Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Духовный ларец: Взлёт души на «пустой» живот

  
28.12.12 г.
Впереди большой праздник

Впереди большой праздник — Рождество Христово. Православные верующие отметят его 7 января. А сейчас они соблюдают пост, названный в честь Рождества Рождественским. Чтобы рассказать вам о нём, а также о некоторых чертах поста как явления вообще, корреспондент «Валдая» встретился с Благочинным Валдайского округа Новгородской Епархии, настоятелем Свято-Троицкого собора Игорем Бойцовым.

Что такое пост и для чего он нужен? Насколько важна в нём его духовная сторона? Как приучать себя к посту, и с какого возраста это можно делать? Надеемся, что ответы на эти и другие вопросы помогут нашему читателю разобраться в некоторых тонкостях важной составляющей жизни христианина.

Хочется обратить ваше внимание на то, что это интервью, взятое у отца Игоря, не совсем традиционное. Вопросы и ответы здесь перемежаются с видением христианской жизни. Это тот случай, когда автор не только спрашивает, но и говорит об общеизвестном в Русской православной церкви.

Отказ от мяса ради собственного совершенствования

Чтобы приступить к нашей беседе, следует прежде всего сказать, что такое пост.

Пост — это сознательный отказ на определённый срок от всякой пищи или от её отдельных видов, от мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, предписываемый ещё Ветхим Заветом. Посты в христианстве являются современниками самого учения. Какие-то из них наиболее древние, прошли через тернии тысячелетий, какие-то по сравнению с ними находятся к нашему времени ближе. Но и те, и другие берут своё начало из духовной жизни человека. Человек постящийся обращается, можно сказать, к удвоенной молитве, к своему внутреннему «я», глубинам своей души — через отказ от обилия хлеба насущного, от мяса убитого животного. Посты присущи и другим вероисповеданиям, не только христианству, и имеют под собой различные основы, в большинстве духовные. В христианстве же пост связан с учением о преобладании духа над плотью. Самый известный пост — Великий, длится он сорок дней и приурочен к Светлой Пасхе, то есть к Воскресению Христову.

— Отец Игорь, Рождественский пост предваряет наш великий церковный праздник. С какой целью верующие соблюдают этот пост, сколько он длится, и что можно сказать о нём?

— Рождественский пост, имеющий и другое название — Филиппов пост — относится к числу больших постов. Длится ровно столько же, сколько и Великий пост. Начинается он с Филиппова дня, названного так в честь памяти святого апостола Филиппа. Так что, если иметь в виду временные рамки, мы, образно говоря, пересекли экватор поста и сейчас проходим его наиболее важную часть. Цифра сорок нередко встречается в Священном Писании и в жизни Православной церкви. Сам Господь постился сорок дней в пустыне. Постясь, мы как бы принимаем живое участие в постном опыте Христа, который после сорокадневного поста в пустыне ответил искушавшему его дьяволу: «Не хлебом единым будет жить человек, а единственно Словом, исходящим из уст Божиих». Отказ от мяса, яиц и других продуктов животного происхождения, разжигающих в человеке плоть, есть, в сущности, удаление от зла, есть духовная, аскетическая практика, принятая в Церкви для нашего духовного очищения и совершенствования. Через воздержание в пище (это относится, разумеется, и к Рождественскому посту) мы через нашу молитву получаем свыше возможность умерять свой гнев, осуждение других людей, обретать покаяние после совершения плохих поступков, тем более грехов. И пост всегда есть наша духовная подготовка к встрече великого дня — Рождества Христова. В Рождество мы приходим ко Христу, главному в нашей жизни. Мы должны встречать этот день заранее, постом, потому что день этот особенный. Рождественский пост не такой уж древний по сравнению с Великим. Первые упоминания о нём относятся к XIV веку.

— Бывает такое, что люди постятся, но не знают глубинной сути поста. Словно соблюдают диету, «предписанную церковью». Будет ли такому постящемуся человеку польза?

— Моя более чем двадцатилетняя духовная практика показывает, что люди стали чаще прибегать к посту, но при этом не обращаются к исповеди и не причащаются в храме. Это неправильно. Ведь Причастие — это Благодать, это сам Христос. Совершенно очевидно, что кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Поверхностное отношение к посту искажает его смысл. Что мы без молитвы, без покаяния, без понимания того, что нам следует быть добрее, чище, искреннее? Да, это трудно, но осуществимо. Без помощи Божией, проявляющейся как раз через исповедь и причастие, совершенно невозможно достойно пронести это серьёзное испытание, физическое и нравственное. Не обращаясь к духовной стороне поста, нельзя приобщиться к Истине.

Но необходимо помнить, что пост уместен не для всех. К нему не нужно прибегать людям больным, страдающим серьёзными заболеваниями внутренних органов, которые не могут лишать себя необходимых им для жизнедеятельности продуктов. В таких случаях люди должны советоваться с лечащими врачами. Не должны поститься беременные женщины, потому что они вынашивают в это время в себе новую жизнь, и кормящие грудью матери. Но и больным, и кормящим матерям, и беременным женщинам нужно обратить особое внимание на то, что поститься они должны духовно. Нужно отказаться на время поста от развлекательных программ, от застолий, даже от походов в гости. А если всё же пошли, то знайте, что отказываться от предлагаемого в гостях несоответствующего посту угощения всё же нехорошо. Получается, что пост как бы напоказ. Ведь вы говорите: «Нет, мне нельзя, я христианин и пощусь». Это тщеславие. А пост на самом деле — это всегда сугубо личное, как молитва в одиночестве за притворёнными дверьми. Поэтому, если уж такое получилось в гостях, ешьте что подадут, в этом и будет проявляться христианская черта. Польза человеку, который упоминается в Вашем вопросе — будет, но небольшая, чисто физическая, потому что воздержание от пищи время от времени приносит такую пользу.

