Часто ли мы, жители провинции, посещаем музеи? Да что там жители провинции — и в столице ежедневная суета и заботы многим людям мешают приобщаться к прекрасному. Чтобы ходить в музеи, нужны интерес и привычка, а они воспитываются с детства. В детском музейном центре Новгородского Много веков прошло с тех пор, как на новгородской земле жил, ходил в школу и вырезал на бересте буквы и рисунки мальчик Онфим, который стал символом новгородского детского музейного центра. Научные сотрудники привезли специально разработанные ими программы, позволившие в игровой форме познакомить ребят с маленьким художником, чтобы они побывали вместе с ним в школе, поиграли в народные игры и увидели средневековый город его глазами. Когда начинается лекция, кажется, что понятие времени и пространства просто исчезают. Правда, назвать это действо лекцией в обычном смысле слова трудно. Вот в музейном зале, среди стеклянных витрин за столами, накрытыми клеёнкой, разместилась целая детсадовская группа маленьких непосед. Как привлечь и удержать их внимание? Старший научный сотрудник Е. В. Китаева привезла придуманного и сотворённого ею глиняного человечка Гончарика, который теперь живёт на пальце человеческой руки. Гончарик как бы от своего имени «рассказывает» историю гончарного производства и новгородской земли, «демонстрирует» привезённые с собой горшки, старые предметы, выполненные из керамики. Тут же на столах начинается практическая работа. Комочек глины на глазах превращается в смешного, забавного лягушонка. — Приплющивайте, пристукивайте — вот спинка, а вот животик. Намяли бока? А теперь берём маленький кусочек глины и раскатываем, делаем две горошины, вот и глазки… работаем, работаем пальчиками, — командует мастер. В соседнем зале на втором этаже развернулось настоящее сражение. На рельефном макете среди холмов, лесов и рек перед началом Невской битвы развернули строй две армии — приготовились к бою оловянные конницы, натянули тетиву одетые в кольчуги и шлемы игрушечные лучники. Ребят постарше разделили на две команды, и теперь одни сражаются за шведов, а другие за новгородцев. Каким будет исход сражения? История знает ответ на этот вопрос, в музее же ход событий непредсказуем и зависит от умения и навыков только что назначенных полководцев. — Русская кольчуга в сравнении со шведской «защитой» гораздо лучше — более гибкая, лёгкая, удобная и прочная, а шлемы новгородских богатырей давали больший обзор. Стрелы наших лучников имели большую поражающую силу. Если натяжение тетивы английского лука, условно говоря — 15 килограммов, а дальность полёта стрелы — 70100 метров, то мощность новгородского лука времён Александра Невского — 82 килограмма, а дальность полёта стрелы — 500600 метров… вначале учёные даже не поверили, пока не проверили. Свою «защиту» шведы носили более 150 лет, а потом передумали и перешли на «нашу». Это была инициатива сотрудника музея В. Н. Варнаева, по образованию историка — создать студию исторического моделирования. Он набрал ребят, и в течение нескольких лет они вместе читали специальную литературу и даже выезжали на место Невской битвы — осматривали местность, делали замеры, изучали карты, а потом мастера по этим историческим документам изготовили макет, на котором воспроизведён рельеф местности, соблюдён масштаб. Можно сказать точно, что если другая тема урока и может быть пропущена, то Невскую битву ребята, без сомнения, запомнят. В новгородском музее есть и макет усадьбы со всем её устройством, где предположительно мог жить мальчик Онфим. Это ещё одна история — путешествие по древнему Новгороду «В гостях у мальчика Онфима». И снова в руках у научного сотрудника О. С. Огольцовой кукла. На этот раз уже сам мальчик Онфим рассказывает о жизни средневекового города, знакомит с его памятниками, бытом и занятиями новгородцев. В другой, интерактивной программе «Аз, буки, веди…» задействована ещё одна кукла — весёлый и бесшабашный Петрушка, который не боится быть смешным и глупым и провоцирует всех на общий разговор. Ребята расслабляются, у них уходят все страхи, и уже никто не боится попасть в неловкую ситуацию или сделать ошибку, не стесняется отвечать на вопросы. Между музейным работником и его слушателями протягиваются незримые ниточки доверия, устанавливается контакт. А ведь не Ребята убедились, что в древности их сверстникам наука тоже давалась нелёгким трудом. Обычно написанный на воске прилежным учеником текст легко затирался деревянной лопаточкой, и цера использовалась снова. Только не у всех это получалось, и если на писало нажимали сильно, то написанное на воске приходилось стирать, растапливая углубления теплом руки или держа над свечой. Такая лопаточка находится в дальнем родстве с тряпкой, которой каждый из нас много раз стирал написанное мелом на школьной доске. Азбука, помещённая на поверхности одной из дощечек, служила пособием. На неё ученик смотрел, списывая буквы. И снова аналогия с современными пособиями — с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей. По словам музейных работников, после таких интересных занятий, когда каждый на время почувствовал себя первооткрывателем и исследователем, туго приходится кукле Петрушке — каждый норовит попрощаться и в благодарность за урок лично пожать ему руку. Благодарные ученики жмут Петрушкины ладошки так, что потом их приходится пришивать. На — Мы хотим сделать музей игровым пространством, нельзя отпугивать ребят нравоучениями, — рассказывает заведующий отделом культурных программ Виктор Евгеньевич Назаров. — Сейчас разрабатывается такой проект, чтобы не закрывать экспонаты витринами, а максимально дать доступ детям к вещам, чтобы они могли поиграть: ведь в игре лучше усваивается материал. У каждого из сотрудников музея своя уникальная программа, которую они хотят показать не только ребятам, но и своим коллегам, обменяться накопленным опытом, чтобы те в свою очередь привнесли М. ШининаОнфим (народная версия греческого имени Анфимий) — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: №№ 199210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных, как грамоты, так как они не содержат текста. Основная масса его грамот и рисунков найдена 1314 июля 1956 года. В минуты отдыха от занятий Онфим обращался к рисункам. На неумелых, но
Фото автора