Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Знаменитые гости и жители Валдая

  
Смотри также:

С открытием Петербургского шоссе возрастает поток пассажиров. По тракту следуют высочайшие особы, титулованные сановники, дипломаты, купцы, служилый люд. Все они вынуждены останавливаться в ямах для смены лошадей, питания, отдыха и не только…

«Санкт-Петербургские ведомости» первой трети XVIII века запечатлели некоторые эпизоды дорожной хроники. Весной 1728 года проследовал к себе на родину «турецкий ага, который по ныне при швецком дворе пребывал». Вслед за ним проехал голштинский посол фон Бонде. Он вынужден был остановиться в селе Яжелбицы: супруга родила сына. Затем семейная чета продолжила свой путь в Москву. В 1737 году «плененный в Очакове турецкий сераскер Ягья-паша доставлен в Новгород, откуда дальше в Петербург был отправлен водой».

4 мая 1837 года среди горожан мгновенно разнёсся слух о прибытии в Валдай одного высокопоставленного лица – наследника русского престола Александра Николаевича (с 1855 года император Александр II). Цесаревич путешествовал по России.

См. также:
Почетные граждане города Валдая

Возвращаясь в северную столицу, он решил остановиться в Валдае и побывать на богослужении в Иверском монастыре. Для этого пришлось три версты плыть по озеру на лодке. В память об этом событии недалеко от городской пристани валдайцы соорудили специальную каменную галерею, в которой долгое время хранили деревянную лодку, на которой великий князь пересекал Валдайское озеро.

На Валдае часто останавливались представители русской интеллигенции: поэты, писатели, учёные, художники, композиторы, чьё творчество стало достоянием русской общественной и политической мысли. В литературном наследии мы часто встречаем яркую палитру валдайской природы, описание нравов и быта разных исторических эпох.

Великий русский поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин (1743 – 1816), подобно многим служилым людям своего времени (а служил он долго и славно – от рядового солдата Преображенского полка до генерал-прокурора и первого в истории России министра юстиции) неоднократно бывал в Валдае проездом по тракту Москва — Санкт-Петербург. Впервые он появился здесь в годы своей молодости. Ему было поручено ответственное задание: на валдайском участке пути подготовить в ямах лошадей для доставки императрицы Екатерины II в Москву на коронационные торжества. Свои воспоминания молодой фурьер изложил в "Записках из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающая в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина.

Далее по тракту в 1765 году проследовал совсем ещё юный Александр Николаевич Радищев (1749–1802), в будущем – выдающийся русский революционер, философ-материалист и писатель. Он ехал из Москвы в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Через восемь лет возвращается обратно по Петербургскому шоссе к родителям в Верхнее Аблязово. Затем его путь вновь лежит в северную столицу. Проезжал Радищев по хорошо знакомому тракту и после женитьбы во второй половине 70-х годов XVIII века. Перед созданием своей знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) писатель путешествовал по новгородскому краю примерно месяц. В последний раз он проезжал через Валдай, когда возвращался из Илимской ссылки в Петербург.

В своей книге революционный просветитель поднимает проблемы религии и права, этики и политики, экономики, отношений между сословиями, войны и мира, семейных отношений, положения женщины, воспитания и образования, просвещения и культуры (школа, печать, цензура). Все стороны самодержавно-крепостнического строя Радищев ставит на строгий суд и всему выносит суровый обвинительный приговор. В центре всего «Путешествия» стоит тема крепостного рабства. В книге три главы получили название станций, расположенных на территории Валдайского уезда: «Яжелбицы», «Валдай» и «Едрово».

В первой главе автор описывает сцену похорон на тихом деревенском кладбище, нескончаемую скорбь отца по поводу безвременной кончины сына, затрагивает вопросы этики и морали современного ему общества. В главе «Валдай» Радищев сразу же подчёркивает широкую известность древнего населённого пункта: «Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок …». Большую часть написанного писатель посвящает придорожным нравам того времени, ярко и образно описывает любовную историю, произошедшую с монахом Иверского монастыря. В конце он вскользь упоминает и о почтовом стане Зимогорье.

Изображение крестьянского быта – главная тема в главе «Едрово». Здесь автор с глубокой симпатией пишет об едровской девушке Анюте, целомудренной и чистой в своем чувстве к крестьянскому парню. Никакое рабство, повествует Радищев, не может заглушить в русском крестьянине чувство чести и человеческого достоинства.

С Валдаем связана и творческая биография выдающегося деятеля эпохи просвещения Николая Александровича Львова (1751–1803). Это был талантливый, склонный к поискам новых решений архитектор, инженер, учёный-изобретатель, прогрессивный общественный деятель, исследователь природных богатств России, собиратель русского фольклора, поэт и композитор. До сих пор мы не перестаём восхищаться многочисленными зданиями, построенных в России по его оригинальным проектам. Он — автор Невских ворот Петропавловской крепости и здания Почтамта в Санкт-Петербурге, Путевого дворца и церкви св. Екатерины в Валдае, Берёзового домика и Приоратского дворца в Гатчине, многих других храмов и усадебных архитектурных ансамблей.

Н. А. Львов известен и как ландшафтный архитектор. При возведении сооружений и планировке садов в помещичьих усадьбах талантливый «садоустроитель» придавал особое значение правильному учёту местных климатических условий и природного ландшафта. Талант этого замечательного человека коснулся и лесного дела. Благодаря ему, в России укреплялось сознание бережного отношения к лесу, научного и эстетического взгляда на живую природу.

За свою короткую, но славную жизнь многократно проезжал по Московско-Петербургскому тракту великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837). Не мог он миновать и Валдай. В черновом наброске к X главе своего произведения «Евгений Онегин» автор упоминает Верхневолжье:

«Тоска, тоска…
Спешит Евгений скорее далее.
Мелькают будто тени
Пред ним Валдай, Торжок и Тверь.
Здесь у привязчивых крестьянок
Берёт три связки он баранок.
Тут покупает туфли он.
Там по гордым волжским берегам
Он скачет сонный, -
Кони мчатся…»

Останавливался поэт на постоялом дворе валдайского купца Березина. Во время поездок любил он слушать ямщицкие песни под звон знаменитых валдайских колокольчиков.

«Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска».

Эти строки из элегического стихотворения «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы…») передают дорожные впечатления великого мастера. В 1826 году он проехал по неблагоустроенным дорогам из Пскова через Новгород в Москву и вернулся обратно через Валдай в Новгород. А уже 9 ноября, будучи в своём родовом имении в селе Михайловское, Пушкин пишет письмо другу С. А. Соболевскому: «Мой милый Соболевский. Я снова в своей избе. Восемь дней я был в дороге, сломал два колеса и приехал на перекладных. Дорогой бранил тебя немилосердно, но в доказательство дружбы посылаю тебе мой маршрут от Москвы до Новгорода. Это будет для тебя инструкция. Во-первых, запасись вином, ибо порядочного нигде не найдёшь…». И далее поэт дает своему другу ряд дорожных наставлений в поэтической форме:

Как до Яжелбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то
друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!
Поднесёт тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели,
Влей в уху стакан шабли.
Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленький кусок.
Яжелбицы – первая станция после Валдая.
В Валдае спроси: есть ли свежие сельди; если же нет,
У податливых крестьянок –
Чем и славится Валдай,
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.

По рассказам современников известно, что в путешествиях Пушкин любил, не дожидаясь, пока на станции заложат лошадей, уходить по дороге далеко вперёд в надежде повстречать селян. С большим интересом расспрашивал он их о хозяйстве, нуждах, семье.

Вслед за Пушкиным проследовал по тракту в начале 40-х годов XIX века русский писатель-революционер Александр Иванович Герцен (1812 – 1870). За свои политические взгляды он был сослан царским правительством в ссылку, в Новгород. В его творчестве нашлось место и воспоминаниям о станции Едрово, где ссыльному пришлось сделать вынужденную остановку. Дело в том, что из-за сложности валдайского участка пути на колесе дилижанса лопнула шина. Герцен снял комнату в местной гостинице и стал терпеливо ждать, пока едровские кузнецы не отладят колесо. Далее автор «Былого и дум» подчёркивает в своей статье «Станция Едрово», что в «…XIII столетии немудрено было сбиться с дороги» и что «в одиночестве как-то невесело по такой дороге, особенно за 500 лет прежде, нежели она была проложена». Описывая нравы и взаимоотношения постояльцев в соответствии с сословной принадлежностью, Герцен невольно замечает: "Тут всё развлекает… картинная галерея на стене, ямщики перед окном, толстая трактирщица, худощавая горничная… и, наконец, объявление о ценах кушаний, которых нет, и «Правила, как себя вести приезжим».

С небольшим валдайским сельцом Кренье связана жизнь известного пианиста, профессора Петербургской консерватории Антона Августовича Герке (1812–1870). В прошлом – это известный музыкальный педагог в Петербурге. Среди его многочисленных учеников – автор оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский.

Н. А. Римский-Корсаков вспоминает в своих мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни» о музыкальных вечерах балакиревского кружка, которые стали предтечей «Могучей кучки»: «Посетителями вечеров стали Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, я и Стасов. Сверх того, постоянными посетительницами его были молодые девицы, сёстры Александра Николаевна и Надежда Николаевна Пургольд. Александра Николаевна была прекрасная, даровитая певица (высокое меццо-сопрано), а Надежда Николаевна прекрасная пианистка, ученица Герке…».

Антон Августович Герке был сыном скрипача, дирижёра и композитора Августа Герке, который часто давал концерты в Киеве, был известен в Европе. Достаточно сказать, что музыкальные произведения – увертюры, камерные трио, дуэты, вальсы, другие музыкальные пьесы для фортепьяно композитора А. Герке издавались в Лейпциге и Гамбурге. Не удивительно, что дети Августа Герке, в том числе и Антон, стали музыкантами, а по отзывам современников — прекрасными исполнителями, умелыми педагогами, даровитыми композиторами.

Антон Герке (родился 9 августа 1812 года) уже в раннем возрасте, благодаря отцу, познакомился с музыкой. Ему было восемь лет, когда отец привёз сына в Москву и определил учеником Фильда. После этого юный музыкант совершенствовал своё мастерство в Париже, Лондоне, Гамбурге. Биографы отмечают, что общим развитием А. А. Герке обязан, прежде всего, самому себе. В конце 20-х годов XIX века он поступил на службу библиотекарем к одному именитому книголюбу, собрание которого к тому времени насчитывало около пяти тысяч томов. Здесь он пристрастился к чтению, значительно расширил свои познания и кругозор.

В 1832 году А. А. Герке прибыл в Петербург и вскоре привлёк внимание публики своими концертными выступлениями. Через год он получил звание пианиста и место в столичных театрах. В 1840 году в Петербурге создается Симфоническое общество. Среди основателей — имя Антона Августовича Герке. Он принимал активное участие в концертах Симфонического общества, позднее — в концертах, которые устраивались в Петербургском университете, под управлением Ф. Шуберта.

Незаметно прошло 30 лет активной творческой деятельности А. А. Герке в Петербурге. В 1862 году здесь открывается консерватория, сыгравшая значительную роль в музыкальной жизни России. Около 40 лет в ней преподавал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Его имя и сейчас носит Петербургская консерватория. С первых дней здесь преподавал и Антон Августович Герке. Он был приглашён в консерваторию профессором по классу игры на фортепьяно, одновременно вёл музыкальные занятия в училище правоведения и в других учебных заведениях столицы.

Внезапно жизнь незаурядного музыкального педагога оборвалась. Умер он в своём имении, в сельце Кренье Едровской волости Валдайского уезда, 5 августа 1870 года, и был похоронен неподалеку, на тихом деревенском кладбище Едровского погоста.

Славную страницу в историю отечественного и мирового рыбоводства вписал уроженец здешних мест, талантливый ихтиолог Владимир Павлович Врасский (1829–1862). В своём родовом имении в селе Никольское Демянского уезда Новгородской губернии он в середине XIX века создал первый в России рыборазводный завод.

Пытливый учёный и инициативный практик поставил перед собой цель – наладить искусственное рыбоводство в водоёмах Валдайской возвышенности. Сама природа способствовала этому: повсюду прекрасные озёра – Селигер, Вельё, Пестово, Валдайское и другие, множество рек и речушек – чистых, быстротечных, богатых кормами.

