Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области

 Мобильная версия


Туристу:


Подписка на газету 

Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      


 

Новости в рубрике: новости музея


Записи 1-10, всего найдено 123 | раньше →

Вечные письма к ближним: В Валдае 20 и 21 сентября прошли памятные мероприятия, посвящённые 100-летию со дня расстрела М. О. Меньшикова

  
На сломе эпох появляются люди, предостерегающие о приближающихся катастрофах и потрясениях. В древнем мире их называли пророками, в начале двадцатого века — мыслителями и публицистами. Одним из таких людей как раз и был М. О. Меньшиков. Предсказавший начало Первой мировой войны и гибель Российской империи, он остаётся малоизвестным и недооценённым писателем ХХ века. Сто лет назад его жизнь трагично оборвалась в Валдае, куда он уехал в добровольную ссылку. Здесь, в провинции, на берегу озера, он вместе с семьёй прошёл серьёзные испытания…

Жизнь в деталях

Памятные мероприятия, приуроченные к 100-летию расстрела Михаила Осиповича Меньшикова, начались 20 сентября у стен старинной Петропавловской церкви на месте захоронения выдающегося публициста начала прошлого века. Далее в Музее уездного города открылась выставка «Жизнь за Россию», где публике были представлены редкие экспонаты, свидетельствующие о жизни писателя, его семьи и близких друзей. Чёрно-белые фотографии, пожелтевшие от времени документы, профессорская шапочка, в которой был расстрелян М. О. Меньшиков — все эти вещи бережно хранятся в фондах музея. Но уникальная коллекция постоянно пополняется. Так, и в этом году правнучка Михаила Осиповича Ольга передала в экспозицию музея уникальные вещи, бережно сохранённые в её семье. Серебряный складень, подаренный только что родившемуся сыну М. О. Меньшикова Грише его крёстным отцом С. И. Назимовым, полковником лейб-гвардии Семёновского полка, и печать падчерицы публициста Ольги Афанасьевой. В век массового серийного производства эти вещи кажутся удивительными и душевными, говорящими много и о своих хозяевах, и о давно ушедшей эпохе.

Расписка о сдаче оружия, запятнанная кровью писателя — наверное, самый страшный предмет выставки. Со временем красные пятна стали коричневыми, но до сих пор хорошо видны. Когда большевистская власть потребовала во избежание бунта сдать всё оружие, Михаил Осипович подчинился. Поэтому во время ареста он взял этот документ с собой. Но это, как и многочисленные старания жены писателя, не смогло спасти его от страшной расправы.

Здесь же в экспозиции можно увидеть последние письма М. О. Меньшикова, адресованные его семье. Будучи под стражей и не надеясь на справедливый суд, Михаил Осипович прощается в них с родными, просит лишь детей прийти в Летний сад, для того чтобы из окна места заключения в последний раз увидеть, как они играют.

У центральной стены выставочного зала Музея уездного города стоит стеллаж с настоящим сокровищем — пятнадцатью томами «Писем к ближним», изданными в 1916 году. Здесь собраны статьи М. О. Меньшикова, опубликованные в журнале «Новое время». Также в экспозиции представлены современные публикации, посвящённые Михаилу Осиповичу, и сборники избранных статей писателя.

Как известно, за неделю до расстрела Михаила Осиповича в поместье «Погостиха» был убит генерал В. А. Косаговский. Так что на выставке представлены и экспонаты, относящиеся к жизни этого выдающегося офицера и востоковеда. Любопытно посмотреть на мощный генеральский стол, который долгое время использовался как верстак, но, несмотря на это, хорошо сохранился и теперь находится в фондах валдайского музея.

Экспозиция «Жизнь за Россию» — уникальная возможность соприкоснуться с живой историей. Так что у всех жителей Валдая и гостей города есть уникальная возможность прийти на выставку и внимательно рассмотреть все уникальные экспонаты.