Главное не пересолить

Нередко можно стать свидетелем того, как человек начнёт дело — и оставляет его, не окончив. То же самое бывает и с постом. Пост — это нелёгкое испытание. Тем более в такой северной стране, как наша Россия. Зимой, особенно в лютые морозы, его соблюдать гораздо труднее, чем летом. Организм, несмотря ни на что, требует мясных продуктов, по крайней мере, рыбы. Хуже всего, когда к посту формируется легковесное отношение: сегодня я пощусь, завтра не буду, а послезавтра будет видно. Сегодня я пощусь до умопомрачения, завтра позволю себе разговеться, а послезавтра… надо дожить до послезавтра. Как всё-таки это сродни «начну новую жизнь с понедельника». Но приходит понедельник, тяжёлый, суровый, и обещание, данное себе, переносится на следующий понедельник. Возникает вопрос: а нужен ли такой пост, когда в угоду хлебу насущному мы забываем о том, что хлеб нужен внутреннему «я»? Иногда это внутреннее «я» так задавлено внешней жизнью, что и пикнуть ему трудно. И всё же прекрасному ростку надо дать развиться. Надо поливать его, полоть вокруг него землю от сорняков. И тогда он расцветёт. Человек есть прежде всего существо духовное. Мысли человека не важнее ли его тела?! Мысль побеждает расстояния, «проходит сквозь стены», «сворачивает» горы. А тело, однажды удивив буйным цветом, увы, дряхлеет.

— А Вам, отец Игорь, приходилось сталкиваться с тем, что люди, начав поститься, остывают со временем к этому?

— Такое бывает. К посту надо подходить осмотрительно, осторожно, не кидаться в крайности. Это не диета ради похудения. Хочется напомнить в этом смысле народную мудрость: «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Чего стоит молитва сверх меры, задвинутая однажды и позабытая? Чего стоит пост, в котором раньше не знали меры, а теперь о нём позабыли? Нужна умеренность даже в молитве. Необходима искренность, выдержка, воля. Ибо нельзя прийти ко Христу, не работая усиленно душой, не жертвуя ради Истины элементарными потребностями живота. В посте нужна умеренность, а не изуверство. Важно выдерживать ту линию, которую вы выбрали.

В старой России, где христианские традиции не прерывались, где всё зиждилось на вере, было проще. Христианина взращивали в семье. Старшие наставляли младших. В наше время большая роль отведена духовным наставникам, более опытным христианам. Вспоминаю с большой благодарностью своего духовного наставника, протоиерея Анатолия Малинина. Я обрёл Церковь, когда мне было уже двадцать четыре года. Именно он научил меня соизмерять свои силы, привил мне навыки обретения духовного зрения. А это многого стоит. В юности же я не верил в Бога. Возможно, Он существует, так думал я. Я просто ходил в храм, Софийский собор. Смотрел на фрески, на красоту убранства, восторгался этим. А внутри меня тем временем свершалось духовное чудо, которое привело затем к исповеди, Причастию и каждодневной молитве.

— Лично Вы пришли к вере и стали поститься на третьем десятке лет. А если человек ещё юн, может ли он приобщаться к посту?

— Можно приобщать ребёнка к посту с шести-семи лет. К этому времени у него формируется восприятие мира. Правильнее всего это делать в самой семье, которая хорошо знает дорогу к храму.

— Что Вы хотели бы пожелать тем, кто ещё не встал на путь веры и думает, что ему уже поздно?

— Хотел бы прибегнуть к словам Иоанна Златоуста, который в своём пасхальном послании сказал, что Господь принимает всех одинаково, независимо от того, рано или поздно приходит человек к вере. Самое главное: прийти к ней.

Сочельник

Последний день перед Рождеством Христовым носит название «Сочельник». Со 2 января Рождественский пост становится более строгим. Но совершенно неправильно будет думать, что это настоящая голодовка. Постный христианский стол на самом деле отличается разнообразием. В течение всего поста в ходу овощи, грибы, зелень, иногда рыба. Блюда, приготовленные умелой хозяйкой и вкушаемые с благодарностью Творцу, дадут вам чувство физического насыщения. И нужно помнить, что в последние дни поста, а именно со второго числа следующего месяца, нельзя вкушать и рыбу, предусмотренную всё же в еде в определённые дни до этого числа в качестве послабления.

Пройдут считанные дни, и наступит долгожданный Сочельник, канун Рождества. С появлением на небе первой звезды, названной Рождественской, Церковь предписывает есть сочиво: вымоченные в воде зёрна пшеницы либо риса. Прославляя Господа нашего, употреблять их нужно с мёдом. Сочиво — отсюда и происходит слово «сочельник».

Д. Тарасов


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com