Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Вкусная история: Перед Богом каждый будет отвечать за себя

  
18.10.13 г.
Небольшой деревянный дом на самом берегу красивейшего озера летом буквально утопает в цветах. Вмурованный в цветную каменную кладку почтовый ящик, уютная беседка, неслышные качели, недалёкий лес и звенящая от пения цикад летняя полуденная тишина. На этом фоне очень естественно смотрится в неярком наряде с неброской косынкой на голове женщина, мирно поливающая цветы. Просто деревенский дом и просто женщина. Подойдя ближе, видишь её глаза … с хитринкой, в которых сразу замечаешь цепкий ум и природную крестьянскую смётку. Как будто рентгеном пронизывающий, оценивающий взгляд. Лёгкая, широкая, деловая походка, порывистые движения. Обычная деревенская картина, и вроде всё просто и понятно, но вот знакомимся ближе, и оказывается всё совсем не просто и многое непонятно.

В деревне Быково Костковского сельского поселения её знают все от мала до велика. Она свой человек на подворье Варлаамо-Хутынского монастыря.

А ведь когда-то вокруг неё был совершенно другой мир, другие люди, и жила она совершенно другой жизнью. Всё изменилось, когда появился этот уютный домик на берегу прозрачного озера и тишина. Всё отразилось в душе, как в зеркале, и всё поменялось… Знакомьтесь, Нина Алексеевна Васильева, когда-то, в другой жизни, большой начальник, а ныне — на послушании подворья Варлаамо-Хутынского монастыря.

— Родилась в Тульской области. Мама умерла очень рано, когда мне было всего пятнадцать лет, а воспитывала удивительно строго. Жили в бараках. На мне был дом, большое хозяйство. Умею и доить, и кормить, и поить, и всё на свете. Мама была чуть ли не единственная верующая в совхозе, дома читалась Библия. На всю жизнь запомнились её слова: «Если на улице скажешь слово „Бог“ — убью!». Было страшно признаваться в том, что ты верующий. За это могли просто уничтожить.

— Как учились в школе? Как выбрали будущую специальность?

— Я всегда тянулась к знаниям. В старших классах ездила в школу за восемнадцать километров на товарняке — на ходу садилась и спрыгивала. С детства хотела стать доктором, но экзамен в медицинский провалила. Год работала в школе в родном совхозе. В это время приехали зоотехники из Тимирязевской академии — муж и жена. Меня поразили их знания и интеллигентность. На следующий год поступила в «тимирязевку» на зоотехника.

В институте нашла себе пару, мужа Анатолия, очень порядочного и грамотного. Прожили с ним восемь лет, родили дочь и сына. Развелись из-за меня — заела общественная работа. На то время я уже была председателем колхоза (после учёбы распределили зоотехником в колхоз «Победа» Мошенского района).

Раньше хозяйства в Новгородской области были большие. Мы засевали 350 гектаров льна, содержали 800 коров. Работало 150 человек — доярки, механизаторы, полеводы. Все жили одинаково бедно. Зарплата 60–70 рублей в месяц. Выручали свои огороды и подсобное хозяйство. Практически все держали коров, поросят, кур, гусей. У каждого были творог и молоко, небольшие деньги, чтобы купить резиновые сапоги, собирали бруснику, грибы. В страду начинали работать в четыре утра и заканчивали, когда темнело.

Через полтора года встретила Михаила Ивановича. Он старше меня на десять лет, работал бригадиром в колхозе. От тяжёлой болезни у него умерла жена, и он остался с двумя детьми. Я увидела в нём какое-то необыкновенное, особое отцовство. Это было очень важно не столько для меня, сколько для моих детей. У него девочка и мальчик и у меня девочка и мальчик.

— Вы — председатель, он — бригадир. Это сказывалось на отношениях?

— Всегда очень ценила отношение человека к труду. Видела, как он работает, поэтому и понравился. Тихий, спокойный, непьющий. Вначале было обоюдное уважение, а потом оно переросло в чувство. Инициатива исходила от меня. Он и не мог представить, как это подойти к председательше. А поклонников-то много было.

— Дети нашли общий язык?

— Ещё как нашли! Но это было нелегко. Попробуйте, возьмите на недельку из детского дома ребёнка, и всё сразу станет ясно. Но Бог так управил: старшая дочка Эля помогла, плюс доброта Михаила Ивановича всё сгладила. Ко всем детям относилась всегда ровно и строго. Главное для меня, чтобы они поняли, что я хочу вырастить из них хороших людей. У каждого были свои обязанности — прежде всего дом и огород.

— Как строилась дальше Ваша карьера?

