Архимандрит Иверского монастыря Иосиф среди духовных чад (19061913 гг.)
Однако уже в конце этого же года богослужения в Иверском монастыре возобновляются, а в июле 1919 года официально регистрируется Иверская трудовая сельскохозяйственная артель из числа мирян и монашествующих, в чём была большая заслуга архимандрита Иосифа (18621930). Это позволяло братии не покидать монастырь и, более того, усилить своё положение и влияние.
В январе 1919 года, после возвращения обители конфискованных в ноябре 1918 года вещей из монастырской ризницы, из их состава для создаваемого при монастыре Никоновского музея были отобраны древние, имеющие большое историческое и художественное значение предметы. При этом самым первым хранителем организуемого музейного собрания назначается архимандрит Иосиф, от которого несколько месяцев спустя дела передаются специально назначенному музейному директору — Д. Д. Францу. Именно музейный статус сохранил монастырь от разграбления во время массовых изъятий церковных ценностей в 1922 году. От ризничного собрания сохранилось только то, что оказалось в составе Никоновского музея, всё остальное безвозвратно исчезло… Неслучайно ежегодно в Международный день музеев, отдавая дань памяти музейным служителям прежних лет, мы в первую очередь поминаем епископа Иосифа… Хоть вспоминаем мы его не только в музейный праздник, но и в музейные будни. В фондах нашего музея хранится несколько коллекций принадлежавших епископу Иосифу документальных и вещевых материалов, которые достаточно часто используются в научной работе и
Л. П. Мальцева (1938 г.)
Лидия Павловна со своей семьей жила на Образцовой горе в доме Павла Филадельфовича Вахрушева, у которого с детства находилась на воспитании её мать Татьяна Георгиевна. Отец, Павел Васильевич Мальцев, с 1905 года служил в Валдае псаломщиком Введенской церкви. В конце
П. Ф. Вахрушев (начало ХХ в.)
Владыке отвели две комнаты и кухню во втором этаже деревянного двухэтажного дома на окраине города (ул. Победы, д. 5 — бывшая Боровичская улица, названная в память св. прав. Иакова Боровичского, мощи которого были одной из главных святынь Иверского монастыря). Дом своеобразной архитектуры был спроектирован и построен самим хозяином,
Дом П. Ф. Вахрушева
В доме были изразцовые печи. Причём до конца
В начале
Пётр Тулупов. Дом Вахрушева
Вместе с епископом Иосифом в двух отведённых ему комнатах поселились его келейник о. Иеринарх и хлопотавший на кухне молодой послушник Петя Пчелин. В комнате епископа было два больших шкафа: с церковными облачениями и с книгами, которые после его кончины были частично переданы в кладбищенскую Петропавловскую церковь, а также оказались в частном владении людей, близких владыке. Дом П. Ф. Вахрушева был национализирован вместе со всем имуществом в 1931 году. Мальцевы тоже вынуждены были покинуть занимаемое помещение, но, переезжая на новое место жительства, они сделали всё возможное для того, чтобы спасти остававшиеся в доме памятные вещи преосвященного Иосифа. В дом вселили государственных служащих. Комнату владыки заняла Зинаида Владимировна Гордеева, которая обнаружила в квартире некоторые предметы, оставшиеся от прежних хозяев. Этими вещами она пользовалась до 1990 года, а затем передала музею, понимая их особое значение.
Изразцовая печь и стулья из комнаты епископа Иосифа
Л. П. Мальцева, имевшая возможность ежедневно встречаться с владыкой, вспоминала о том, что по дому он всегда ходил в чёрной монашеской одежде, с чётками на руке. Чёток у него было много, и самых разнообразных: от простых нитяных до сделанных из полудрагоценных камней. В последнее время владыка плохо себя чувствовал: сказывалось ранение 1918 года и огорчения, связанные с закрытием монастыря и гонениями на церковь.
И вот 31 октября 1930 года выходит постановление облисполкома о ликвидации церквей Иверского монастыря. В местной печати постоянно поднимался вопрос о закрытии валдайских храмов. За десять дней до смерти, 4 декабря 1930 года, Его Преосвященство епископ Валдайский Иосиф возглавлял богослужение в Троицком соборе в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 14 декабря 1930 года он блаженно преставился. Последнее время его жизни Лидия Мальцева и её родители помогали ухаживать за больным владыкой. Они же хлопотали и о его погребении.
