Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области

 Мобильная версия

 Сказочный поиск:



Туристу:

Подписка на газету 





 
Условия размещения рекламы

Новости в рубрике: выставки


Записи 1-10, всего найдено 108 | раньше →

Нераскрытые тайны: Выставка работ валдайского художника Вячеслава Харака

  
В Доме народного творчества открылась выставка работ валдайского художника Вячеслава Харака «Вдохновенная провинция». Экспозиция была оформлена с помощью жителей нашего города, у которых картины автора находятся в личных коллекциях. Выставка приурочена к десятилетию ухода художника из жизни и 70-летию со дня его рождения.

Человека с этюдником частенько можно было видеть на улицах старого Валдая. Были у художника излюбленные места — около здания районной библиотеки на Комсомольский проспекте, на улице Народной, на берегу озера, в Соловьёвском парке. А ещё любимое время года — осень. Жёлтый ливень листьев, летящих с деревьев вместе с порывами ветра, сумрачное небо с нависающими тучами, островки первого выпавшего снега, свинцовая вода озера…

Картины В. Харака узнаваемы и по этим всевозможным оттенкам серого, и по манере письма, и по настроению. Он был мастером серого цвета, преобладающего в пейзаже поздней осени. Это признают все — и многочисленные почитатели его творчества, и друзья-живописцы, которые вместе с Вячеславом прошли одну школу их учителя — профессионального художника Н. Н. Васина. Об этом говорил в своём выступлении на открытии выставки Владимир Ушанов:

Природа-мать многое дала Славе. Из всех художников Валдая он, на мой взгляд, самый одарённый, самый талантливый и самый неоднозначный. Его внешний вид — длинная борода, одежда частенько со следами краски — бросались в глаза. С ним, а вернее с его работами, я познакомился в далёком 1965 году. Руководитель студии Николай Николаевич Васин показал мне работы В. Харака. Они, особенно акварели, произвели неизгладимое впечатление. Дальше каждый из нас шёл своим путём, а уже гораздо позже, встречаясь в Доме народного творчества, мы жарко спорили обо всём, что касалось живописи, и расходились каждый при своём мнении. Мне кажется, что Слава просто не успел полностью раскрыться как художник, но он действительно является достоянием валдайской культурной среды.


В. Ушанова поддержала в своём выступлении Надежда Николаевна Цынарёва, которая много лет работала преподавателем художественного отделения Детской школы искусств:

— У Вячеслава был своеобразный взгляд на живопись. Проживая некоторое время в Татарии, он брал уроки живописи в Казанском художественном училище им. Н. И. Фешина. Разные школы имеют разные походы. Когда он приносил свои работы в ДНТ, между художниками разгорались ожесточённые дискуссии. В те годы художники Валдая Л. Корепанов, С. Павлов, В. Ушанов, Н. Дороженко, Н. Цынарёв выставляли много работ, но картины Харака среди них всегда можно было отличить без всяких подписей, потому что они имели свой характер. Среди его более поздних работ — городской пейзаж — небольшие дома, в основном деревянные, которые сейчас просто исчезают. С их утратой меняет свой облик Валдай в худшую сторону, теряя свою провинциальную неповторимость, которая, к сожалению, остаётся запечатлённой только на картинах художников, в частности Вячеслава Харака.

Биография В. В. Харака проста и незатейлива. О ней рассказала директор Дома народного творчества Валентина Иванова. Родился 21 апреля 1948 года в п. Марёво, обучался в художественной студии у Н. Н. Васина, работал художником-оформителем, сам руководил детской изостудией при районном доме культуры. С 1968 года принимал участие в районных, областных и республиканских выставках, с 1983 по 1992 год был членом Валдайского клуба самодеятельных художников. Картины Вячеслава Харака привлекали внимание, покупались и разошлись далеко за пределы Валдая.

Очень любил рыбалку и был заядлым грибником. Своей семьи и детей не имел, всю жизнь жил с мамой и ушёл вслед за ней в феврале 2008 года. С тех пор прошло десять лет. Годы будут идти дальше, но имя, душа и память о художнике останутся жить в его полотнах, оставленных людям.

В. Юн
Фото предоставлены Н. Цынарёвым


Поделиться
Отправить
Класснуть

Выставка работ юных валдайских художников

  
В Визит-центре национального парка «Валдайский» открылась новая выставка картин «Палитра творчества малых городов России». На этот раз ее авторами стали обучающиеся Валдайской детской школы искусств художественного отделения.