В. П. Врасский решил использовать для своих опытов маленькую холодную речку Пестовку, которая протекала через его имение и соединяла озёра Пестово и Вельё. В феврале 1854 года он приступил к научным экспериментам. Для начала выловил самок налима и выжал из них икру в фарфоровое блюдо. Из самцов таким же образом выделил молоку и залил смесь водой. Смешение икры и молоки он проделал ещё раз в двух блюдах. Затем стал систематически менять воду в посудинах. Через некоторое время здесь появились личинки рыб. Они были необычайно маленькими, и их было очень мало.

Естествоиспытатель настойчиво продолжал свои опыты. И когда условия максимально приблизились к естественным, успех стал очевидным: оплодотворились практически все икринки, кроме недозрелых и повреждённых. Так Врасский открыл новый, «сухой» способ искусственного осеменения рыбьей икры, названный за границей «русским способом» или «способом Врасского». Это был прорыв в биологической науке и рыбоводстве. С тех пор этим методом пользуются многие рыбоводы.

Теперь предстояло перенести опыты в естественные условия: обеспечить постоянную циркуляцию воды с оплодотворённой икрой и кормление мальков. С этой целью ихтиолог в 1855 году начал строить плотину, пруд и домик на реке Пестовке. В домике предполагалось сделать настоящие бассейны с проточной водой. Всё было заранее спланировано самим Врасским.

Строилось рыборазводное сооружение с помощью крепостных крестьян: 17-летнего дворового паренька Карпа Лебедева, местных мужиков и молодых женщин. Из постоянных помощников самым надёжным стал крестьянин Весьегонского уезда Тверской губернии Григорий Ефимов. Основатель завода не только сам руководил строительством, но и принимал непосредственное участие в земляных и плотницких работах.

Уже осенью 1855 года Врасский проводил на новом заводе опыты с оплодотворённой икрой гатчинской форели – рыбы крупной и очень выгодной в промысловом отношении.

И ещё одно новшество применил рыбовод: мальков стал кормить не рубленым мясом, как рекомендовали инструкции того времени (мясо портилось, мальки погибали), а живыми насекомыми, мелкими червями, циклопами, которых легко было выловить в пруду или в озере. И мальки, как правило, выживали. Использование природного корма, как и «сухое» оплодотворение икры, имело важное научное значение.

Врасский разработал наиболее эффективные способы сортировки и инкубации рыбы. Благодаря его методу инкубации, стало возможным ускорять или замедлять выход личинок рыб путём произвольного изменения температуры воды. Нашел рыбовод и способ длительного хранения оплодотворённой икры для транспортировки на дальние расстояния.

К 1857 году в Никольском уже действовал рыборазводный завод. При нём находились пруды для выращивания рыб и содержания производителей. С этой целью молодой директор запрудил в различных местах речку Пестовку и создал 5 прудов. Кроме того, он арендовал окрестные озёра. Сюда завозилась осеменённая икра. Эта работа, скорее торгово-хозяйственная, отнимала у Владимира Павловича немало времени. Но в ней он видел начало осуществления своей мечты – заселение рек и озёр России ценными породами рыб.

С весны 1857 года сюда зачастили зарубежные гости: учёные-ихтиологи К. Ф. Рулье, К. М. Бэр, К. Ф. Кесслер и другие. Деятельность завода одобрил сам министр государственных имуществ М. Н. Муравьёв, другие чиновники. Однако некоторые из них своей бюрократической волокитой тормозили развитие производства.

Как бы там ни было, имя Врасского становится известным не только в России, но и за рубежом. Его избирают действительным членом Московского общества сельского хозяйства и присуждают золотую медаль. А вслед за отечественной наградой пришла и золотая медаль из Франции — от Парижского общества акклиматизации.

Врасский рассчитывал сбывать выращенную рыбу в Москву и Петербург, а на вырученные средства поддерживать своё хозяйство. Но, израсходовав всё своё состояние на проведение опытов, обустройство завода и прудов, он вдруг оказался без средств к продолжению своей деятельности. Поэтому в 1861 году Врасский организует товарищество из четырёх компаньонов, вложивших в дело около 40 тыс. рублей. На собранные средства он продолжил строительство Никольского рыбоводного завода, довёл его производственную мощность до 8 млн. икринок, из них – 5 млн. сига, 1,8 млн. форели и 1,2 млн. лосося. Равного по мощности этому предприятию ни в России, ни за границей к тому времени не было.

Наконец, в декабре 1862 года Врасский добился в Министерстве государственных имуществ выдачи ссуды на сумму 30 тыс. рублей. При этом товарищество приняло условие, по которому в случае прекращения какой-либо производственной деятельности или банкротства, предприятие наряду с прудами и землями поступали в распоряжение государства.

Но вскоре внезапная смерть оборвала жизнь молодого учёного. Врачи не смогли вылечить у него воспаление лёгких. Оно началось сразу после сильной простуды в декабре 1862 года, когда Врасский вместе с работниками завода вылавливал на Пестовском озере рыбу для очередных опытов. Там же, на погосте Пестово, в двух верстах от Никольского его и похоронили. Со смертью пытливого учёного Никольский рыборазводный завод стал приходить в упадок. Ссуду погасить не удалось. И  вскоре начался процесс передачи его в ведение государственной казны.

Последующим поколениям рыбоводов пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить и усовершенствовать уникальное рыбоводное хозяйство Врасского. В 2004 году предприятие отметило свой полуторавековой юбилей.

Сейчас Никольский рыборазводный завод – одно из крупных хозяйств Новгородчины. Здесь искусственно выращивают сотни тысяч мальков и годовиков щуки, пеляди, карпа и другой ценной рыбы для запуска в водоёмы Новгородской области. Одновременно коллектив завода ежегодно вылавливает десятки тонн промысловой рыбы. Постоянно ведётся реконструкция прудового хозяйства. И этому в немалой степени способствует всемерная помощь и поддержка со стороны государства. Только в 2005 году для получения рыборазводного материала предприятию из федерального бюджета было выделено 2,5 миллиона рублей.

