Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Культурные традиции: Что написано пером, не вырубишь топором

  
21.11.14 г.
Эти знаки с плавными и ломаными линиями, завитками, хвостиками и крючками, сделанные широкими, уверенными мазками и как будто написанные по линейке, проведённые тонкими, едва заметными штрихами не всегда и, бывает, не сразу воспринимаются как буквы. Это настоящее искусство сродни живописи, когда текст, а иногда и просто одна буква отражают целый мир художника, своим изображением передают характер, эмоции, эстетические чувства и, как хорошая музыка, настраивают читателя на нужный лад.

В визит-центре Национального парка «Валдайский» 13 ноября открылась выставка графики «Б. О. Л.Т. (большой очень личный текст)» Новгородской студии современной каллиграфии «Каламос».

Шрифт подчёркивает смысл текста

Оригинальные, остроумные тексты на 99% придуманы студийцами. Глядя на эти произведения, многие улыбнутся, может быть, посмотрят на мир другими глазами, а другие просто удивятся. Учиться искусству каллиграфии приходят в основном люди не случайные, уже немного подготовленные, заинтересованные в развитии творческого начала — дизайнеры, студенты, преподаватели. Объявления, вывески, плакаты — все работы, представленные на выставке, сделаны тушью и металлическими плакатными перьями. За кажущейся простотой скрывается большая работа. Написать так, чтобы текст «работал», чтобы, глядя на него, волей-неволей захотелось бы замедлить шаг, под силу далеко не каждому: для этого нужна специальная подготовка. Если приглядеться, то совершенно очевидно, что выбранный шрифт замечательно подчёркивает смысл текста, делает его ярким и запоминающимся. Мастера каллиграфии в его написании практически не делают эскизы карандашом, а сразу наносят изображения тушью и пером.

Сама форма буковки диктует движение пера, считает руководитель студии «Каламос» Михаил Данилов. Михаил уверен, что каллиграфии можно научить практически любого человека: ведь этот вид искусства имеет громадный простор для творчества — это славянские шрифты, пиктография (иероглифы, наскальные рисунки), японские и китайские иероглифы и т.д. Читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы перемещаемся на машине времени как в недавние времена, так и в очень далёкое прошлое, знакомимся с историей и культурой народов мира. У металлических перьев диапазон движений достаточно большой. А вот попробуйте что-нибудь написать камышовым пером! Это очень интересно, а кроме того, занимательно почувствовать себя средневековым писарем.


Эти «перья» всегда под рукой

Камыш в изобилии растёт на бегах Валдайского озера. Камышовым пером, объясняет Михаил Данилов, лучше писать славянские шрифты, и чтобы в этом убедились зрители, которые пришли на открытие выставки, провёл для всех мастер-класс.

— В отличие от бамбука, которым можно писать годами, камыш недолговечен. Сама по себе палочка хрупкая, и заготавливать материал надо в определённое время. В нашей местности лучшее время — это август. Если палочка ломается и сплющивается или, наоборот, мягкая, как резина — то в дело не годится. Камыш должен быть средней плотности, тогда он после высушивания с большой вероятностью будет писать, а не лопнет по всей длине. Перья бывают разной толщины, а на их кончиках делается надрез. Срезается максимально длинная палочка, а потом постепенно подтачивается, если остриё тупится или трескается.

Камышовое или тростниковое перо — самый древний пишущий инструмент, который использовали профессионально. По официальной версии, такие перья впервые появились в древнем Египте. «Каламос» — так назывался самый древний пишущий инструмент, так Михаил и назвал свою студию каллиграфии.

На мастер-классе М. Данилов показал, как пользоваться камышовой «ручкой». Когда перо неспешно обмакиваешь в тушь, просто физически ощущаешь значимость происходящего, всю ценность буквы, которую пишешь. А ведь грамотный человек в древности был на вес золота, может быть, поэтому древние рукописи кажутся такими важными и весомыми. Не случайно в народе говорят «что написано пером, того не вырубишь топором». Перед тем, как приступить к написанию букв славянского «устава», Михаил прочитал интереснейшую лекцию, показал настоящие бамбуковые перья, перья, сделанные из палочек для суши.

— Раньше на Руси писали птичьими перьями, причём годились только перья с левого крыла птицы, поскольку большинство мастеров каллиграфии были правши, и такое перо, имея определённый изгиб, идеально ложится в правую руку. В средневековом Новгороде пользовались не гусиными, а вороньими перьями. Были специальные лучники, которые охотились на воронов. А дальше… в специальные подносы насыпался песок, его раскаляли в печи и втыкали в него перья, которые вместе с ним остывали. Затем кончики перьев затачивали. Это было очень дорого, и чаще обычные люди пользовались камышовым пером. Кончик такого пера надрезается на 3 миллиметра, что позволяет задерживать тушь. Также на Руси писали заточенными осиновыми палочками.

Чернила существовали двух видов — чёрные и коричневые. Чёрные были дорогими и использовались для отдельных торжественных моментов. Для их изготовления в глиняном горшке делалось отверстие, его ставили в печь на металлическую решётку, а снизу тлели берёзовые дрова. В результате горшок покрывался копотью. Эту копоть счищали и помещали в специальную баночку, затем добавляли слюну, воду и мёд и замешивали чернила. Большая же часть чернил были коричневыми — их изготавливали из опавших дубовых листьев (на них счищались шишечки), которые складывались в глиняную посуду, туда добавлялись ржавые гвозди, всё это заливали тёплой водой, запечатывали воском и ставили в тёплое место.


Письмо так же разнообразно, как и музыка

Сейчас минимальный набор для письма состоит из бумаги, пера и туши. Также для каллиграфии могут быть использованы авторучка с пастой различных цветов, акварель, гуашь, чернила, баллончик с краской (для граффити), пастель, уголь и многое другое. Приёмы каллиграфии очень разнообразны, и М. Данилов может об этом рассказывать, кажется, бесконечно.

По образованию Михаил художник-оформитель. Он окончил Харьковское государственное художественное училище. Работал в наружной рекламе, сейчас преподаёт в Новгородском политехническом колледже типографику (оформление текста посредством набора и вёрстки), работает в интернете, занимается деревянной скульптурой, в течение 7 лет занимался литературой: писал рассказы, повести и стихи, публиковался в газете «Художественная литература» и долгое время был её художественным редактором. Ему предлагали вступить в Новгородский союз писателей, но художник говорит, что не любит сообществ, группировок, союзов, коммун. Считает, что личность должна быть индивидуальна и самодостаточна.

М. Шинина
Фото автора


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com