— В одну ночь назначили директором совхоза, в котором за бесхозяйственность сняли руководителя. Март месяц и 1000 истощённых коров. Это было тяжёлое решение. В общей сложности проработала двенадцать лет. Потом перевели в Мошенское. Назначили заместителем председателя райисполкома, затем начальником управления сельского хозяйства — интересная работа, уже был опыт. Пятнадцать колхозов и совхозов — раньше это была большая власть. Всего около 60 тысяч гектаров земли. Сеяли в основном яровые, лён, картофель. И животноводство — молоко, мясо, шерсть. Это были восьмидесятые годы, последние годы сельхозпроизводства Новгородской области. Люди работали можно сказать на износ. Село не развивали. Хотя были хорошие школы, детские сады, амбулатории. Эти годы вспоминаю с радостью — народ был достаточно доброжелательный и трудолюбивый.

— Когда начался развал сельского хозяйства?

— Развала я не увидела. В 1983 году случился срыв по здоровью, проявилась врождённая аллергия. Попала в больницу, не могла ни работать, ни жить. Московские врачи сказали, что нужно поменять климат, обстановку. Руководство вошло в моё положение, перевели на работу в Новгород, дали квартиру. А потом, чтобы восстановить здоровье, переехала в Иркутск, где работала опять же в управлении сельского хозяйства. Восстановилась. Но корни-то здесь. Дети выросли, им нужно было поступать учиться. Оставила там дом (вообще нигде не оставила за собой в собственности жильё, нигде). И по возвращении в Новгород устроилась в университет заместителем ректора по научной работе.

Преподавала организацию сельхозпроизводства, но основная работа была научная. Меня выручала практика. Пришлось учиться, много работать над собой. А муж при всём при этом терпел. Ёще когда начинали вместе жить, сказала ему, что я иголка, а он нитка, и Михаил Иванович с этим согласился. В этом смысле не изменюсь никогда. Работа и общество для меня очень важно. Но всё же главное — семья и дети. Дети — это нарастающая с возрастом забота и ответственность.

— Кем они стали?

— Слава Богу, все получили образование, работают. В нашей семье сейчас девятнадцать человек: дети, внуки и уже есть один правнук.

— Как получилось, что Вы оказались в деревне? И почему именно в Быкове?

— В девяностом году Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий II избирается Патриархом и образует Новгородскую епархию, которую ещё тогда возглавил епископ Лев. В Новгороде на торговой стороне есть храм апостола Филиппа, и там была патриаршая служба. С этого дня для меня всё и началось.

Время было тяжёлое. У Владыки возникла идея: взять землю и раздать её крестьянам, чтобы люди работали. Тогда Главой Валдайского района был Александр Сергеевич Бойцов, и на одной из встреч Владыка озвучил свою мысль. Когда он впервые увидел д. Быково, то произнёс: «Боже, какое девственное чудо!». Идею поддержал и глава сельского поселения Василий Андреевич Лямкаев.

Стали думать, как всё обустроить, искать управляющего. Каким-то образом разыскали меня и пригласили на встречу. Как я волновалась! Владыка рассказал о своих планах. Сначала я подумала «никогда!», а потом совесть загрызла. Девятнадцатого августа в д. Быково престольный праздник — Спас Преображение Господне. В разрушенном храме в д. Еглино состоялась первая архиерейская служба. И небо услышало молитву. На меня эта служба произвела огромное впечатление. Я всё время проплакала, и что-то произошло внутри, что-то открылось… что многие годы камнем лежало на душе. После этого я сразу приехала сюда, сразу. Владыка благословил меня. Веру, молитву, покаяние, милость, любовь и прощение — всё это укрепил во мне дорогой Владыка. Когда я обратилась к нему в первый раз и спросила, как к нему обращаться, он, то ли в шутку, то ли всерьёз ответил: «Называй меня дорогой Владыка». Зарегистрировали юридическое лицо «Подсобное хозяйство Новгородской Епархии», где было полсотни коровушек. Владыка благословил меня.

Сенокос. Сколотили бригаду из местных. Время было безумное: в стране начался развал, повышение цен. Ничего нельзя приобрести, всё разрушено. Выращивали телят и продавали, с людьми зачастую расплачивались мясом, зарплаты были мизерные. Но ни один ни разу не сказал, что мало. Благодарна до конца своей жизни тем, кто здесь остался и сделал своё дело.

— На высоком холме в Быкове стоит красивый деревянный храм. Как он появился, какими трудами?

— Такое чудное место, словно находишься на небе. В одну из ночей как будто бы осенило, что неплохо бы здесь построить церковь. Владыка приехал и сказал: «Здесь будет храм. Даю неделю освятить первый венец». Где он прошёл, муж поставил колышки. Господь как будто крылья дал, я — в район. Помогали Василий Иванович Приколотин и Александр Алексеевич Куртиков (руководители валдайских организаций). Прислали рабочих с техникой и материалами, и мы быстренько поставили фундамент. Срубили первый венец, и через неделю состоялось освящение.