Успеху способствует тесное сотрудничество и взаимовыгодная помощь между коллегами из Псковской, Ленинградской и Новгородской областей. Так, в Никольское икру пеляди регулярно поставляют рыбоводы колхоза «Моторное» Ленинградской области. А для псковичей, которые имеют маточные водоёмы, но не имеют инкубационных площадей, демянцы инкубируют икру.

Только в 2005 году в прудовом хозяйстве Никольского рыборазводного завода было выращено 500 тыс. сеголеток пеляди и 100 тыс. – судака, которые затем были запущены в водоёмы Новгородской области.

В эффективности работы последователей Врасского убеждаются не только промысловики, но и рыбаки-любители, которые всё чаще выходят с удочками на водоёмы Новгородчины. Разведением судака, например, завод занимается уже свыше десяти лет. Благодаря этому на Вельё удалось восстановить маточное стадо, которое было нарушено с 1956 года. Все больше судака становится в озере Валдайское и других водоёмах области. Не меньше внимания уделяется в последнее время и разведению щуки. Чтобы её было больше, специалисты ежегодно выпускают в озёра до 100 тыс. личинок. И всё это делается на научной основе, с учётом результатов мониторинга и обоснованием целесообразности разведения, например, в водоёмах национального парка.

Живописные ландшафты Валдайской возвышенности, уникальная природа среднерусской полосы во все времена влекли сюда людей одарённых.

В начале XX века в полутора километрах от деревни Озерки современного Окуловского района в местечке Крапачуха жил и работал выдающийся русский композитор, дирижёр и педагог Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908). Здесь снимала дачу семья композитора.

С тех пор прошло целое столетие. Многое запустело. Но вот недавно окуловцы во главе с сотрудником национального парка Л. Э. Бриккером расчистили это знаменитое место. Выяснили, что в Крапачухе было три дома. В одном из них и проживала семья известного музыканта. Фотография дома сохранилась. Это было большое двухэтажное здание с балконами, верандой, башенками. Оно сгорело в 1916 году. От остальных зданий остались лишь фундаменты. Сохранились две аллеи, заросли декоративных кустарников да две плакучие ивы.

Летом 1901 года Николай Андреевич увлечённо работал над оперой «Кащей Бессмертный» и кантатой «Из Гомера». Тёмный еловый лес вокруг усадьбы, цветущие луга должны были благотворно повлиять на воплощение его творческих замыслов. В немалой степени способствовала и сказочная красота окрестного озера.

В 1903 году Римский-Корсаков создавал на даче один из шедевров русской оперной классики – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а также четвертый акт оперы «Пан воевода». Озёрная тема получила здесь ещё большее звучание.

На месте дома, где жил композитор, краеведы установили памятный знак с надписью: «Крапачуха. Здесь в 1901 и 1903 годах жил и работал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Усадьба и окружающий лес охраняются государством».

Полюбился Валдайский край известному художнику, археологу, писателю и философу Николаю Константиновичу Рериху (1874–1947). Будучи ещё студентом Академии художеств, он в свободное от занятий время занимался археологическими изысканиями по берегам речки Валдайка и озера Пирос. Помощниками его были вездесущие деревенские ребятишки.

Острым взглядом художника всматривался Рерих в прошлое этих мест. В  воображении возникали картины давно минувшей эпохи из жизни славянских племён: по озеру плыли долблёные челны, а в воздвигнутых на высоких берегах городищах разыгрывались сцены беспощадных сеч, где «грызлись и резались насмерть». Здесь, на Валдае, он делал зарисовки, писал этюды для будущей картины «Гонец. Восстал род на род». За неё автор был удостоен в ноябре 1897 года диплома Академии художеств на звание художника.

Н. К. Рерих считал, что историческая живопись не может развиваться в отрыве от археологии. Вот почему, несмотря на свою постоянную занятость, он регулярно бывал летом в археологических экспедициях.

В 1902 году Рерих вместе с женой прожил несколько месяцев в Окуловке. Здесь у них родился первенец — Юрий, впоследствии учёный-востоковед, сопутствовавший отцу во всех его путешествиях по Востоку.

В это время Рерих занимался раскопками в бассейнах реки Перетно и озера Боровно, где обнаружил ранние христианские захоронения. Здесь же он создал несколько этюдов, вошедших в каталоги его будущих выставок: «Озеро», «Лес», «Сосны», «Домовичи», «Городок» и др. К сожалению, большинство этих работ утрачено. Еще перед революцией они оказались за пределами России. В этих произведениях художник запечатлел с присущей ему наблюдательностью черты валдайской природы, облик тогдашних деревень.

В 1904 году Рерих прибыл в Валдай. Здесь его серия «архитектурных этюдов» пополнилась такими произведениями, как «Иверский монастырь», «Стены Иверского монастыря», «Палаты Никона», «Старая печатня» и др.

В очерке «Чаша неотпитая» (1915) он пишет о «настоящем, которое для будущего». Проникновенное постижение новгородской природы, «твёрдого и степенного её народа» («новгородцы бодры») питает веру художника в светлое будущее России. Мощный родник в селе Мшенцы бывшего Валдайского уезда, чья живая вода исцеляет от недугов, вырастает в очерке в символ Родины: «Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдет клады подземные».

Вот почему, находясь в послереволюционные годы вдалеке от Родины, Николай Константинович не порывал с нею своих духовных связей, интересовался свершениями русских людей, ростом их культуры, охраной государством и общественностью исторических и культурных памятников. В годы Великой Отечественной войны Н. К. Рерих печатал статьи, выступал с лекциями в защиту СССР, выражая твердую уверенность в конечной победе над фашистской Германией, оказывал материальную поддержку Красному Кресту.

Художник мечтал вернуться на Родину. Он приготовил в дар более 400 своих произведений. Но привёз их в Россию уже его сын Юрий, родившийся когда-то в Окуловке.

В общей сложности художник Рерих создал более 7000 картин. Большинство из них хранится и экспонируется в общественном Музее им. Н.К. Рериха (г. Москва), а так же – в музее Востока (г.Москва) и Государственном Русском музее (г. С.-Петербург).

