Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

«Как мера и красота скажут»

  
22.03.06 г.
— так называется новая этнографическая выставка, открывшаяся в выставочном зале Музея уездного города. Все экспонаты предоставлены из фондов Новгородского объединённого музея-заповедника. Они представляют основные виды народного искусства Новгородского края XVII-XX веков.

Один из древнейших видов народного искусства — резьба по дереву. Она украшает многообразный круг бытовых предметов: ковши, солоницы, черпаки, формы для пряников и пасхи, прялки и рубели для выкатывания белья. Красотой и гармонией формы отличаются ковши-скопари, в которых нашли воплощение образы плывущей птицы или ладьи. Птица на Руси считалась воплощением света, жизни и всего сущего. Узоры состоят из повторяющихся полосок, квадратов, кругов. Такие мотивы в прошлом были наделены определённым смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии — воду, борозды — поле.
Представленные на выставке прялки, наличники, дверь украшены росписью по дереву. В Новгородской губернии роспись по дереву выполнялась темперой и масляной краской. Во второй половине XIX века в Валдайском уезде зародилась роспись золочением. Деревня Сухая Нива стала крупным центром по изготовлению прялок-«золочёнок», являющихся образцами кистевой росписи с характерным растительным орнаментом. Традиционным был букет роз, состоящий из одной или трёх веток с побегами. Красочная гамма росписи не была многоцветной.

Обращает на себя внимание роспись, украшающая дверь и наличники. На одном наличнике мы видим достаточно строгое солнце, на другом — не менее серьёзный месяц. Дверь украшает изображение белой собаки. Да это же обереги! Народные заговоры от всякого лиха часто обращаются к луне и солнцу, чтобы они и днём, и ночью оберегали людской покой.
Плетение из природных материалов существовало в рамках домашнего производства, и было распространено повсеместно. Ассортимент предметов из бересты, корня, соломы был широк и разнообразен. Это заплечные кошели, туеса, лукошки, корзинки, обувь… Новгородские изделия почти лишены украшений, однако поражают разнообразием пластического выражения и умелым использованием цветовой гаммы материала.

В Новгородской губернии были распространены различные техники вышивания. Изображения древа жизни, птиц, всадников на конях, женской фигуры с поднятыми руками — богини Берегини — связаны с культом плодородия, с поклонением силам и явлениям природы. Со временем эти мотивы перестали отражать древние славянские верования и превратились в традиционные элементы декора. Древнейший двухсторонний шов сохранился в северо-восточных районах. Он даёт одинаковое изображение на лицевой и обратной стороне ткани. Вышивки двухсторонним швом выполнены в красном цвете, наиболее любимом в народе. Он символизировал свет и жизненное начало. В конце XIX — начале XX веков в вышивке широко применялась техника тамбур («в петлю»). В ней преобладали растительные мотивы. Существовали два вида тамбура: вышивка красным по белому фону и белой нитью по красному фону. С появлением анилиновых красителей появился многоцветный тамбур. Одновременно с тамбуром под городским влиянием стало распространяться шитьё крестом. Образцами для него служили разнообразные печатные узоры — альбомы.

Ткани и набойки широко использовались в быту, прежде всего для одежды. Народный костюм был красив и наряден. В конце XIX — начале XX веков бытовали два основных комплекса женской одежды: сарафанный и постепенно вытесняющий его юбочный. Основой женского костюма являлась рубаха «стануха». Сарафаны шились из крашеницы — кубового холста или кубовой набойки. Праздничную одежду украшали вышивкой, кружевом или тканью другого цвета. Большим разнообразием отличались женские головные уборы. Были среди них кокошники, сороки, повойники, платки и косынки. У мужчин одежда состояла из портов и рубахи-косоворотки, которая носилась навыпуск и подпоясывалась поясом. Пояс выполнял обрядовые функции и защищал человека от вредоносных внешних сил, создавая своеобразный магический круг. По способу изготовления пояса делились на плетёные, тканые и вязаные.

На выставке можно увидеть и большую коллекцию гончарных изделий мастеров из деревни Тимошкино Хвойнинского района. Тимошкинские гончары сумели сохранить до наших дней такие технические приёмы, как спиральный налеп и обварку. Жёлтый цвет глазури гончары получали с помощью окиси железа или свинца, зелёные цвета давала окись меди, для красно-коричневой глазури широко использовался сурик.

Коллекция произведений народного искусства постоянно пополняется в ходе ежегодных этнографических экспедиций сотрудников музея деревянного зодчества «Витославлицы».

На снимках: фрагменты рисунков на двери и ставнях; плетение из бересты и еловых корней; женские наряды.
Н. Орлов
При подготовке статьи использованы материалы Новгородского объединённого музея-заповедника


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com