Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Познавательный отдых: Путешествие в Европу

  
13.01.17 г.
Рассказывают, что однажды Екатерина II, прогуливаясь по пустынным залам Зимнего дворца, заметила там приобретённое ещё во времена Петра I большое полотно Рубенса «Снятие с креста». Тут её осенила мысль создать собственную галерею на зависть европейским монархам. Императрица распорядилась послать в крупные города Европы специальных агентов, чтобы они покупали там на аукционах самое лучшее по части живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Первую большую покупку сделали в 1764 году: 225 полотен были приобретены у берлинского негоцианта Гоцковского. С этого и начался Эрмитаж (в переводе с французского — «место уединения»). Одно приобретение следовало за другим; так в русское царское собрание вливались блестящие коллекции живописи и пластики крупных коллекционеров — таких, как Пьер Кроза и Генрих Брюль.

В наше время Государственный Эрмитаж — это огромный музейный комплекс, сотни выставочных залов и около трёх миллионов экспонатов. Это лаборатории, реставрационные мастерские и обширные запасные фонды.

Что касается западноевропейского изобразительного искусства, то в музее представлены все национальные школы и направления — от произведений средних веков до авангарда.

В эти новогодние праздники попасть в музей было непросто, были дни, когда очередь начиналась от Александровской колонны.

Кто-то из гостей города старался посетить петербургские магазины и кафе, ну а автор этих строк, влюблённый в высокое искусство, открывал новые для него грани великих произведений.

Хочется поделиться впечатлениями, полученными во время отдыха. Давайте посмотрим некоторые шедевры вместе.

Гениальный итальянец

Имя Антонио Кановы (1757–1822) занимает одно из самых значительных мест в истории итальянского искусства. Его ставят в один ряд с Микеланджело и Бернини, а сами его работы до сих пор служат образцами для учащихся европейских художественных заведений.

Эрмитаж хранит несколько замечательных творений этого мастера, в том числе «Трёх граций» и «Кающуюся Магдалину».

На этом фото вы видите фрагмент пластической композиции «Три грации» (1816). Аглая, Еуфрозина и Талия символизировали в греческой мифологии блеск, радость и цвет, а вместе олицетворяли красоту и женственную прелесть юности.

Обратите внимание на то, как гармонично это произведение. Центром композиции является полная лёгкой грусти центральная фигура. Грация слева преисполнена томной неги. Богиня справа смотрит на подруг немного снизу.

Непременная особенность Кановы — это гармония, доведённая до совершенства. Она, как и величественная нагота его образов, о которой он говорил: «…прекрасные формы способны лишь зажечь в нас ощущение вечной красоты и отделить от земной сущности», — просто пленяет, захватывает: смотришь и не можешь налюбоваться.

Очи чёрные от Франсиско Гойи

Испанский живописец и гравёр Франсиско Гойя (1746–1828) создал свыше 700 картин, 750 рисунков, 250 офортов, 50 литографий, 40 миниатюр, не считая большого числа погибших и неизвестных нам произведений.

Известный широкому кругу любителей изобразительного искусства более всего, может быть, как разоблачитель устоев жизни испанской аристократии, духовенства («Капричос») и борец за свободу Испании от порабощения её Наполеоном («Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года»), в этой превосходной, кстати, единственной его живописной работе в Эрмитаже, художник предстаёт нам как мастер портрета.

«Портрет актрисы Антонии Сарате» был написан около 1811 года. Прелестные черты этого немного печального лица заставляют остановиться и долго-долго всматриваться в них. Поразительно! — такое ощущение, что рядом сам Гойя с палитрой в руке, собирающийся нанести последние легчайшие мазки в область воздушной прозрачной материи на шее и груди портретируемой.

Шедевр поступил в Эрмитаж в 1972 году. Его подарил музею известный американский коллекционер Арманд Хаммер во время выставки в Советском Союзе картин, принадлежащих ему.