А деревянный сруб Владыка привёз из Крестецкого района. Встал вопрос о строительстве и затратах. Ни денег, ни рабочих, ничего нет. В это время Владыка принимает очень мудрое решение — из подсобного хозяйства Новгородской епархии сделать подворье Варлаамо-Хутынского монастыря. В этом монастыре есть настоятельница Игуменья Алексия. Она монашествует с восемнадцати лет. Матушка сыграла важную роль для моего смирения. Владыка поручил ей продолжить это дело. Она очень хороший организатор и хозяйка. А я здесь осталась на послушании. Для меня это было хорошо, я здесь привыкла, и другой жизни для себя уже не представляла, не хотелось остаться не у дел.

— В чём заключается Ваше послушание?

— Продолжает работать ферма. Я помогаю в вопросах организации сенокошения, заготовки дров, все отчётные дела на мне, связь с «миром».

— Что сейчас представляет из себя подворье?

— Это 222 гектара земли плюс 6 — в частной собственности, коровы, овцы, свиньи, лошади. Продукцию отправляем в основном в Варлаамо-Хутынский монастырь. Подворье существует, чтобы работать на земле, обеспечивать монастырь продуктами. А прежде всего это послушание.

— Как Вы пришли к вере?

— О Боге услышала в раннем детстве, и единственное наследство от мамы — Евангелие XVIII века. А произошло всё плавно. Никогда не была атеистом, а была пропагандистом. Но это разные вещи. Ведь я была вынуждена пропагандировать идеи коммунистической партии, хотя с некоторыми из них была не согласна. Но там тоже много такого, что перекликается с заповедями Божьими, много правильного. А главный переход произошёл в Быкове. Я попала куда надо.

— Какова мера ответственности человека за свою жизнь? Как считаете, есть судьба?

— Думаю, что судьба есть, но ведь не просто так Господь наделил нас разумом. Иногда видишь край, но не падаешь. Включается воспитание, внутреннее содержание, ответственность и долг. Разум и дан, чтобы управлять, помогать человеку в критических ситуациях. А ведь в жизни было всякое… всякие искушения.

— О чём жалеете?

— Прежде всего, волнует, что очень строго воспитывала детей, за это уже не раз просила у них прощение. Сейчас очень бережно отношусь к ним и стараюсь все поступки и отношение ко мне расценивать через призму веры. Такие чувства, как обида… я не допускаю этого. Ещё отношение к людям. Как администратор, многих обидела. Жалею, что мало образовывалась, многого не прочитала, мне бы хотелось больше.

— Бывает ли Вам скучно? Одолевает ли уныние и печаль? Как с этим боретесь?

— Скучно? Никогда. Очень часто жажду одиночества. Бывает и печаль, и уныние. Но я знаю, что уныние — это самый большой грех, поэтому поворачиваю своё нутро, свои помыслы на позитив. Спасаюсь трудом. За работой становишься мягче.

— Чем увлекаетесь?

— Выращиваю цветы, люблю огород. Когда начинаешь решать ту или иную задачу, это приносит удовольствие, рассеивает ненужные мысли. Ещё люблю собирать травы и делать из них лечебные сборы. Потом раздаю, кому что надо.

— Что понимаете под словами «дружба» и «любовь»?

— Я достаточно влюбчивый человек. Любовь — это самопожертвование. В семье и уступаю, и уважаю, и несу ответственность за супруга. Друзей по жизни очень мало. Им надо всё отдать. Мне кажется, что настоящая дружба сейчас мало присутствует на земле. «Возлюби ближнего, как самого себя» относится к дружбе.

— Всем нужно помогать?

— Всем. Твоя задача помочь. Иногда меня и не просят, иногда сама навязываю свою помощь. Если чувствую, что не нужно, то отхожу в сторону.

— Что цените в людях?

— В мужчинах — трудолюбие. А женщина должна быть порядочной — достойная жена, хорошая мама, друг. Не изменять мужу. Это даже не должно обсуждаться.

—В обществе принято, что муж — иголка, а жена — ниточка. В Вашей семье наоборот.

— Я лидер, мой муж не смог бы быть лидером. Кому-то надо руководить.

— По Вашим наблюдениям, почему женщины идут в монастырь, становятся монахинями?

— Это определённое состояние души. Люди не сами приходят, их Господь приводит для этого служения. У многих безысходность, да и не все в монахи идут, а единицы. Многие вполне бы могли жить в миру — умные, с образованием, а они принадлежат Богу.

— А как Вы относитесь к тому, что в монастырь приходят молодые девушки, ещё не видевшие жизни и становятся монахинями?