Большой вклад внёс Н. К. Рерих в изучение истории и культуры Азии: Индии, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Многие годы художник боролся за принятие Пакта о защите учреждений, служащих целям культуры и искусства, а также исторических памятников. Его борьба, поддержанная передовыми людьми планеты, увенчалась в 1954 году подписанием международной «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов».

Любил отдыхать на Валдае в летний сезон сын известного русского историка XIX века С. М. Соловьёва — Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849–1903). Владелец усадьбы – автор исторических романов «Княжна Острожская», «Юный император», «Русские крестоносцы», «Царь девица», пятитомной эпопеи о семье Горбатовых и других. Литературное наследие В. С. Соловьёва публиковалось в журналах «Север», «Нива» и «Русский вестник».

Семья Соловьёвых пользовалась большой популярностью в России. Это были высокообразованные люди своего времени. Отец семейства – профессор Московского университета Сергей Михайлович Соловьёв (1820–1879) написал «Историю России с древнейших времён» в 29 томах. А младший брат Всеволода – Владимир Сергеевич (1853–1900) преподавал философию в Московском и Петербургском университетах. Пытавшийся хлопотать об амнистии революционеров-народников после известных событий 1 марта 1881 года, он вынужден был уйти с преподавательской работы. Поэтическое творчество сблизило доктора философии с известным русским поэтом А. А. Блоком. Из всего творческого наследия Вл. С. Соловьёва можно выделить основные произведения: «Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни», «Россия и Вселенская Церковь», «Смысл любви», «Понятие о Боге», «Красота в природе» и «Оправдание добра».

По воспоминаниям современников это был худой, высокого роста человек с грустными, ласковыми и проницательно видящими глазами; внутренняя и внешняя духовность удивительным образом совмещалась в нём с весёлым нравом.

На валдайской даче Соловьёвых гостили Н. Рерих, С. Нилус, Е. Поселянин и др. После смерти владельца усадьба перешла к профессору Петербургского университета П. И. Георгиевскому и сохранялась вплоть до 1930 года.

В конце XIX столетия в Валдае произошло неординарное событие за всю историю народного образования в дореволюционном уезде. В 1896 году была открыта бесплатная одноклассная общеобразовательная школа. Её основал выдающийся методист-словесник, литератор, общественный деятель, замечательный представитель педагогической науки дореволюционной России Виктор Петрович Острогорский (1840–1902).

Он был последователем педагогических взглядов В. Я. Стоюнина и В. И. Водовозова. Стремясь преодолеть казёнщину гимназического обучения, большое внимание придавал этико-эстетическому воспитанию учащихся, развитию их творческой самостоятельности. Острогорский был известен и как редактор журналов «Детское чтение», «Дело», «Воспитание и обучение» и как автор рассказов для детей. Его книги «Письма об эстетическом воспитании», «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу», «Беседы о преподавании словесности», «Выразительное чтение» неоднократно переиздавались. Труды Острогорского были в семейной библиотеке Ульяновых.

Приехав в Валдай на отдых в 1890 году, Острогорский купил небольшой деревянный дом под дачу. В то время в уездном центре были две школы: платное мужское трёхклассное и бесплатное женское двухклассное училища. В этих школах обучались дети обеспеченных родителей. Даже при бесплатном обучении требовалось много денег на приобретение школьной формы, учебных пособий, книг, тетрадей и пр. Основная масса детей бедняков не имела возможности учиться.

Мысль дать хотя бы начальное образование обездоленным детям не покидала Острогорского, и он развернул активную деятельность среди родных, друзей, знакомых и незнакомых с просьбой помочь открыть в Валдае бесплатную школу для детей бедняков.

Прошение об открытии такой школы перед министерством просвещения было положено под сукно и надолго забыто. Острогорский, казалось, потерял всякую надежду. Однако 6 августа 1895 года чиновники все-таки разрешили открыть в Валдае двухклассную школу с пятилетним сроком обучения.

Тем не менее, все трудности были впереди: не было ни средств, ни школьного помещения, ни учебных пособий, ни оборудования, ни учительских кадров. Сразу же начать учебный год не удалось.

Открылась школа лишь 7 января 1896 года на даче самого Острогорского. Здесь можно было обучать не более 25 детей. Вплоть до 1915 года школа оставалась одноклассной с трёхлетним обучением, т. к. открыть второй класс долго не удавалось из-за отсутствия средств.

Первые 25 учеников (15 мальчиков и 10 девочек), принятых в школу, были грязными, оборванными и нечёсаными. Пришлось приложить немало усилий, чтобы привести их в порядок. У некоторых были настолько ужасные условия жизни, что пришлось их селить в школе.

Постоянно требовались средства на содержание и обучение учащихся. Скромного учительского жалованья Острогорскому не хватало. Тогда он организует цикл лекций. В 1897 году Острогорский прочитал 8 лекций об искусстве в Петербурге, на следующий год три – в Москве и две о Белинском, ещё год спустя – лекцию о Пушкине. В общей сложности было собрано около 2 тыс. рублей, которые пошли на школьные нужды. Оказывали посильную помощь и частные лица – кто денежными средствами, кто учебными пособиями, книгами, одеждой и обувью.

Первые два года содержание школы обходилось по 600 рублей, позднее расходы возросли до 1,5 тыс. рублей. Ко второму году обучения количество желающих учиться резко возросло. Но в маленьком помещении невозможно было разместить всех. Оставшиеся на улице дети со слезами, а то и с завистью смотрели на своих счастливых сверстников. Нужно было срочно подыскивать и выкупать под школу здание.

В 1899 году В. П. Острогорский приобретает у Тульского банка в кредит большой каменный дом (ныне ул. Луначарского, 19/11). При нём имелись садовый участок, хозяйственный двор, сарай, ледник и баня. Всё это было выкуплено за 6 тыс. рублей.

И вот, наконец, в новом 1899/1900 учебном году школа разместилась в новом каменном здании. Здесь имелось 5 больших светлых комнат: две – для классов, две – для учителей и одна – для библиотеки. В подвальном этаже находились кухня и комната для обслуживающего персонала. В школу на этот раз было принято 50 учеников. Здесь получали образование дети беднейших слоёв населения: крестьян-хлебопашцев, ремесленников, извозчиков, мелких служащих, чиновников, торговцев и чернорабочих. Они обеспечивались горячим питанием.

