Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Духовный ларец: Жить как единое братство. Часть I

  
21.01.17 г.
Зимой в Иверском монастыре тихо, особенно рано утром и вечером, когда все на службе. Новогодние праздники позади, паломники и туристы разъехались, расчищенные от снега мощёные дорожки пусты, и в сумеречном сиренево-голубом свете нереальными кажутся бело-розовые стены храмов и устремлённые в небо золочёные купола. Монастырь — это тайна за семью печатями, а монах для обычных мирян — существо загадочное. Что же там, за мощной кирпичной стеной, по каким законам здесь течёт жизнь, и кто эти люди, решившие уединиться, уйти из мира страстей в мир молитвы?


Отец Антоний в заботе о делах земных

У кого какое послушание

Когда собиралась в монастырь, попросила наместника — отца Антония — дать в помощь кого-нибудь из братии. Так что в путешествии по монастырю меня сопровождал отец Вениамин. Вениамин совсем молодой человек; быстро шагая, он на ходу рассказывает о том, что на рождественских каникулах было много групп из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, жили ребята из воскресных школ. Паломники ходят на службы, помогают убирать храм и трапезную, расчищают снег. Трудятся все с удовольствием, сами спрашивают, где помочь. Ну а главная цель — исповедоваться и причаститься. Летом в монастыре все гостиницы заполнены, звонить и договариваться о приезде надо заранее, желающих много.

Одно из послушаний о. Вениамина — отвечать на звонки паломников и туристов, также он исполняет обязанности пономаря и заведует монастырской библиотекой. В монастыре сейчас живут семеро монахов (пять иеромонахов и два монаха), кроме служб и исполнения различных треб, у каждого от трёх послушаний и больше. Послушания монахам назначают, учитывая их склонности и умения: о. Евсевий, кроме монастыря, проводит службы в монастырском подворье Варламо-Хутынского монастыря в д. Быково, о. Пантелеимон ведёт летопись Иверского монастыря, о. Борис — замечательный звонарь, поёт и читает на клиросе, печёт просфоры, о. Серафим — келарь (заведует пищеблоком), ответственный за интернет-сайт монастыря.

В Никоновской башне расположены музей и обширная библиотека, о. Вениамин показывает экспонаты. В 2011 году там открылась выставка, посвящённая 20-летию открытия монастыря (монастырь передан русской православной церкви в 1991 году). Первоначально планировалось музейную экспозицию сделать частью общей экскурсионной программы. К сожалению, для массовых посещений вход в музей пока закрыт. Как и всякому музею, монастырскому нужен постоянный смотритель и экскурсовод, а у братии просто не хватает сил и времени на его обслуживание. Зато большим спросом в монастыре пользуются книги, в библиотеке их больше десяти тысяч экземпляров. На полках богословские труды, православная художественная литература и церковная история, жития святых, творения святых отцов церкви, есть просто шикарные подарочные издания. На отдельном столике в аккуратные стопочки сложены подписные иллюстрированные журналы: «Православный паломник», «Монастырский вестник», «Церковь и время», «Фома», журнал для родителей «Виноград» и, конечно, Библия и Евангелие (с их толкованиями). Пока рассматривала книги, в библиотеку заглянули несколько трудников, о. Вениамин терпеливо рассказывал и давал советы, что выбрать. А вообще в библиотеке, кроме насельников монастыря, частые гости — паломники, которым выдают книги по паспорту.

Свой путь к Богу

Прежде чем уйти в монастырь, человек должен понять, действительно ли ему это нужно. Вениамин меня поправляет: «В монастырь не уходят, а приходят». Кто-то считает, что достаточно уйти от мира, сбежать от каких-то его проблем и в монастыре всё уладится — но это иллюзия. Проблемы, от которых убежал, как правило, не просто не уходят, а ещё и увеличиваются: ведь ты с ними остаёшься один на один и не на кого свалить свои ошибки. По-настоящему в монастырь приходят, когда мир тебя отпустил, когда ты в добрых отношениях со всеми.


Золотое пламя свечи, устремлённое к Богу

До 30 лет Вениамин жил с мамой, а после того, как понял, что её жизнь наладилась, уехал в православную общину, где были свой храм, жизнь и труд на природе. Там он прожил два года, окончил духовное училище и стал православным педагогом. У него была возможность сделать выбор — жениться или принять монашество. И только когда он точно понял, что хочет уединённой жизни, то, чтобы испытать себя и свои чувства, поехал в Иверский монастырь. Юноше здесь понравилось. Вениамин стал трудником, через год послушником, и по прошествии трёх лет принял постриг.