Значительная часть представленных работ принадлежит одному автору — Павлу Ильину. Глядя на его картины, можно невольно составить психологический портрет автора. Это мягкий, уравновешенный, разносторонне развитый человек. В его душе то благоухают цветы, то идет борьба противоречий, что собственно свойственно его возрасту, ведь Павлу всего 16 лет. Как показывают работы, скорее всего, направление, которое интересно автору — это портреты. Павел участник и победитель выставок и конкурсов различного уровня, стипендиат Администрации Валдайского муниципального района. В 2017 г. он стал победителем Всероссийского конкурса «Золотое кольцо России глазами детей» в номинации «История в лицах: персонажи легенд, преданий, современники» с работой «Портрет Юрия Бычкова» — автора идеи Золотого кольца России.

На выставке можно также увидеть интересные работы других юных художников Валдая. Каждая из них хороша по-своему. Ну, а  общим для всех является явная увлеченность живописью и любовь к красотам родного края. Если вторая обобщенность закладывается в семье и является частью самого человека, то первая не могла бы развиться без усилий и стараний педагогов-наставников — Беляевой Т. А. и Киселевой А. В.

На торжественном открытии выставки «Палитра творчества малых городов России» присутствовали представители Администрации г. Валдай — первый заместитель главы Валдайского муниципального района О. Я. Рудина и председатель комитета культуры и туризма Валдайского района С. В. Дмитриева. Инициатором организации выставки и ведущей выступила С. Ю. Трущенкова, председатель НРОО «Движение Сельских Женщин».

Выставка будет работать до 12 марта 2018 года. Не упустите возможность порадоваться за талант юных валдайцев.

Татьяна Герасимова, зам. директора по ЭП и туризму
Фото Марии Тюльменковой


Поделиться
Отправить
Класснуть

Дальше в Зону — ближе к небу: Выставка Владимира Зубрилина «Философия тайных троп»

  
«Самый героический поступок человечества — это то, что оно выжило и намерено выжить дальше» — именно эти строчки из книги «Пикник на обочине» братьев Стругацких приходят на ум после посещения выставки Владимира Зубрилина «Философия тайных троп».

На открытии экспозиции, прошедшем 9 февраля в Валдайском доме народного творчества, зрители смогли не только познакомиться с фотографом, но и погрузиться в мрачную и, вместе с тем, фантастическую атмосферу постапокалиптического мира. Вдохновляясь книгами братьев Стругацких, автор размышляет о человечестве после техногенной катастрофы, сделавшей существование людей опасным и непредсказуемым. Любопытна выставка и для любителей игры S. T. A.L. K. E.R., вымышленный мир которой также вдохновляет фотографа. Например, одна работа иллюстрирует сцену второй части игры «Чистое небо», где действие происходит на фоне кораблей, выброшенных на сушу. Для создания правдоподобной картинки Владимиру потребовалось более 4 часов работы в фоторедакторе.

Практически все фото на выставке — постановочные, то есть снятые по заранее разработанному сценарию. Декорации к своим снимкам фотохудожник ищет на бывших военных объектах, в заброшенных хозяйственных и промышленных строениях. Зерновые ангары, подземные шахты, административные и жилые здания — идеальный фон для постапокалиптического мира. Как отметил Владимир Зубрилин, его поражают масштаб и грандиозность советских построек, которые под действием окружающей среды постепенно превращаются в руины. Оказывается, для того чтобы скрыть следы присутствия человека, природе нужно не так много времени.

Ещё одно удачное место съёмок — железные дороги. На фотоработах они уводят героев вдаль, навстречу опасностям и приключениям. Для одной поездки Владимир пишет до десяти сценариев. Это не значит, что в работе фотографа нет места импровизации, в результате которой получаются выразительные и неожиданные кадры.

Как известно, для воплощения любой интересной идеи необходимы единомышленники. В команде у Владимира 10 человек, которые полностью разделяют эстетику фотографа и зачастую сами становятся соавторами: изготавливают костюмы, придумывают сценарии, собирают необходимую для «сталкеров» атрибутику: противогазы, дозиметры, рации. Именно детали делают картинку правдоподобной. Ради хорошего результата молодые люди готовы терпеть и дождь, и снег. «Бывало нам приходилось по несколько часов мёрзнуть для того, чтобы сделать несколько кадров. Но это того стоило!», — рассказал Артём Ковалёв — один из участников съёмок.

