Послушаем очевидцев и современников тех событий.
Известный русский журналист М. О. Меньшиков (18591918), живший в тот период в Валдае, 16 июля 1918 года делает в дневнике запись: «Вчера в Валдае вспыхнул народный бунт, который к вечеру уже был погашен. Красноармейцы, выписанные из Демянска,
Архимандрит Иверского монастыря Иосиф (Николаевский)
Прервём рассказ публициста и обратим внимание на одну подробность, которая открылась совсем недавно. По преданию, сохраняемому в семье протоиерея Введенской церкви Порфирия Прилежаева, в тот день набатно звонил в монастыре его сын Антоний. Этот звон подхватили колокола Троицкого собора и Введенской церкви.
М. О. Меньшиков продолжает хронику событий: «Когда послышались выстрелы, приозёрное население проснулось, бросилось на выручку… Разграбили склады оружия, никем, правда, не охраняемые… Уже поздно днём, около трёх, когда я шёл с почты…, видел банды человек по 15, по 20, несшие ружья (кто по два, кто три) со штыками и без штыков, старые, заржавленные, поломанные, очевидно, не годящиеся к употреблению, и при этом общее было сетование, что патронов нет. Эх, Росея! Курьёзнее этого „восстания“ и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 п. хлеба в монастырь, но когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемёта, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет… Вечером прибыли уже латыши в качестве усмирителей, сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия и расстрелы…».
Напомним, что через день расстреляют российского государя, императора Николая II. А накануне казни царской семьи, именно 15 июля, во многих регионах России вспыхнут заранее подготовленные народные бунты, создающие видимость картины общего неспокойствия в стране, которое требовало «наведения нового революционного порядка», обосновывая репрессии. Для утверждения силы новой власти необходимо было уничтожить авторитет старой, учинив расправу над её знаковыми фигурами. Первым шагом к этому послужил расстрел царской семьи. Важно было показать: стоит казнить царя — и волнения прекратятся… в том числе и в Валдае. Оружие, расхищенное в ходе восстания, возвратили на склады. Никого пока (кроме государя) не наказали. Накажут позднее, когда этого потребует революционная стратегия, расстреляв в сентябре 1918 года в Валдае нескольких местных жителей, а также не имевших никакого отношения к событиям 15 июля всемирно известных генерала В. А. Косаговского и публициста М. О. Меньшикова.
А пока в письме к другу семьи, писательнице О. А. Фрибес, Михаил Осипович пишет о кровавых событиях в Валдае и «маленьком народном восстании в простонародном стиле», сообщая немало подробностей этого дня. Относительно архимандрита Иосифа в числе прочего замечает, что во время перестрелки ему разбило три ребра и повреждено лёгкое.
Попытки реквизиции хлеба у монастыря были и ранее. Накануне рокового восстания тысячная толпа баб и мужиков отстояла монастырский хлеб, которым кормилась вся округа. Монастырь давал хлеб всем нуждающимся. В том числе и семья М. О. Меньшикова спасалась от голода монастырским кормлением. Публицист замечает, что архимандрит мечтал подкормить народ до 25 июля, если не реквизируют остатки хлеба. Отец Иосиф говорил, что хлеб народный, крестьяне его пожертвовали монастырю с условием, чтобы он кормил богомольцев. Настоятель так и поступал.
В письме О. А. Фрибес от 17 июля 1918 года Меньшиков в дополнение к предыдущему посланию сообщает, что архимандрит, которого он навещал в больнице, жив и даже есть надежда на его выздоровление, если не будет перикардита. И далее пишет: «Если выздоровеет, то вы обязаны приехать в Валдай и навестить этого праведного монаха, который чуть было не сделался мучеником за народ и церковь».
Весьма характерна приписка, сделанная М. О. Меньшиковым к предыдущему письму, адресованному О. А. Фрибес: «В народе уже говорят, что архимандрита ранили не из пулемёта, а большевик (находившийся с ним в лодке. — Н.Я.) бацнул ему в бок из револьвера. Жалеют очень».
Люди жалели его и как любимого пастыря и как страстотерпца, именно «мученика за народ и церковь».
Важным материалом к биографии отца Иосифа служат письма и телеграммы к викарию Новгородскому епископу Алексию (Симанскому), будущему патриарху Алексию I, и от него относительно ранения архимандрита Иосифа во время июльского восстания в Валдае.
В телеграмме епископу Алексию от наместника Иверского монастыря отца Аркадия говорится: «Утром понедельника после реквизиции хлеба в монастыре случайно ранен во время перестрелки отец архимандрит Иосиф, ехавший в лодке с представителями милиции в Валдай для успокоения взволнованного происшествием народа».