При школе работала народная библиотека, которая носила имя великого русского поэта А. С. Пушкина. В её фондах были книги по философии, логике, психологии, педагогике, искусству, юриспруденции, общественным наукам, публицистике, народному образованию, истории литературы, критике, словесности, истории, географии, этнографии, естествознанию, медицине, ветеринарии, сельскому хозяйству и др. Из периодических изданий имелись журналы: «Нива», «Юная Россия», «Маяк», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Современный мир», «Педагог», «Воспитание и обучение», «Народный учитель» и др. Причём библиотекой могли пользоваться все желающие. Фонды постоянно обновлялись. Особой популярностью у читателей пользовались книги Жюль Верна, Майн Рида, Мамина-Сибиряка, Гоголя, Достоевского, Диккенса, Тургенева, Л. Толстого, Пушкина, Гончарова, Немировича-Данченко и самого основателя школы — В. Острогорского.

Острогорский вводит в учебную программу практику – обучение ремеслу. Он подчёркивал, что «занятие ремеслом приучает к аккуратности, сосредотачивает внимание на работе, даёт навык в обращении с инструментами, может пригодиться ребёнку в жизни. Да и родители охотнее оставляют чадо в школе, если он не балуется, а к делу привыкает».

В школе организуются чулочная и переплётная мастерские. Девочки занимались шитьём, вышивкой и вязанием чулок, мальчики учились переплёту книг. Только в 1910 году для школьных нужд было переплетено и отремонтировано около 350 книг. Юные переплетчики не только полностью обслуживали фонды школы и библиотеки, но и выполняли частные заказы, давая дополнительный доход школе.

Старшие учащиеся обрабатывали пришкольный участок. Они разбивали парники и клумбы, копали грядки и высаживали огородные культуры, окапывали ягодные кусты и удобряли почву. Здесь выращивались разные сорта капусты, картофель, салат, морковь, петрушка, свекла, яблоки, клубника и цветы. Свежие овощи и фрукты шли на стол воспитанникам, излишки продавались. Выращивалась также домашняя птица. Доходы от пришкольного участка поступали в фонд школы.

Совершенствовалось эстетическое воспитание учащихся. Независимо от времени года учителя организовывали увлекательные экскурсии воспитанников на природу: в окрестности Валдая, на Выскодно, Попову гору, на острова Валдайского озера и в Иверский монастырь.

Постоянно проводились литературно-музыкальные утренники и вечера, детские праздники и ёлки. Учащиеся под руководством учителей ставили спектакли, и сами участвовали в них. Так, 20 февраля 1913 года состоялся детский вечер со спектаклем. Устроители представили на суд зрителям две пьесы: «Живое пугало» и «Гусь-приклейка».из сборника рассказов Фёдорова-Давыдова. Учащиеся прочли два стихотворения и басню, спели две песенки, играли на балалайках, поставили три пантомимы. Художественная самодеятельность разнообразила школьную жизнь.

В 1915/16 учебном году школе В. П. Острогорского исполнилось 20 лет. Хотя основателя уже не было в живых, школа продолжала существовать.

Понимая, что со смертью учебное заведение может погибнуть, выдающийся педагог обратился в своём посмертном завещании к потомкам: «Я основал в городе Валдае бесплатное училище… Со смертью моей дорогое для меня детище гибнет, и вот обращаюсь к Вам, дорогие мои ученики и ученицы, — не оставьте моей школы, не дайте ей погибнуть. Вас любивший, теперь умёрший В. Острогорский».

Но дело педагога-новатора продолжили его активные последователи: Петербургское общество попечительства, Е. Я. Острогорская, Валдайское общество попечения и в меньшей степени Министерство просвещения, Новгородское губернское и Валдайское уездное земства, Валдайское городское общественное управление.

В условиях царского самодержавия новации в учебно-воспитательном процессе школы В. П. Острогорского являлись прогрессивным явлением. Образование могли получить лишь представители привилегированных сословий. Простые люди в массе своей оставались в темноте и невежестве. Насаждаемые царским правительством церковно-приходские школы и 1–2 классные уездные училища практически ничего не давали. Основной акцент делался на зазубривание закона божьего да умение расписываться печатными буквами. И лишь талантливый русский самородок Виктор Петрович Острогорский сумел подобрать ключик в воспитании и обучении юных граждан будущей великой страны. Валдайцы до сих пор его любят, чтят и помнят.

Пришёлся по душе тихий провинциальный русский городок выдающемуся русскому публицисту Михаилу Осиповичу Меньшикову (1859–1918). До этого многочисленное семейство Меньшиковых периодически приезжало в Валдай на дачу из Царского Села, что под Петербургом. Облюбовав живописные места, было решено приобрести на Образцовой горе со спуском к чудному озеру старинный господский особняк с садом в личную собственность.

Михаил Осипович Меньшиков родился в г. Новоржеве Псковской губернии, в бедной семье. Окончил Кронштадтское морское техническое училище и в качестве штурмана на броненосном фрегате «Князь Пожарский» участвовал в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану. После участия в нескольких дальних морских походах получил звание инженера-гидрографа. Написал несколько книг по специальности.

Однако настоящее его призвание было в критических заметках, в публицистике. Публиковать свои материалы Михаил Осипович стал в 20-летнем возрасте в «Голосе», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Кронштадтском вестнике», в популярной в то время газете «Неделя». Окончательно осознав своё общественное призвание, он в 1892 году выходит в отставку в чине штабс-капитана, становится одним из основных сотрудников, а затем и фактическим заведующим «Недели».

В новом качестве Меньшиков становится известным всей мыслящей России. Он был знаком с Л. Н. Толстым, помогал ему в организации помощи голодающим, выполнял издательские поручения. Дружен был Михаил Осипович и с А. П. Чеховым. Письма Чехова к Меньшикову не раз публиковались в полных собраниях сочинений писателя.