На открытии выставки героев фотографий можно было увидеть вживую. Многие из них пришли поддержать Владимира. Интересно было услышать рассказы очевидцев — непосредственных участников съёмок. Например, из общего ряда экспозиции выделяется портрет молодого человека, карабкающегося по лестнице из последних сил. На лице героя отобразились очень сильные эмоции: гнев, боль и отчаяние. Как выяснилось, во время съёмки у него разбился телефон, поэтому и удалось так реалистично вжиться в образ.

Как пояснил Владимир, поймать нужную эмоцию очень сложная, но в тоже время основная задача фотографа. «Для меня не столь важно следовать событиям книги или игры, сколько передать атмосферу мира, в котором человечество лишилось привычного комфорта и вынуждено выживать. Фотография в первую очередь должна цеплять, давать человеку пищу для размышления».

Рассматривая выставку представляешь себя на месте героев фотографий и невольно задаёшься вопросами: «Каково это столкнуться лицом к лицу со опасностью?», «Выжил бы я в таких условиях?». Удивить зрителя автор сумел не только фантастическими сюжетами, но и необычной подачей выставки. Широкоформатные фото, музыкальное сопровождение и инсталляции — экспозиция продумана до мелочей. Многое Владимир сделал своими руками. Например, манекены, на которых была надета настоящая полевая экипировка валдайских «сталкеров», фотограф смастерил сам. Несмотря на то, что похожих снимков в экспозиции нет, выставка смотрится как единое целое. Есть работы, в которых важнейшую роль играет цветовое решение, другие фокусируются на эмоциях и переживаниях персонажей. Также посетители выставки смогут увидеть настоящий эксклюзив — для выставки фотограф подготовил снимки, ещё нигде неопубликованные.

Не осталась в стороне от увлечения Владимира его семья. Жена Ольга взяла на себя многие вопросы, связанные с организацией экспозиции. Близкие Владимира не только поддерживают необычное увлечение, но и активно принимают участие в его проектах. Например, на выставке можно увидеть фотографию супруги. Удивительно, как добрая и улыбчивая женщина на снимке перевоплотилась в настоящего воина с холодным и жёстким взглядом.

Несмотря на то, что Владимиру явно нравится эстетика постапокалиптического мира, он не видит в нём романтики. По его мнению, важнее помнить о возможных последствиях загрязнения планеты и стараться их предотвратить: «Человечеству необходимо избежать катастроф подобных Чернобылю», — считает фотограф. Также стоит отметить, что подобно Андрею Тарковскому, автору фильма «Сталкер», Владимир Зубрилин фокусируется на человеке и его переживаниях в заданных обстоятельствах. Фантастическая окружающая среда в большей степени отражает внутренний мир героев. Как и классик российского кино, он не зацикливается на спецэффектах и не пытается запугать зрителей. Мрачные пейзажи сменяются привалом и тёплым костром, измождение — глотком воды. Владимир изображает мир похожий на Чистилище, после прохождения которого герои перерождаются, становясь сильнее.

«Философия тайных троп» — вторая выставка автора, первая — «Техноген» — прошла в 2012 году. У Владимира ещё много творческих замыслов, так что будем ждать новых проектов и удачных кадров. Даже если вы не ярый поклонник братьев Стругацких и игры S. T. A.L. K. E.R, стоит посетить выставку и посмотреть на мир через объектив Владимира Зубрилина.

Е. Бойцова
Фото автора

Смотрите также большой фоторепортаж открытия выставки на нашем сайте.


Поделиться
Отправить
Класснуть

Культурное пространство: Вышитая красота

  
Осень уже растеряла краски, зима уверенно вступает в свои права, а в визит-центре Национального парка «Валдайский» на открывшей 27 ноября выставке картин Алисы Грязновой «Красота заповедного Валдая» все времена года мирно соседствуют друг с другом. И чтобы поверить, что чудесные пейзажи не написаны маслом, не запечатлены фотоаппаратом, а вышиты нитками, придётся подойти поближе. С расстояния больше двух метров сразу и не отличишь!

