Тот, кто посмотрел эту выставку, думается, остался под определённым весьма приятным впечатлением. А глянуть было на что. Разноплановые работы не могли оставить равнодушным, я убеждён, даже самого придирчивого зрителя. Порадовало не только разнообразие представленных жанров, живописных материалов, но и разнообразие видения прекрасного, различная техника живописи. Местный храм искусства и народных ремёсел в самый холодный зимний месяц блеснул летними тёплыми красками пастельных работ, натюрмортов, выполненных маслом, а также загадочностью
Первыми бросились в глаза «Натюрморт с лилиями», явно украсивший небольшой простенок. Также некоторые пастели и акварели, посвящённые окрестностям Валдая, снимки с прислонённой к забору старой лодкой и прибрежными кустами. При дальнейшем осмотре экспозиции внимание привлекли «Утро. Менюшенская церковь», «Осенний натюрморт» и «Натюрморт с гранатами». Все эти работы в очередной раз навели на мысль: «Прекрасное — рядом!». И живопись имеет удивительное свойство концентрировать внимание на нём, хотя в повседневной жизни тот же зритель довольно холодно относится к окружающей его красоте, и наиболее сильным впечатлением для него остаётся просто солнечный день.
Тот, кто живо интересуется изобразительным искусством, всегда смотрит на даты, имеющиеся на работах. Интересно проследить творческую линию художника, сравнить, сопоставить вещи последних лет с вещами
Сейчас у художницы другие работы, нежели были, когда начиналась её трудовая деятельность. К одним из первых её листов и картонов относятся как раз «Осенний натюрморт» и «Натюрморт с гранатами». Было это давно, когда её семья жила в Пензе. Дело в том, что для Зили этот город стал второй родиной (а родилась художница в Уфе), там она встретила свою вторую половину, там первое время молодая семья жила в мастерской при художественном училище имени К. А. Савицкого. Это была первая «квартира» площадью 12 квадратных метров, которую выделили мужу Сергею, скульптору по профессии, в то время преподававшему в стенах этого учебного заведения. Зиля окончила это старейшее и имевшее вес среди других подобных в стране художественное училище, получив специальность
Затем у Зили после нескольких лет успешного творчества в связи с большой домашней занятостью пошла полоса, когда она почти не брала в руки ни пастели, ни тем более кистей. Протянулось это довольно долго, но затем, когда девочки подросли, творчество, как это бывает у каждого талантливого человека, вновь вышло на первый план. Было это, когда семья после многих лет жизни в Пензе перебралась жить на родину мужа —
Большинство работ преподавателя нашей Детской школы искусств, представленных на выставке, появились в период между 2000 и 2010 годом. Это время запомнилось автору тем, что тогда она в течение несколько лет выезжала для работы на пленэре вместе с новгородским автором Александром Варенцовым. География этих поездок — Новгородская область. В этот период созданы «В саду Путевого дворца», «Старый дом», «На окраине деревни», «Закат на озере», «Дождливый день» и другие. Здесь видна уже другая техника живописи, нежели была у художницы прежде.
Выставка, как уже было сказано, носит название «Её глазами». То есть на ней представлен мир, увиденный глазами женщины, а вернее, нескольких представительниц прекрасной половины человечества. Под точно таким же названием в своё время проходили выставки в Пензе. И это потому, что «те глаза» и уже «эти глаза» имеют связь с очень приятными воспоминаниями о пензенском периоде жизни.
Из тех художественных направлений и школ, которые существуют в мировой живописи, Зиля Раяновна больше всего любит импрессионистов, в основном писавших свои картины прямо на природе. Работу на пленэре она считает важным элементом в ходе создания очередной живописной вещи. Может быть, поэтому ей так дорога память о совместных выездах в разные уголки Новгородчины с художником Варенцовым.
На выставке нельзя было не обратить внимание на ковёр ручной работы, сотканный бабушкой художницы Аминой Масалимовной. От этой вещи буквально веет временем, в которое она появилась. А соткала этот красивый цветной ковёр Амина почти сто лет назад. При взгляде на него чувствуется, что эта работа была сопряжена с большой любовью. Так относились к делу все башкирские женщины, призванные самой жизнью делать свой кров уютным как для членов семьи, так и для гостей.
Вот такая интересная выставка прошла в январе. Остаётся пожелать её авторам успехов в творчестве, видения новых художественных горизонтов, без которых не мыслит себя ни один художник.
Д. Тарасов
На снимке: З. Р. Олешня на выставке «Её глазами».
Фото автора