челядь и слуги. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою внутреннюю жизнь. Семья по «Домострою» — это маленький мир со своим внутренним устройством, в котором соблюдается строгий порядок и иерархия отношений. Опора семьи — хозяин, «государь». Глава дома занимает господствующее положение, но это не право, а скорее обязанность.

К мужу предъявляются даже более суровые требования, чем к другим членам семьи. Например, мужьям, в соответствии с книгой, нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а жене и домочадцам — как уж получится. Так что главная тема «Домостроя» — это тема ответственности мужа за всё. Его грех отразится на жене, детях, слугах. Обязанность и ответственность перед Богом и людьми за семью давали хозяину широкие права. Он был вправе наказывать, прощать, наставлять остальных членов семьи.

Кстати «Домострой» рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Но телесные наказания — это крайность. Также Виктория Генриховна отметила, что статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого, который назван «одиноким человеком», к которому предъявляются менее высокие требования по организации домашнего быта: «А коли один живёт человек и не очень богат, да запаслив, держит для гостя пивцо в запасе, в марте сварив переварки ячневой да подсытив её; и простое пивцо тоже есть. Медку же сготовить к празднику и впрок сохранять во льду, засечь в нём медок и мартовское пивцо». По «Домострою» главное в семье — это отношения между мужем и женой, которые можно определить как уживчивость. В книге употреблено в этом значении слово «уноровить» — поступить сообразно с желаниями и представлениями другого человека.

Жена, как хозяйка, также имеет много различных обязанностей по содержанию дома и по воспитанию детей и слуг. Роль её в семье велика, поэтому она обладает известной долей самостоятельности и правом на уважение. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей. По традиции обучение сыновей — обязанность отца. Жена, также как и муж, имеет право отдавать приказания ключнику и слугам, однако, отправляясь в гости, она должна спрашивать у мужа совета, как и о чём с ними говорить.

Воспитанию детей в «Домострое» посвящены четыре главы. Воспитательные рекомендации приведены в книге сразу же после наставлений духовных, что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Отдельно описана забота родителей в отношении дочерей. Например, «разсудной отец» начинает копить приданое сразу же после рождения дочери и в случае её смерти отдаёт «на помин души». При выборе мужа рекомендуется особое внимание обращать на то, чтобы муж был «в версту», т.е. имел примерно равное социальное и имущественное положение. Следует отметить, что в этом совете содержится забота не только о жене, но и о муже, так как в случае социального или имущественного превосходства жена имела значительно больше шансов превратиться в ту «злую жену».

Главные добродетели по «Домострою» — труд, физичес­кий и нравственный, чистая совесть — понятны людям как XVI, так и XXI века, что делает эту книгу актуальной до сих пор. Но особый интерес исследователей вызывают бытовые советы, которые иллюстрируют повседневную жизнь ­Московской Руси. «Домострой» осуждает расточительность и призывает к бережливости. Это выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. «Всё это характерно для XV-XVI веков, когда и эпоха, и общество, и люди не были заражены потребительством. Для средневековья характерны частые эпидемии и голодные года, поэтому бережливость — залог выживания», — отмечает В. Г. Дидковская.

В завершение лекции Виктория Генриховна отметила, что каждое поколение читающих людей понимает «Домострой» по-своему: «В настоящее время отношение к „Домострою“ поменялось на положительное. Я считаю, что „Домострой“ — это книга о здравом смысле. И если его рекомендации и не отличаются современностью, то все они связаны с вечными человечес­кими проблемами».

Елена Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

Гоха  21.02.2019 19:06
Смотрю одному челу интереснее всех было;-)

Кукиш  24.02.2019 14:39
Собрали профессиональных кивал))) а этот наверно не понял инструктаж и дал храпака…
Прочитал статью-сам чуть не уснул…
Немного встрепенулся только при строчках о «злой жене»

комментировать


    



Ещё новости

24.03.2019   Хранителям культуры

23.03.2019   «Долги сами не растают!»

22.03.2019   Такси, такси, вези, вези!

21.03.2019   Фоторепортаж: В Доме народного творчества начала работать фотовыставка работ Юрия и Руслана Мауткиных «Отец и сын»

21.03.2019   Классика всегда в моде: В городской детской библиотеке 15 марта состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика»

21.03.2019   На страже покоя: Сотрудники колонии отметили 140 лет уголовно-исполнительной системы

21.03.2019   Сказку делаем мы сами

21.03.2019   Ура! Каникулы!

21.03.2019   Расписание киносеансов в ККЗ «Мечта» с 21 по 27 марта

20.03.2019   Анонс событий с 21 по 29 марта

20.03.2019   Люди помогут: В Валдае после зимних каникул возобновляет работу фримаркет

19.03.2019   Назначено наказание виновнику ДТП, в котором 18-летняя пассажирка получила тяжкий вред здоровью

18.03.2019   Эх, рыбалка! Ух, рыбалка!

17.03.2019   За незаконный вылов рыбы виновные наказаны штрафом и лишились лодки и сети

17.03.2019   Делать всё, что от тебя зависит

17.03.2019   Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

16.03.2019   От фальшивок до взяток

15.03.2019   В Валдае по материалам прокурорской проверки в отношении бывшего сотрудника колонии возбуждено уголовное дело за служебный подлог

15.03.2019   Новый шаг в развитии города

15.03.2019   Не останься безучастным!

  


афиша без комментариев благотворительность благоустройство валдай на страницах прессы валдайавиа валдайское метро видео власть держит ответ выборы выставки газета говорит и показывает село год молодёжи год семьи городские проблемы день города день победы день пожилых людей документы дороги достопримечательности жкх здравоохранение иверский монастырь интервью история квн кино книги колокольчики конкурс коррупция краеведение криминал культура место.валдай на правах рекламы наука национальный парк наши гости наши люди наши соседи некрологи новости администрации города новости администрации области новости администрации района новости библиотеки новости военкомата новости гибдд новости города новости дк новости днт новости досааф новости дши новости загс новости монастыря новости музея новости мфц новости мчс новости нацпарка новости овд новости одной строкой новости осп новости прокуратуры новости пульс новости пфр новости района новости сайта новости ск новости суда новости фмс новости фнс новости центра юность новости цз новости цсо норд-вест о чём говорит город? образование общепит объявления опрос официальные материалы пишут читатели по материалам газеты валдай по следам былых публикаций побратимы погода политика почта праздники предпринимательство природа приют для животных проиcшествия промышленность путешествия религия репортаж роспотребнадзор сельское хозяйство события социальные проблемы соцопрос спорт статистика строительство театр телевидение торговля транспорт трс валдай туризм финансы фольклор фото фоторепортаж чтогдекогда экология экономика энергетика юмор юпитер
/



  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com