— Сейчас отношусь к этому с любовью. Гляжу на них и радуюсь. На нынешнем этапе своей жизни я пожелала бы этого и своей дочери. Не нами начато, а Господь так попустил. Значит, это надо. Кто-то должен за нас молиться.

— Может быть, человеку достаточно и домашней молитвы?

— Монахи живут по строгому уставу и молятся за всех нас. Я уверена, что Господь каждую молитву знает и слышит. Я просто уверена, что если за меня монашка молится, то это помогает.

— Почему кто-то за нас должен молиться (трудиться)?

— А почему в миру кто-то должен друг другу помогать? Мы должны молиться друг за друга. Чем больше грехов отмолено, тем лучше.

— Как Ваша жизнь изменилась после воцерковления?

— Мне стало легче бороться с собой, со своим очень тяжёлым характером. В семье стало легче. Кто-то чего-то не так сделал или сказал, а я говорю: «Дай Бог всем здоровья» и не распыляюсь. Раньше бы я — загорись земля и небо! Это доводит до ругани, неприятностей, неприязненного отношения друг к другу. А теперь, с точки зрения веры, я останавливаю себя, и мне становится легче.

— Делите людей на хороших и плохих?

— Иногда да. Но всё время прошу у Господа прощения и добавляю: «У Господа все одинаковы, все равны».

— Кто для Вас плохие люди?

— Плохо себя безнравственно вести, не работать. Самое главное, чтобы люди трудились, что-то создавали.

— Как относитесь к выражению «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное»?

— К богатым отношусь спокойно. Каждый будет отвечать за себя. Если богатство нажито собственным умом и трудом, если делится (помогает) другим, то почему бы и не быть. Нельзя же равняться на тех, кто ничего не делает. Если можешь создавать богатство, то создавай.

— Что бы хотели изменить в себе, а что изменить в своей жизни?

— В жизни… меня очень тревожит состояние деревни и сельского хозяйства. Хочется, чтобы люди были добрее и лучше жили. А в себе… до смерти хватит. Я очень вспыльчивая, категоричная… есть над чем работать.

— Как надо молиться, чтобы молитва была услышана Господом?

— Задайте вопрос полегче. Над этим нужно работать и работать. Думаю, меня Господь слышит, помогает и любит. Я это чувствую на каждом шагу.

— Что значит намоленная икона?

— Это всё зависит от внутреннего состояния. Икона это всё-таки образ, под которым подразумеваем самого Бога. Наша задача — соединиться воедино с Господом. Все церковные таинства способствуют этому. Говорят, что Бог в душе, но надо и долг исполнять.

— Любимая книга, песня?

— Люблю всего Достоевского. А песня ещё с детства: «При лужке при долине громко пел соловей, а я мальчик на чужбине позабыт от людей. Позабыт, позаброшен с юных лет. Я остался сиротою, счастья в жизни мне нет…».

— А какое любимое блюдо?

— Рецепт тоже из детства:

Капуста с галушками

1. Делаем галушки: вода+соль+сахар (по вкусу) +мука, всё месить. Тесто должно быть крутое и отлипать от рук, как на пельмени. Можно добавить подсолнечное масло (если пост), а если для скоромной пищи, то молоко и яйцо. Готовое тесто ставим на «отдых» примерно на 30 минут. Раскатываем. Нарезаем маленькие кружочки и катаем шарики.

2. Квашеную капусту мелко нарезаем. Если капуста очень кислая можно промыть или разбавить свеженькой.

3. Укладываем первый слой капусты в толстостенную посуду. Второй слой — галушки, следующий — капуста. Я делаю по 2 слоя. Верх — капуста. Затем поливаем любым растительным маслом (лучше оливковым). Ставим тушиться на медленный огонь.

Вкусно и сытно! Кушайте на здоровье!

— Смерти боитесь?

— Всегда боялась смерти, не представляла, что как это — могу умереть. А сейчас не боюсь, только прошу Господа о достойной кончине. Думаю, существуют ад и рай. Ада боюсь. Мама с детства учила и описывала его в красках. Я верую, что здесь жизнь не заканчивается. Буду просить Господа и Богородицу, чтобы они простили меня. Это по вере.

Найти себя — счастье, которое не каждому удаётся обрести. Человек всего лишь часть Бога и Вселенной. И, как часть целого, он стремится к нему, стремится обрести эту целостность. Это объединяет всех людей и всё живое. В жизни это выглядит как поиск счастья, душевного равновесия и гармонии, а с возрастом ощущается острее. На природе глубже чувствуется радость бытия. Живя без суеты в душе, ежедневно наблюдая процесс умирания и возрождения, легче осознать и понять, что многие земные (материальные) ценности, к которым некоторые люди фанатично стремятся всю жизнь, очень зыбки и проходящи…

М. Шинина
Фото автора и предоставлено Н. А. Васильевой


Поделиться
Класснуть



    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com