Таланты могут проявиться в любом возрасте, уверена мастерица из столицы Алиса Сергеевна Грязнова. Участница многих выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Новгороде и Валдае сама начала заниматься творчеством на пенсии. И за пару десятков лет создала около пятидесяти уникальных работ. Свою технику вышивания она называет «свободная гладь». Стежки кладутся свободно, как мазки на картине художника. Благодаря уникальному чувству цвета у автора, вышитые картины напоминают реалистическую живопись. Каждое полотно — не только гимн терпеливости и усидчивости, но и реальное место на карте, перенесённое на ткань с фотографий сына рукодельницы. Разглядываешь филигранно воссозданные мелкие детали, как передана игра теней, и вот, уже кажется, что облака плывут по небу, а листья деревьев шевелятся на ветру. А. Грязнова рассказала, что сама бы не смогла освоить такое трудоёмкое искусство — небесные силы помогли.

Первой работой стала икона Николая Угодника. Однажды Алиса как настоящая комсомолка сняла эту иконы со стены и позже часто, раскаиваясь, вспоминала об этом поступке. Придя как-то в гости к подруге, и увидев у неё красивые вышивки крестом, сказала ей, что хотела бы попробовать вышить Чудотворца. «А у меня как раз есть абрис», — ответила та. После этого Алиса Сергеевна купила разные иконы, лупу, нитки, положила контур перед собой и стала думать с чего же начать. Ночь не спала, ворочалась. Бросить уже не могла и подступиться боялась. Сказала «Господи, благослови!» и, начав с глаз, закончила всю картину. Получилась с первого раза.

Дальше появилась идея вышить полюбившиеся цветы иван-чая с фотографии сына, которую носила в записной книжке. Повесила работу на стену. А внук приехал проведать и говорит: «Бабуль, ты бы вышила эту картину!». И сегодня многие, разглядывая творчество А. Грязновой, не признают, что это нитками «нарисовано». Секрет в полном погружении в процесс: каша на плите может гореть, дым идти, а Алиса Грязнова склонилось над фотографией, проникла мыслями в мир, который совсем скоро «оживёт» под её пальцами. Так, примерно по три картины год в свободное время бабушка двух внуков и вышивала, успевая и множеством других дел заниматься.

Алиса Сергеевна Грязнова в своё время работала в Москве главным конструктором на Черёмушкинской фабрике женского белья. И, наверное, даже не предполагала тогда, что когда-то переедет с мужем в Валдайский район в деревню Горка, будет писать там стихи, выращивать цветы.

Ах, милая Горка,
Ты наша утеха,
Валдайских красот несравненная веха.
Ах, любим мы, любим тебя и храним,
Как путник, обретший с небес благодать,
Очаг свой нашедший в пути пилигрим.

Всю работу мастерица часто выполняла по наитию, по зову души. Под руководством валдайской рукодельницы Л. В. Агарской она освоила вязание крючком, а у И. В. Гаркавенко переняла умение лоскутного шитья. Сейчас снова хочет вязать салфетки. Признаёт, что хоть и перешла в старческий возраст, но в свои восемьдесят один чувствует себя максимум на пятьдесят, и не готова расставаться с творчеством.

Если вы думаете, что у вас нет способностей к рукоделию, просто попробуйте что-то сделать, например, возьмите в руки иголку и нитку. Для вдохновения можно посетить выставку картин Алисы Грязновой, которая продлится в национальном парке до 15 января.

А. Галактионов
Фото автора и из архива А. Грязновой


Поделиться
Отправить
Класснуть

Национальный парк «Валдайский» приглашает на выставку

  
Национальный парк «Валдайский» приглашает на выставку настоящих произведений искусства, гимна терпеливости и усидчивости, совершенно фантастических полотен, вышитых вручную за долгие годы одним человеком.

Вышивки деревенских видов и уголков природы в различные времена года, с удивительно точной передачей деталей и цвета. От передачи нитками, стежками светотени мы в своё время пришли в совершеннейший восторг! С расстояния пары метров от качественной, со вкусом снятой фотографии не отличить.

Всего полотен около тридцати, в 2007 году они уже выставлялись в Музее уездного города в Валдае.

Автор полотен — москвичка Алиса Сергеевна Грязнова.

Вся её жизнь никак не была связана с художественной вышивкой. Только после выхода на пенсию и переезда на жительство в деревню Горка нашего района она испытала необычный порыв души к творчеству. Взяла в руки пяльцы, нити мулине и начала вышивать. И вот на полотне стали прорисовываться пейзажи нашего валдайского края. Наставников и учителей у Алисы Сергеевны не было. Всю работу она выполняла по наитию, по зову души. Знатоки художественной вышивки определили технику исполнения её вышитых картин как свободную гладь.