Дыхание белого мрамора

В Большом Итальянском просвете (просветами в Эрмитаже называются роскошные тёмно-красные парадные залы с застеклёнными потолками) в окружении блестящих полотен итальянских живописцев находится творение выдающегося мастера Джузеппе Маццуолы «Гибель Адониса» (1709).

Душа замирает при виде такой красоты. Волшебный резец скульптора оживил глыбу ослепительного каррарского мрамора, заставил его жить и дышать. Миф говорит: красавец Адонис гибнет от клыков дикого вепря. Особое впечатление производят трагическое выражение лица и развевающиеся густые волнистые пряди волос юноши.

Задаёшь себе вопрос: это сотворил человек или, может быть, сам Бог?!

Подарок Наполеона Жозефине

Никогда не прохожу мимо «малых голландцев». Так было и в этот раз. Вспоминается, как в одно из посещений Эрмитажа, уже ко времени его закрытия, зашёл в так называемый Шатровый зал, где экспонируются картины голландских художников ХVII века. В эти минуты тут оставался лишь смотритель.

Было очень тихо. Из больших окон струился июльский золотистый свет. Посмотрев маринистов, мастеров натюрморта и комнатных сцен, я двинулся к незнакомому мне полотну. И буквально замер возле него. Окружающая его аура показалась настолько сильной, что отойти от него вот так сразу, окинув взором, не представлялось возможным. Лишь позже я узнал, какую историю тянет оно за собой.

Автор «Цепной собаки» — Паулюс Поттер (1625–1654). Картина пополнила фонд музея в 1814 году, поступив из замка Мальмезон под Парижем. Однако «Собака» Поттера не всегда «охраняла» эти французские владения. До этого она находилась в собрании Кассельской картинной галереи.

Грабивший Европу Наполеон распоряжался отправлять лучшие произведения искусства в Лувр, а часть их (это сотни картин, предметы антиквариата) оставлял для себя и своей любимой супруги Жозефины Богарне (настоящее имя Роза Богарне). Попала в семейный замок и кассельская коллекция — таким образом Бонапарт сделал жене подарок.

У красавицы Жозефины было великое множество платьев, более 500 пар туфелек, а ювелирных украшений так и не сосчитать. После развода супругов (Наполеон к тому времени проиграл войну с Россией) получившая в дар и замок, и картины Жозефина была вынуждена продать часть художественной коллекции. «Цепную собаку», «Ферму» и другие холсты приобрёл русский император Александр I.

«Безумная» живопись

Творчеству Винсента ван Гога (1853–1890) отведён зал под номером 413.

Молодой Винсент долгое время искал своё место в жизни. Он уже собирался было пойти по стопам своего отца, пастора протестантской церкви, но оставил это дело, посчитав, что у него есть другой талант.

Скитаясь из одной европейской страны в другую, без своей крыши над головой, без собственных денег (много лет, до самого конца его обеспечивал родной брат Теодор), начав с рисунков углём и карандашом (ткачи, углекопы, крестьяне), Ван Гог вырос в большого самобытного художника. Но мир, за исключением собратьев по кисти, не понял и не принял его.

Его современник, тоже художник, Сезанн, увидев поздние работы самоучки, воскликнул: «Это живопись сумасшедшего!». И вправду, это была живопись человека, уже сходившего с ума в прямом смысле слова — от жуткого одиночества, постоянного недоедания, напряжённого труда и непризнанности.

Шёл 1890 год. Винсент был определён на попечение к доктору Полю Гаше, дружившему с импрессионистами, в провинциальный городок Овер.

Позади у художника насчитывались уже десять лет непрестанной работы, где не было места отдыху. В прошлом оставалось и лечение в течение целого года в больнице для душевнобольных в Сен-Реми.

Полотно «Хижины» (оверские дома с соломенными крышами), созданное незадолго до смерти, отличается колоссальной энергией, жаждой жить и любить землю. Ирвинг Стоун написал о Ван Гоге книгу, назвав её «Жажда жизни».

Д. Тарасов
Фото автора


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com