Круг знакомых и корреспондентов этими знаменитостями не ограничивался. Менделеев, Иоанн Кронштадтский, Рязанов, Сытин, Горький, авиатор Мациевич, с которым Меньшиков летал на самолёте, и многие другие. Многообразная публицистическая деятельность создала Меньшикову широкую известность, особенно во время его работы в газете А. С. Суворина «Новое время» с 1901 по 1917 годы. Он вёл рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по две-три статьи (кроме больших воскресных «подвалов»). Затем Михаил Осипович издавал эти публикации ежемесячно отдельными журнально-дневниковыми книжками.

Каких только вопросов не касался Меньшиков – политических, экономических, нравственных, бытовых, национальных и др. В основе его публикаций была идея о необходимости крепкой власти с парламентским представительством и основными конституционными свободами, способными защитить традиционные ценности России. Меньшиков был одним из лидеров партии «Всероссийский национальный союз» и  определял её цель, как «восстановление русской национальности не только как главенствующей, но и государственно-творческой». Отвергая деятельность революционных организаций как партий «русской смуты», Меньшиков одновременно выступал и против черносотенцев («Союз русского народа») с их борьбой против обновления России. В. И. Ленин не раз вступал в полемику с  Меньшиковым и даже приклеил ему ярлык — «верный пёс царской чёрной сотни». За этим, быть может, тенденциозным обвинением крылось невольное признание огромного влияния личности Меньшикова на умонастроения людей той эпохи.

Наследники А. С. Суворина после смерти издателя крупнейшей русской газеты стали распродавать имущество, и Меньшиков в начале 1917 года был фактически отстранён от работы в «Новом времени». Для России начались тяжёлые времена. Глава Временного правительства князь Львов, хорошо знавший яркого публициста, посоветовал ему выехать за границу. Но Меньшиков, как патриот и как истинно русский человек, отказался покинуть родину и уединился со своей семьёй в Валдае.

Писать он перестал, потому, как нигде не печатали. Жили в провинциальной глубинке тихо-мирно. Семья была большой – пять детей. Средств не хватало. Тогда Михаил Осипович устроился в уездном городке конторским служащим. Каждый день он давал старшим детям (самой старшей Оле было всего 8 лет) несколько уроков: правописание, чтение и арифметика. Слушали они его рассказы по истории России, географии. Вечером отец обычно прогуливался с детьми за город. Трёхлетнюю Машу брал на руки. По дороге рассказывал сказки. С соседями общались редко: не позволяли многочисленные житейские заботы…

Вскоре произошли события, которые трагически оборвали жизнь 60-летнего М. О. Меньшикова. Он был репрессирован и расстрелян 21 сентября 1918 года на берегу Валдайского озера… Захоронен у алтарной части Петропавловской церкви г. Валдая.

В 1930-е годы валдайцам стало хорошо известно имя русского советского писателя Алексея Николаевича Толстого (1883–1945). Они смогли увидеть его воочию. Толстой – не только блестящий мастер слова. Это писатель, всегда стремившийся находиться в центре жизни, чутко отзываться на всё, чем жила в то время страна. Весь творческий путь Алексея Николаевича отмечен глубоким проникновением в жизнь народа.

Особое место у писателя занимала широкая общественная деятельность. В 1937 году проходили первые выборы в Верховный Совет СССР. Трудящиеся Старорусского избирательного округа выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР Алексея Николаевича Толстого. Колхозники сельскохозяйственной артели «Батрак» Демянского района послали А. Н. Толстому письмо: «Уважаемый Алексей Николаевич! Преисполненные глубоким уважением к Вам – одному из талантливейших писателей, виднейшему представителю творческой интеллигенции, хорошо зная Ваши замечательные произведения, мы, колхозники и колхозницы сельхозартели „Батрак“ Демянского района, намечаем Вас кандидатом в депутаты Совета Союза и просим Вас дать согласие баллотироваться по Старорусскому избирательному округу. Просим Вас, дорогой Алексей Николаевич, побывать в нашем колхозе».

Таких писем были десятки. Исполняя пожелания своих избирателей, Алексей Николаевич побывал в Демянском и Валдайском районах. После того, как писателя избрали депутатом Верховного Совета СССР, поток писем трудящихся увеличился. В одной из статей А. Толстой так и пишет об этом: «Трудно перечислить те вопросы, с которыми обращаются к своему депутату избиратели, — они охватывают почти все стороны многообразной жизни советского народа и деревни. Пишут и сигнализируют о недостатках, коллективы и одиночки указывают пути к их исправлению, делятся радостью и горем». Такое письмо-обращение послал ему и хоровой коллектив колхоза «Зимогорье» Валдайского района.

Облюбовал валдайскую сторонку известный писатель-анималист Виталий Валентинович Бианки (1894–1959) – один из любимейших детских писателей. Его книги «Первая охота», «Хвосты», «Чей нос лучше», «По великому морскому пути», «Нечаянные встречи» – стали спутниками детей с дошкольного возраста. Особенно интересна «Лесная газета», представляющая собой календарь жизни леса и его обитателей.

В 1947 году В. В. Бианки по рекомендации боровичского инженера и охотника-любителя В. В. Брейтвейта обосновался в погосте Боровно, на берегу одноимённого озера, что в Окуловском районе. Он поселился на мысе, рядом со школой, в доме местной жительницы Прасковьи Алексеевны Смородкиной. Очень живой и общительный, он вскоре приобрёл много друзей и знакомых. И, конечно же, среди них главное место занимали ребята школьного возраста. С большой теплотой вспоминали писателя и жители этих мест пенсионерка Н. К. Шенк и учитель П. С. Иванов. Они говорили, что Виталий Валентинович никогда не отказывался почитать ребятам свои рассказы и сказки, побеседовать с ними.

Страстный охотник много времени проводил в окуловских лесах. Вернувшись из леса, он тотчас брался за свои дневники и рукописи, записывал наблюдения за жизнью обитателей лесов и озёр. Так продолжалось вплоть до 1950 года. Учёный-орнитолог приезжал на это «прекрасное охотничье и рыболовное место», к «милому сердцу Северу» ранней весной, чтобы «встретить всех перелётных, походить на тока, постоять на тяге».