Приходите на выставку!


Поделиться
Отправить
Класснуть

«Лови момент»: выставка фотографа Вячеслава Дзюбенко

  
Если вы любите путешествия и новые впечатления, то обязательно загляните в Дом народного творчества, где проходит выставка фотографа В. С. Дзюбенко.

Вячеслав Сергеевич окончил биолого-почвенный факультет МГУ и защитил кандидатскую диссертацию по специальностям «Физиология и биохимия растений» и «Биофизика». Несмотря на то, что на афише мероприятия стоит город Москва, фотографа смело можно отнести к жителям деревни Байнёво Валдайского района. Тем более что уже в 2015 году автор порадовал жителей города доброй и очень уютной выставкой о деревенской жизни в этом живописном уголке России.

Открытие выставки под названием «Лови момент», состоялось 29 октября. О своих фотоработах валдайцам рассказал сам автор. По признанию Вячеслава Сергеевича было очень трудно выбирать работы для экспозиции. За десятки лет увлечения фотоискусством накопился огромный материал.

Наверное, самая колоритная часть выставки, посвящена путешествию по Марокко. Восточные базары, гончарных дел мастера, панорамы залитого солнцем города, как будто взяты из книги «Али-Баба и 40 разбойников». Именно в этой североафриканской стране фотографу пришлось применить всю свою сноровку. По словам Вячеслава Сергеевича, в мусульманских странах не приветствуется фотографирование людей, поэтому делать кадры нужно быстро, не привлекая лишнего внимания. Именно поэтому на снимках нет постановочных кадров — только живые эмоции и непринуждённое поведение героев. О каждой фотографии В. С. Дзюбенко может рассказать небольшую историю. Вот, например, на середине площади двое мужчин затеяли оживлённый спор, или к молодому человеку, сидящему за столиком, подошёл заискивающий мужчина.

Из всей выставки очень выделяются три портрета. Издалека даже кажется, что это постановочная студийная съёмка. Но, как оказалось, это лишь иллюзия. Как рассказал Вячеслав Сергеевич, эти снимки сделаны в Греции на празднике одного из поселений, где побывал фотограф. Там всю ночь в полной темноте под открытым небом шла дискотека, где веселилась местная молодёжь. Свет падал только от одного фонаря, который и помог автору сделать эти снимки. Правда прежде пришлось простоять с камерой, ловя удачные кадры.

По признанию самого фотохудожника, ему очень важно присутствие человека на фотографиях: прохожие, следы от шин, тени на стенах. Именно поэтому работы выглядят очень уютно. Невозможно пройти мимо кадров ночной Праги: мягкий тёплый свет от фонарей, спешащие прохожие, мощёные узкие улочки. Дневные же снимки совсем другие — при свете дня город преображается, демонстрируя всю красоту европейской столицы.

Много у автора очень остроумных снимков. Вот, например, у набережной застыли перед камерой молодожёны, а вокруг них установлены всевозможные осветительные приборы. Или на одной из фотографий запечатлены молодой человек в деловом костюме, явно спешащий на работу в офис, и бедняк, гордо идущий босиком по центральной улице.

Красивое дополнение многочисленным фотографиям европейских городов — снимки Норвежских гор. На одном кадре туристы сидят на самом краю обрыва. По словам фотографа, он сделал этот снимок в нескольких метрах от них, но от страха у него дрожали руки. Реки талой воды, ледники, головокружительная высота — всё это вдохновило Вячеслава Сергеевича на удивительные фотоработы.

На снимках можно встретить не только незнакомцев, но и близких и дорогих для фотографа людей. Его внучка — девочка лет пяти — героиня нескольких очаровательных кадров.

Автор скромно не относит себя к профессиональным фотографам, называясь любителем. Он редко делает постановочные кадры, коллекционируя настоящие человеческие эмоции: смех, радость, печаль, смущение, досаду. Вячеслав Сергеевич экспериментирует с кадрированием, используя графические редакторы. Название выставки «Лови момент» — творческий девиз Вячеслава Сергеевича, который считает это лучшим советом для любого фотографа.

Фоторепортаж с открытия выставки можно посмотреть по этой ссылке — http://valday.com/forum/album_cat.php?cat_id=237.