В квартире епископа оставалось много икон, переданных, как вспоминала Л. П. Мальцева, в церковь свв. апп. Петра и Павла. В их числе была и большая келейная икона владыки Иверской Божией Матери. До 1991 года она находилась в северном приделе Петропавловской церкви (слева от иконостаса), и старожилы Валдая помнят её местонахождение… Затем икона была передана возобновившему свою работу Иверскому монастырю. Сейчас она находится в главном храме обители, почитаема чудотворною. Икона ХIХ века первоначально существовала без оклада: левкасовый резной позолоченный фон имитировал золотой оклад Иверской иконы ХVII столетия, устроенной тщанием патриарха Никона. В 2006 году мастерами Златоустовских патриарших мастерских
Келейная икона Иверской Богоматери епископа Иосифа
Особая заслуга Л. П. Мальцевой состояла в сохранении писем, адресованных епископу Иосифу в его бытность архимандритом Иверского монастыря. Среди них представляющие большую историческую ценность письма духовного писателя С. А. Нилуса (18621929), епископа Алексия (Симанского), будущего патриарха Алексия I (18771970), письма с фронта командира роты
В письме от 24 мая 1929 года епископ Иосиф благословляет на ремонт часовни и разъясняет условия отъезда священника в отпуск. На вопрос отца Анатолия относительно причастия лиц, живущих без церковного благословения, владыка даёт весьма строгие рекомендации, делая исключение всем тяжелобольным, а также «сокрушающимся о таком житии и приносящим чистосердечное раскаяние».
Письмо С. А. Нилуса архимандриту Иосифу (1910 г.)
На письме епископа Иосифа от 20 марта 1930 года сделана пометка А. А. Заболотского: «Это последнее письмо Е. Иосифа». Письмо короткое, трудночитаемое. В нём епископ благодарит отца Анатолия за присланные гостинцы, благословляет его, супругу Анну Порфирьевну и детей, давая свои наставления: «Добрый о. Анатолий! В облачении ходить по приходу во избежание различных недоразумений следует избегать, и облачаться в ризу только в домах, где будете читать Св. Евангелие, и тогда можно служить только в епитрахили (по болезненному состоянию)…».
Протоиерей Анатолий Заболотский
С самого начала службы в Валдае в 1906 году владыка состоял попечителем епархиального Попечительства о бедных духовного звания. И до последних дней своего пастырского служения он был сердечным попечителем духовенства, монашества и прихожан. Являясь Почётным членом Братства святителя Тихона Задонского, он принимал самое деятельное участие в его работе, а также жизни Иверского монастыря и других обителей, входивших во вверенное ему благочиние: Боровичского
Имея истинно христианское смирение и скромность, он завещал похоронить себя как простого монаха, что и было сделано. Он отходил ко Господу в чёрных монашеских одеждах и был похоронен монашеским чином (т.е. в облачении простого монаха). Знаменитый публицист М. О. Меньшиков, давая в 1918 году характеристику архимандриту Иверского монастыря Иосифу, называл его не
Как вспоминала участница погребения Л. П. Мальцева, процессия, следующая за его гробом, шла от Троицкого собора, где его отпевали, к кладбищу, растянувшись через весь город… Похоронили епископа Валдайского Иосифа возле древней церкви во имя правв. Иоакима и Анны на старом городском кладбище города Валдай. Этот храм погиб в 1943 году. Он находился на взгорке чуть далее, вглубь кладбища, практически на одной линии с Петропавловским храмом. В этом месте находятся большой деревянный крест с булыжной выкладкой в его основании и могила владыки Иосифа, просуществовавшая здесь 85 лет. Прах епископа Валдайского Иосифа 25 июля 2015 года был перенесён в Иверский монастырь, где и был торжественно погребён 26 июля. До сих пор его имя чрезвычайно популярно в народе. Епископ почитаем как страстотерпец, добрый пастырь, хранитель и благоустроитель Иверской обители и всей валдайской земли.
Н. Яковлева
Фото предоставлены автором