Решение это очень непростое, судьбоносное, которое раз и навсегда определяет всю дальнейшую жизнь. Сложно и противоречиво устроен человек, поэтому и даётся время для размышлений и проверки себя. Пока ты ещё послушник и не давал никаких обетов, можно уйти из монастыря, жениться, но после пострига обратного пути уже нет. Это как измена Родине, предательство, начертанное огненными буквами на небесах. Сами знаете, какой незавидной бывает судьба у предателей.

Монах при постриге даёт три обета и должен следовать им до самой смерти. Первый из них — целомудрия, его внешняя сторона — безбрачие, но, конечно, он намного шире, потому что целомудрие надо хранить и душевно, контролировать свои мысли, что намного сложнее. Обет нестяжательства предполагает отказ от собственности, а обет послушания — полное подчинение наместнику и братии.

Держать ответ перед самим собой

Обычно служба в монастыре начинается в семь утра, в праздничные Рождественские дни — попозже, в девять. В центральном храме монастыря, Иверском соборе, после главных рождественских торжеств необычно тихо и малолюдно, на службе буквально несколько человек, и те, видно, люди приезжие. В приглушённом свете ярче горят свечи. Перед главной святыней — Иверской иконой Божией Матери — их особенно много, а в зале очень ясно слышится каждое слово, произносимое священником, и это помогает лучше сосредоточиться на молитве.

Молиться без суеты, не отвлекаясь на собственные мысли, душою вникая в смысл произносимых слов, очень непросто. Монахи молятся ежеминутно, и не только на многочасовых службах: внутренняя молитва должна звучать постоянно, каким бы делом ни был занят. Это только кажется, что жизнь здесь легче, понятней. У монахов почти нет свободного времени, а дисциплина такая, как в армии, и ничуть не меньше искушений, чем в миру. Монахи такие же люди, и бороться со страстями им приходится постоянно, только вот спрос тут посерьёзней, а ответ приходится держать в первую очередь перед самим собой, своей совестью и Всевышним.

Какие же силы движут человеком, что заставляет его добровольно отказаться от материальных и физических притязаний, самому себе быть строгим судьёй, идти осознанно на многие ограничения?


В церковной библиотеке: «Лучшие друзья моей души»

Нынешний наместник о. Антоний родился в Мордовии, в маленьком посёлке Чамзинка, где даже не было церкви. Родители были простые рабочие. После армии работал электриком на заводе, поступил в университет. На мой вопрос о выборе только пожимает плечами, отвечает, что видит в этом промысел Божий. Как-то прочитал в газете, что есть такая практика: на Великий пост ездить в монастырь, и уже через месяц жизни в монастыре понял, что это его судьба. В Иверском монастыре он с 1995 года. Как и остальные, прошёл все ступени послушания. Когда был трудником — кочегарил, ходил за скотиной, звонил, пел на клиросе. В 1998 году стал дьяконом, а через короткое время постригся в монахи. После того, как отца Ефрема рукоположили в епископы, в 2012 году митрополит Новгородский и Старорусский Лев назначил его наместником. Скоро о. Антоний получит диплом Московской духовной академии. Что же на всём этом пути было самым трудным?

— Самое трудное — подчинить свою волю другому, смириться. Власть — это ответственность, а неправильная команда может вызвать неправильную реакцию, поэтому к каждому нужно найти подход.

— Наверное, все монахи в монастыре живут как одна большая дружная семья?

— Во Христе мы все братья и сёстры, дети, а дети учатся любви в семье. Но нельзя замыкаться на этой любви, надо отдавать её близким, друзьям, дальше, дальше. Жить как единое братство — наша цель, в какие-то моменты эта цель далеко, в какие-то ближе. Идеал семьи, как и любого общества, где все друг друга любят — это то, к чему надо стремиться.

В монастырь приезжают, чтобы почувствовать благодать и получить помощь Божию, чаще всего в сложной жизненной ситуации, надеясь на чудо и мудрый совет отцов. Монахи для верующих в некотором смысле — представители Бога на земле, и на них лежит большая нравственная ответственность. Их мудрое слово и вовремя данный совет могут исцелить, вселить надежду, залечить душевные раны. Монах иной раз больше окружён людьми, чем обычный житель какого-нибудь небольшого городка или деревни.

М. Шинина
Фото автора


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com