Е. Бойцова
Фото Т. Шутова


Поделиться
Отправить
Класснуть

Событие недели: Сталинграда бессмертная слава

  
На прошлой неделе, 17 октября, знаменитому защитнику Сталинграда — Якову Федотовичу Павлову исполнилось бы 100 лет. В честь этого события в Музее уездного города открылась выставка «Сталинграда бессмертная слава», рассказывающая о его военных подвигах и восстановлению мирной жизни.

Открытие выставки началось с просмотра небольшого видео с документальными кадрами о Сталинградском сражении. С первых минут школьники, которые были в большинстве, настроились на серьёзный лад. Неудивительно, что на открытие экспозиции пришло много детей. Именно для них, в первую очередь, и переназначена выставка. На примере таких людей, как Яков Федотович, можно воспитать достойных граждан своей страны. А старший научный сотрудник Н. П. Яковлева приложила все свои умения для того, чтобы заинтересовать ребят. Мальчики и девочки с большим интересом рассматривали пулемёты, остатки разорвавшихся мин и ржавые пистолеты — подлинное оружие времён Второй мировой войны. На стендах можно было увидеть и вещи, отражающие бытовую сторону жизни солдата: фляги, кружки, записные книжки и многое другое.

Свой рассказ Надежда Петровна начала с архивных фотографий: «Вот здесь Яков Федотович в военной форме со своей супругой, а это он со своим сыном». Могло показаться, что со старинных фото на ребят смотрит обычный человек: симпатичный, с серьёзным вдумчивым взглядом, добрым и располагающим выражением лица. На первом стенде висит солдатская гимнастёрка, в которой наш прославленный земляк вернулся домой. Уже после войны простая солдатская рубашка была его любимой одеждой.

Трудно себе представить, что дом на площади 9-го января, занятый небольшим гарнизоном во главе с сержантом Павловым, был особо отмечен на картах Гитлера. Когда-то жилое здание, а во время битвы — настоящая крепость, не давала немцам прорваться к Волге. Именно здесь, в Сталинграде, решался итог войны. Прорвись немцы к главной артерии центральной России, Третий Рейх получил бы доступ к нефтяным запасам и пахотным, ещё не тронутым войной, землям. Но история не терпит сослагательного наклонения. Мужество и стойкость советских солдат смогли переломить ход войны. И одним из самых известных её символов стала героическая оборона дома Павлова. Знаменательно, что под руководством Якова Федотовича служили солдаты разных национальностей, каждый из которых понимал, что воюет за свою Родину. Этот яркий пример сплочённости.

Так совпало, что в этом году исполняется 75 лет Сталинградской битве, в ходе которой советские войска не только дали достойный отпор врагу, но и взяли в окружение 6-ю немецкую армию, вынудив сдаться генерала Фридриха Паулюса. На выставке можно увидеть фотографии разрушенного города, огнестрельных орудий, портреты участников той великой битвы. Отдельно Надежда Петровна рассказала о грандиозном памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане, поведав много интересных фактов о знаменитых сооружениях. Например, ребята узнали, что пятидесятидвухметровая скульптура «Родина-мать зовёт!» внутри полая и требует особого обслуживания.

Вместе со школьниками выставку посетил Глава Валдайского муниципального района Ю. В. Стадэ, который поблагодарил Надежду Петровну Яковлеву за интересную и познавательную экскурсию.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

«Души и рук творенье»

  
Валдайский дом народного творчества не устаёт удивлять жителей и гостей города художественными выставками. Плохое настроение или тяжело на душе — зайдите на Луначарского, 12. Там всегда найдёте отдушину — пейзажи, портреты, натюрморты, на которых обыденность сквозь призму таланта и внутреннего света художников, превращаются в искусство.

Так и в сегодняшний осенний, промозглый, пасмурный денёк загляните в выставочный зал Дома народного творчества посмотреть на экспозицию художника М. Ф. Герасимова. Это вторая выставка живописца в Валдае, которую автор назвал очень поэтично — «Души и рук творенье».

Несмотря на то что Михаилу Филипповичу в июне этого года исполнилось 80 лет, на выставке представлено много полотен, написанных совсем недавно. На одной из них нарисован Валдайский музей колоколов — Екатерининская церковь в окружении густых крон деревьев. Смотришь на эту картину и сначала захватывает дух, а потом становится печально — парк после августовского урагана очень пострадал. Но на картине в окошке в другую реальность до сих пор шумят зелёные вековые деревья.

