Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Интересное рядом: В поисках водопадов

  
04.06.16 г.
Древняя история оживает не только на страницах книг. Не выезжая за пределы Новгородской области, библиотекари Валдайского района в свой профессиональный праздник прогулялись по уютно обустроенной славянской деревне X века и побывали в дивном месте, там, где шумят и грохочут водопады. Всего несколько часов езды на машине — и вы сможете повторить это необычное путешествие в Любытино.

Подпрыгивая на очередной кочке, вымотанные плохой дорогой туристы невольно задавали себе вопрос: стоило ли вообще всё это затевать? Пропущенный поворот на деревню Галица, в итоге крюк и блуждания в попытке найти начинающуюся под горкой после деревянного моста заветную тропинку к реке Прикша. Всё это добавило сомнений. Но когда добрались до места, уже через пару минут раздались радостные возгласы впереди идущих: дошедшие до края кручи увидели под ногами водопад, и незаметно открылось второе дыхание — все быстро спускались к бурным потокам.

Одни перепрыгивали с камня на камень, чтобы подойти ближе, другие пошли дальше вверх по течению на смотровую площадку. Рыжеватая от кремния вода, окаймляющие дорогу вдоль берега ярко-зелёные высокие папоротники, огромные валуны, буквально вросшие в речку, изумляли своей первозданной красотой. Более тысячи лет назад наши предки славяне, объединившись с местными финно-угорскими племенами, заложили здесь основы формирования древнерусской народности. Продолжая знакомиться с достопримечательностями Любытинского района, экскурсанты поехали в музей под открытым небом, где на территории подлинного селища расположилась уникальная экспозиция — воссозданная со всеми хозяйственными и жилыми постройками славянская деревня.

Многие сказки, поговорки, приметы уходят корнями в прошлое, и очутившись в десятом веке, понимаешь, как они зародились. Переходя от одной постройки к другой, заглядывая внутрь и внимательно рассматривая предметы быта, замечаешь, как всё мудро устроено. Вот избушка на курьих ножках, служащая амбаром. Внутри те самые сусеки, по которым бабка скребла муку для колобка. А вот место работы старого хрыча. Знаете, кто это на самом деле? Опытный кузнец. Кузницу называли крыч или хрыч. Горной руды нет, добывать её в больших объёмах негде, поэтому мастера использовали крицу, «болотное железо». Хорошего меча из него, конечно, не выкуешь, но для мелких работ использовать можно. Кузнецов боялись и уважали. Легко поверить, что перед тобой наделённый чудесной силой волшебник, когда из обработанной болотной жижи на твоих глазах создаётся полезная вещь. Поэтому приходили к хрычу даже лечиться, «подковать» здоровье. Злить его нельзя было, а то вдруг козни начнёт строить.

«Нету ни шиша», — говорят сегодня, не вникая в то, что такое шиш. Наличие в деревне конусообразной конструкции из палок, служащей для просушки снопов, говорит о том, что здесь живут хорошие хозяева. У плохих-то её как раз и нету, не сберегли. Развели костёр внутри, дождались, пока прогорит, обвязали снопами, чтобы колосья от жара углей высохли — и не оставили никого приглядывать. А шиш возьми да и вспыхни!

Во время увлекательного обхода деревни сотрудники музея Сергей Степанов и Ирина Павлова (на снимках) показали хлебную печь, ледник, клети. Всё построено по образцам десятого века. Подлинной в селении остаётся сопка и две погребальные площадки. Сопки — захоронения глав рода или социальных верхушек того времени. Таких сопок и курганов на территории Любытинского района больше двухсот, все они находятся в списке охраняемых археологических объектов. Некоторые были изучены, но любая раскопка уничтожает сам памятник.

Иногда сопки путают с курганами, но они заметно отличаются. Первые до 10 м высотой — славянские захоронения, вторые — низкие и длинные захоронения финно-угорских племён. Когда глава рода умирал, его тело сжигали, а прах собирали в глиняный сосуд и ставили в специально подготовленное место сверху сопки, поближе к миру богов. После этого ритуала главой рода становился старший сын. Погребальную урну с его прахом закапывали на той же сопке. И чем выше она, тем древнее и влиятельнее род. А вот узнать, сколько точно человек здесь захоронено, не получится.

Всех остальных хоронили на прямоугольных погребальных площадках. Их обносили камнями, отделяя мир живых от мира мёртвых. Прах могли закопать в льняном мешочке, деревянной шкатулке или просто развеять, слегка присыпав. Археологи нашли здесь наконечник орала — земледельческого инструмента. По версии учёных, орало использовали, прокапывая рвы для камней, а упавший наконечник оставили, так как из мира мёртвых домой ничего не забирают.

Жилых домов в воссозданной деревне четыре, и все они разные: один северо-русского типа, распространённый в наших краях; второй западно-русского, какие строили на территории современной Беларуси; ещё два южно-русского типа, встречавшегося преимущественно на Украине и в Краснодарском крае. Есть у них и схожие черты и свои особенности. Заходя в каждый, быстро запомнишь, где полка расположена над дверью и сразу разгибаться нельзя, а где печка в дальнем углу и больше простора. И самое главное, можно не только услышать или прочитать в книге, что такое сени, полати и нары или о том, как раньше освещали избу лучинами, но и увидеть всё это. После того как из клети достали одежду, женщины облачились в сарафаны, мужчины — в рубахи, и всем дали время самостоятельно погулять по славянской деревне, появилось желание прожить здесь не два часа, а куда больше.

Путешествия помимо впечатлений обогащают знаниями, добавляют в жизнь разнообразия. Для этого необязательно ехать куда-то далеко, иногда открытия таятся в окрестностях. Попробуйте как-нибудь начать день с поисков водопада!

А. Галактионов
Фото автора и Т. Глумова


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com