Тотчас же последовал запрос епископа Алексия благочинному первого Валдайского округа протоиерею Троицкого собора отцу Михаилу Никольскому с просьбой донести о произошедших в монастыре событиях. Но телеграмма отцу Михаилу не была вручена по причине её задержания
Братия Иверского монастыря 17 июля отправила епископу Алексию рапорт, полученный им 20 июля: «Имеем честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что 2 (15) июля в четыре часа утра в обитель нашу прибыла советская власть для реквизиции хлеба. Взяв хлеб, они пригласили о. настоятеля сопровождать хлеб в г. Валдай по озеру на лодке, и близ берега у г. Валдая гражданами была открыта оружейная стрельба, во время которой о. настоятель ранен пулей в левый бок, ниже сердца. Положение больного признано врачами серьёзным, и находится он в настоящее время в больнице в г. Валдае».
Священнослужители Валдайского уезда (начало ХХ века)
Конечно, эти сообщения делались под присмотром властей, подвергались жёсткой цензуре и должны были во многом следовать официальной версии, по крайней мере, быть лояльными к ней.
С течением времени, когда уже не оставалось непосредственных очевидцев случившегося, варианты легенд становились всё фантастичнее и противоречивее. Так, по одной версии архимандрит был арестован, в лодке отправлен в Валдай, ранен и выброшен (?) большевиками в воду Валдайского озера. По другой — он был ранен камнями (?) во время крестного хода и отправлен в больницу.
Особый интерес представляет собой точка зрения людей, своими глазами видевших происходившее в тот день в Валдае.
Сохранились рукописные записки об этом событии военного комиссара по хозяйственной части П. И. Сергеева, принимавшего участие в реквизиции хлеба у монастыря 15 июля. Он пишет о том, что монастырь выдавал жителям ежедневно по 12 килограмма хлеба. Уисполком, узнав об этом, решил «прекратить кусочничество» и изъял хлеб в пользу государства. Но враги революции, как пишет П. И. Сергеев, распустили слух о том, что грабят монастырь. Когда лодки отчалили от монастырского берега, продразвёрстники заметили на валдайском берегу собравшийся по колокольному набату народ и подумали, что это их торжественно встречают. В знак приветствия дали ружейный залп вверх. В ответ с валдайского берега застрочил пулемёт, при этом архимандрит, по словам П. И. Сергеева, был легко ранен. Лодки с зерном повернули обратно в монастырь. Сергеев вызвал войска. Прибывшие латыши подавили восстание.
В 1967 году к юбилею революции были опубликованы воспоминания рассыльного Валдайского уездного исполкома Ф. Поташкина, оказавшегося очевидцем событий 15 июля 1918 года в Валдае. Он рассказывает, как мужики грабили никем не охраняемые склады с оружием, о такой сильной перестрелке между местными жителями и продразвёрстниками, что невозможно было пройти по улицам. При этом Ф. Поташкин утверждал, что стоящего в лодке архимандрита Иосифа восставшие застрелили для того, чтобы разжечь гнев верующих. Так же, как и М. О. Меньшиков, исполкомовский рассыльный говорит о том, что настоятель, стоя в лодке, пытался
Кроме того, имеется и версия событий, изложенная членами чрезвычайной комиссии и хранящаяся в Центральном архиве Федеральной службы безопасности, а также воспоминания красногвардейца С. М. Семёнова, 15 июля участвовавшего в изъятии хлеба у монастыря и сопровождавшего его в Валдай по озеру. С. Семёнов сообщал о том, что продотряд состоял из латышских красногвардейцев, за исключением двух русских, в том числе и Семёнова. Хлеб был беспрекословно отдан монахами продотряду, погружён на баржи и направлен в Валдай. В носовой части передней баржи стоял архимандрит Иосиф с крестом в руке. Ему приказали плыть с отрядом во избежание
Шло время, оставалось всё меньше свидетелей тех событий. А те, кто своими глазами видел происходившее в Валдае в тот день, порой трактовали случившееся (особенно в печатных изданиях) согласно той или иной политической установке времени.
Так, издания
При этом публикации
Вспомните слова свидетеля этих событий публициста Михаила Меньшикова, расстрелянного в том же 1918 году, об архимандрите Иосифе как праведном монахе, который чуть было не сделался мучеником за народ и церковь…
Великая миссия архимандрита Иверского монастыря заключалась в том, что он безропотно (рискуя своей жизнью) отправился в объятый народным бунтом Валдай с тем, чтобы УНЯТЬ смуту, кровь, расстрелы и попытаться отвести повод для дальнейших репрессий. Все очевидцы этого события утверждали, что архимандрит Иосиф, подставляя себя под пули, стоя в лодке, кричал собравшимся на берегу людям, чтобы они не поддавались на провокации, набрались терпения и смиренно дожидались его приезда. И тяжело раненный, он миротворчески продолжал увещевать народ.
Каждое время имеет право на свои легенды и предания. Двадцатый век не исключение. Множественность взглядов на это событие, отмеченное устойчивостью неугасающего к нему интереса, лишний раз подчёркивает его легендарность и возводит на уровень народного предания, главным героем которого является последний архимандрит Иверского монастыря, будущий епископ Валдайский Иосиф.
Н. Яковлева
Фото предоставлены автором
Продолжение — valday.com/gazeta426