Эта выставка очень многое говорит о биографии автора. Осмотрев беглым взглядом экспозицию, в первую очередь замечаешь северные пейзажи: суровое море, ледоколы, льды, олени. И действительно Михаил Филиппович жил и работал художником-оформителем в Мурманске. Попадая во второй зал понимаешь, с какой любовью художник относится к русской деревне: зимние уютные пейзажи с покрытыми пышным снегом домами, картины с зелёными лугами, смотришь на них и начинаешь чувствовать запах свежескошенной травы, и тут же весёлая зарисовка выпаса коров. Это не внешний взгляд горожанина. Автор родился в небольшой деревне Панкратово Вологодской области. И, конечно, на выставке можно увидеть дорогие для валдайцев виды: храм во имя Петра и Павла, летний сад, озёра. В Валдае художник живёт и творит с 2002 года.

Если проследить творческий путь Михаила Филипповича, то понимаешь насколько это плодовитый живописец. Образование художник получил в Москве в Народном университете искусств имени Н. К. Крупской. Свою выставочную деятельность М. Ф. Герасимов начал в 1967 году. Участвовал во всесоюзных, региональных и городских выставках. Первая персональная выставка прошла в 1980 году в Мурманске.

Разнообразие жанров и техник, представленных на выставке «Души и рук творенье» по-настоящему удивляет: портреты, пейзажи, натюрморты, гуашь, акварель, графика, масло, линогравюра, монотипия. Михаил Филиппович всю свою творческую жизнь не останавливался на достигнутом — осваивал новые материалы, экспериментировал и развивался.

«Когда я смотрю на работы Михаила Филипповича мне становится светло и спокойно на душе. От них исходит такая гармония, такое тепло. В наше время — это очень ценно. Всё вокруг так подталкивает нас к агрессии, к негативным эмоциям. А посмотришь на работу этого художника и сам становишься лучше», — так описала свои впечатления методист Валдайского дома народного творчества Галина Кирилловна Москотова. Выставка М. Ф. Герасимова будет работать до 1 октября, так что ещё есть время для того, чтобы посетить экспозицию.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

История семьи — история страны

  
На прошлой неделе в Музее уездного города открылась выставка «Из семейного собрания Мальцевых». Она приурочена к 100-летию со дня рождения регента церкви Петра и Павла в городе Валдай Лидии Павловны Мальцевой (1917 — 2003). На открытие пришли не только жители города, но и те, кто имеет прямое отношение к роду Мальцевых.

Из подробного рассказа старшего научного сотрудника музея Н. П. Яковлевой присутствующие узнали историю жизни этой валдайской семьи, а самое главное — смогли воочию увидеть уникальную коллекцию, собиравшуюся не одним поколением и сохранившуюся до наших дней.

Хранительницей семейного архива стала старшая из троих детей Мальцевых — Лидия. Постепенно она передавала в музей письма, фотографии, открытки, записи воспоминаний, раритетные материалы о П. Ф. Вахрушеве, редкие портретные снимки, документы военного и послевоенного времени, а также мебель и посуду, скатерти и салфетки, вышитые и писаные красками картины и многое другое. Благодаря Л. П. Мальцевой таких предметов собралось в музейных фондах более пятисот.

Старожилы Валдая, конечно, помнят Лидию Павловну Мальцеву и как регента церковного хора Петропавловского храма, в котором она работала с 1954 по 2002 год, и как аккомпаниатора хора ветеранов, постоянного участника городских концертов с неизменным аккордеоном, не только играющую, но и поющую.

А вот историю её семьи знают далеко не все. Из публикации Н. П. Яковлевой в Ежегоднике Новгородского государственного объединённого музея-заповедника за 2016 год (приводится в сокращении): «Л. П. Мальцева родилась в семье псаломщика Введенской церкви г. Валдай Павла Васильевича Мальцева (1881 — 1943). В 1915 году П. В. Мальцев женился на Татьяне Георгиевне Голубевой (1889 —1968), воспитаннице Павла Филадельфовича Вахрушева (1856 —1931), и после свадьбы молодые поселились в его доме на Образцовой горе рядом с домом М. О. Меньшикова. Когда вахрушевскую усадьбу национализировали, они купили свой дом, через дорогу, по адресу: ул. Победы, д. 20. Туда же перевезли многие документы и вещи из дома П. Ф. Вахрушева, которые не успела забрать новая власть. Впоследствии они были переданы в музей.