В середине лета 1950 года Бианки из-за болезни приехал в Боровно лишь на несколько недель. Охотиться он уже не мог. И в последующие годы друзья и знакомые по Боровну делились с ним в письмах своими наблюдениями, сообщали ему об интересных встречах и охотничьих происшествиях.

Повести, рассказы и сказки Виталия Бианки пополняют знания читателей о природе, пробуждают в них стремление к её активному познанию и бережной охране. Через всё его творчество проходит мысль, что человек – природе друг. За 33 года нелёгкого писательского труда В. Бианки написал более двухсот рассказов, сказок, повестей, и каждое из этих произведений учит нас любить природу, беречь и понимать её красоту.

По приглашению В. В. Бианки на берега озера Боровно часто приезжали ленинградские художники, иллюстрировавшие книги писателя-природоведа. Здесь подолгу гостили В. Курдов, М. Кукс, А. Якобсон. Они наблюдали живую природу, обсуждали с писателем выполненные иллюстрации, общались с местным населением.

Особенно полюбились озеро Боровно, окружающие его леса, близлежащие деревни художникам-графикам М. Куксу и А. Якобсон. В деревне Котчино супруги арендовали часть дома. Здесь они и проживали постоянно, особенно в летние месяцы.

Талантливый график Александра Николаевна Якобсон (1903–1966) задумала и осуществила цикл своих произведений, посвящённых людям села.

Как художник, она сформировалась под воздействием русского народного изобразительного искусства и поэзии, образцы которых сохранились в Сибири, где она родилась и выросла, и произведений русской и зарубежной классики, ставших для неё доступными в Академии художеств.

Уже в студенческие годы Александра Якобсон выполняет заказы издательства «Детгиз». Ей поручают ответственное задание — проиллюстрировать русские народные сказки, произведения Пушкина, Лермонтова, Аксакова, Тургенева, Островского, Лескова, советских писателей Шишкова, Каверина, Маршака, Бианки, ряда зарубежных писателей. Эти работы принесли художнице широкую известность: медали, премии, дипломы. Работы Александры Якобсон известны, главным образом, по книгам, предназначенным для юных читателей, в частности, по книге Виталия Бианки «Клуб Колумбов». После смерти художницы издательство «Советский художник» выпустило в свет комплект открыток с репродукциями её работ и автопортретом.

Автолитографии из цикла «Новгородчина» выполнены в пятидесятые, начале шестидесятых годов XX века. Это своего рода графические раздумья о труде и быте людей села. Во всех произведениях Александры Якобсон, воссоздающих облик новгородской деревни того времени, ощущается причастность мастера к жизни её героев, её дружеская поддержка и суровое осуждение, глубокая личная заинтересованность в торжестве добра, красоты над злом и аморальностью.

И ныне валдайские красоты привлекают внимание отечественных и зарубежных гостей, кинорежиссеров, артистов, писателей, поэтов и художников. В них они черпают духовные силы и творческий талант при создании музыкальных, поэтических и художественных произведений. Композитор В. Свидерский написал музыку к песне «Есть у Волги малая сестрица», в которой слышатся чарующие звуки здешней природы. Это песня о реченьке со светлой водицей, текущей к солнышку, на восток. А молодые художники Ленинградского института живописи, скульптуры и графики им. И. Е. Репина – Никонов и Романов задумали и создали «Валдайский альбом», в который вошли рисунки, выполненные летом 1973 года на островах красивейшего Валдайского озера, в Иверском монастыре, в окрестных лесах и у д. Сопки. «Валдайский альбом» экспонировался на выставке работ выпускников художественных вузов страны.

Уникальную коллекцию акварелей собрал к началу 80-х годов XX века ленинградский архитектор-реставратор Юрий Александрович Соколов. На протяжении многих лет он зарисовывал, собирал и экспонировал на различных городских и областных выставках изображения памятников деревянного зодчества, вошедших в музейные собрания под открытым небом. Среди акварельных рисунков немало прекрасных, выразительных изображений подлинных шедевров народной архитектуры Валдая. Целая серия посвящена высоким избам, широко распространенным в XIX веке на территории Валдайского уезда: точно прорисованы подклеты и верхняя жилая часть изб. На других рисунках автор запечатлел мельницы, амбары, часовни и церкви.

На акварелях Ю. А. Соколова тонко и поэтично воссозданы архитектурные пейзажи Валдайского края. Очень живописны острова Валдайского озера, на одном из которых величаво раскинулся архитектурный ансамбль Иверского монастыря. Несколько акварелей посвящено древним захоронениям вблизи залива Рогатка. С документальной точностью зафиксировал художник изображения старинных деревянных мельниц, высокие силуэты которых оживляли застройку привалдайских деревень. Когда-то на Новгородчине их насчитывалось великое множество – ветряных и водяных. Одна из валдайских мельниц-"шатровок" (с поворачивающейся к ветру верхней частью) запечатлена на акварели.

Любовью к валдайской природе и её людям проникнуты поэтические строки наших современников, которые жили и творили на этой земле и оставили нам свои бессмертные строки. Это – Р. Рождественский и М. Алигер, М. Светлов и С. Щипачёв, В. Берестов и М. Матусовский. Проникновенные строки посвятили Валдаю местные поэты и прозаики: П. Сукнов, Л. Коновалова, Б. Васильев, Б. Романов, М. Волостнов, О. Шевелёва, В. Рогоцкий, А. Астапчик, Т. Бакина, А. Волженин, В. Юдашев (В. Долбешкин), П. Егоров, Т. Жбанова-Мачкалян, С. Калинина, П. Камчатов, Р. Лытасова, О. Любимова, Е. Марголин, И. Мауткина, Н. Машенин, А. Нефёдова, Д. Радес, Л. Трущенков, В. Шалаев и многие другие.

Валдай восхищает нас и сегодня своим целебным воздухом, ароматами безбрежных лесов, незамутнёнными озёрными водами, девственной природой и богатой историей. С валдайских высот предстаёт величие и красота земли русской. И как сказал поэт:

Когда б не смутное влеченье
Чего-то
жаждущей души,
Я здесь остался б,
Наслажденье
Вкушать в неведомой тиши.

В.Зайцев, ст.научный сотрудник
Национального парка «Валдайский»


Поделиться
Класснуть



    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com