В состав семейного собрания Мальцевых входит и значительный блок материалов, связанных с младшей сестрой Л. П. Мальцевой — Ниной Павловной Кузнецовой (1920 — 2003). По окончании восьмилетней школы она стала работать на только что созданном Государственным гидрологическим институтом опытном гидрологическом полигоне, впоследствии названном ВНИГЛ.

В годы Великой Отечественной войны, когда семья была эвакуирована, Нина осталась в прифронтовом Валдае, работала по специальности в метеобюро Северо-Западного фронта. Линия фронта отодвигалась на запад, и она в качестве авиадиспетчера в составе 141-й истребительной авиадивизии дошла до Венгрии. Из армии Нина Мальцева демобилизовалась в 1945 году. Домой привезла немецкие открытки и тот самый трофейный аккордеон, на котором играла и она, и её сестра Лида. В 1947 году Нина Павловна продолжила работу во ВНИГЛ. Её муж Василий Иванович Кузнецов (1921 — 1974) был одним из директоров валдайской лаборатории».

На выставке нашли своё место материалы, рассказывающие об истории ВНИГЛ, гидрологическое оборудование и портрет В. А. Урываева — известного советского учёного-гидролога, возглавлявшего гидрологический институт и начинавшего экспериментальные исследования на ВНИГЛ.

Побывав в музее в гостях у Мальцевых, вы убедитесь сами, как на примере одной семьи и её окружения, перед глазами проходит целая эпоха в жизни не только нашего небольшого провинциального городка, но и всей страны.

В. Юн
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

Закрытие выставки Тимофея Шутова

  
В выставочном зале Музея уездного города с 20 мая работала выставка фоторабот Т. Шутова «Живая вода». Она имела удивительный успех! Но пришло время её закрывать. Кто из вас еще не посмотрел работы валдайского фотографа, имеет возможность сделать это в последние дни их экспонирования.

22 августа в 12 часов выставка закрывается. Все, кто хотел приобрести выставочные работы Тимофея Шутова с автографом автора, смогут это сделать на закрытии. Ждем вас в музее в указанное время.

Н. Яковлева


Поделиться
Отправить
Класснуть

комментировать

Новости в рубрике: выставки


Записи 1-10, всего найдено 108 | раньше →


    



Последние новости

24.02.2018   Рыболовно-спортивный праздник «Зимняя рыбалка на Валдае»

24.02.2018   Лишен прав виновник ДТП, произошедшего на перекрестке улиц Труда и Октябрьская

23.02.2018   Нераскрытые тайны: Выставка работ валдайского художника Вячеслава Харака

23.02.2018   Широка река Маслена

23.02.2018   Начальник артиллерии: Очерк из документальной книги «Подвиг во имя Валдая — в воздухе и на земле»

23.02.2018   К Дню защитника Отечества: Семейная традиция

23.02.2018   Осознанный выбор служить

23.02.2018   Путь памяти к павшим

23.02.2018   Чтобы помнили: «Никогда не стану прежней»

23.02.2018   Тревожит юные сердца

23.02.2018   Успеем ли дождаться? «Детям войны» обидно, что до сих пор они не имеют ни статуса, ни финансовой поддержки от государства

23.02.2018   На страже природы: Региональная конференция «Полевой сезон»

23.02.2018   По заветам певца природы: Зимние Бианковские чтения в Национальном парке «Валдайский»

23.02.2018   За чистоту языка! Лекция «Революция в языке и язык в революции»

23.02.2018   Грустная статистика

23.02.2018   Наши юбиляры: Есть у нас ещё дома дела

23.02.2018   Уважаемые жители Валдайского района! Дорогие земляки! От всей души поздравляю вас с Днём защитника Отечества!

22.02.2018   Мир увлечений: «Пластилиновые» цветы, или чем порадовать дочек

22.02.2018   Избрана мера пресечения обвиняемому в убийстве валдайского риелтора

22.02.2018   Межрегиональный творческий конкурс «Леди в погонах 2018»


Последние публичные фотографии






Последние комментарии к фотографиям


Условия размещения рекламы

   




  Рейтинг@Mail.ru

Соцсети:
Валдай Вконтакте Валдай в Фейсбуке Валдай в Инстаграме

Информация о сайте | Карта сайта | Архивы | Гостевая книга
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
Письма писать сюда: valday.com@gmail.com