Последний день жизни

Памятные мероприятия продолжились в ККЗ «Мечта», где прошёл спектакль-реквием, посвящённый М. О. Меньшикову. По словам автора сценария Г. А. Жаровниной, постановка рассчитана в первую очередь на школьников. «Нам было важно доступным языком рассказать подросткам о трагичной судьбе публициста, чья жизнь тесно переплелась с Валдаем», — рассказывает Галина Алексеевна. На сцене звучали стихи, романсы и строки из последних писем Михаила Осиповича.

Зрители смогли увидеть самого писателя — его роль исполнял В. Журавлёв. В образе жены М. О. Меньшикова на сцене появилась Н. Цветкова. Наверное, самая драматичная роль досталась Н. Фединой, которая сыграла старшую дочь публициста. Профессиональная работа звукооператора Юрия Кирьянова помогла создать неповторимую драматичную и в то же время лирическую атмосферу спектакля. Украсило постановку и выступление образцового хореографического коллектива «Завтрашний день».

По словам зрителей, во время спектакля трудно было сдержать слёзы. Ведь Михаила Осиповича расстреляли на глазах его детей. Поэтому, когда на сцене прозвучали роковые выстрелы, мало кто смог остаться равнодушным. Как отметила классная руководительница 7«А» класса школы №1 Мария Галахова, детям очень важно узнавать о судьбах выдающихся людей. «Вместе с моими ребятами мы, потрясённые и заплаканные, смотрели на живое воплощение публициста, его жены, дочки… мы как будто оказались в том роковом сентябре. Очень жаль, что жизнь Михаила Осиповича была так жестоко прервана, но это нисколько не умаляет его значение в нашей культуре и истории. Его высказывания о судьбах России давно стали крылатыми. Благодаря этому он до сих пор живёт в нашей памяти», — поделилась своими впечатлениями учительница.

Пути славянизма

Позже в Музейном колокольном центре открылись XV Меньшиковские чтения. Первой с докладом выступила старший научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского музея-заповедника Н. П. Яковлева. Она рассказала об истории проведения в Валдае конференций, посвящённых М. О. Меньшикову. За 23 года, в течение которых проходят чтения, в них приняли участие выдающиеся исследователи, историки, философы, филологи и общественные деятели.

Далее выступила правнучка публициста Ольга Меньшикова, которая приехала на родину своего известного предка вместе с детьми. Женщина поблагодарила организаторов и жителей города за то, с каким глубоким уважением они хранят память о её прадеде. «Огромное спасибо за замечательный спектакль, который я посмотрела на одном дыхании», — отметила О. Меньшикова.

С научным докладом, посвящённым взглядам Меньшикова на судьбы «славянского мира», выступила Е. Г. Кострикова, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Вначале она вкратце описала международную ситуацию начала ХХ века, свидетелем которой был Михаил Осипович. На Балканском полуострове продолжались освободительные движения славянских народов и создание суверенных государств. Именно здесь столкнулись интересы Российской империи, которая на протяжении всего XIX века помогала «братским народам» отстаивать свою независимость, и Австро-Венгрии, распространявшей свою экспансию на территорию Балкан. В русском обществе существовало две позиции о роли России в судьбах славянского мира. Одни считали, что Российская империя должна встать во главе, другие — что у всех наций должны быть равные права и не может идти речи о русском доминировании. Михаил Осипович занимал среднюю позицию, прекрасно понимая реальную ситуацию. Он предупреждал, что России нужно готовиться к большому вооружённому конфликту, и даже предсказал его начало. Кстати, именно на Балканском полуострове в 1914 году вспыхнет пламя, которое превратится в Первую мировую войну.

О Михаиле Осиповиче как литературном критике рассказала В. Б. Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент Института художественного образования Российской академии образования. В своём докладе Валерия Борисовна коснулась отношения публициста к героям художественных произведений. От них он ждал высоких моральных и нравственных характеров, духовного развития — именно эти качества, по мнению публициста, и должны были транслироваться со страниц литературных произведений. Поэтому Меньшикову были очень близки персонажи Н. С. Лескова. Валерия Борисовна отметила, что публицисту чужды нигилистические взгляды и он считал, что настоящим героем произведения может быть выходец либо из простого народа, либо из дворянства, но никак не из интеллигенции, представителей которой тогда называли разночинцами.

На XV Меньшиковских чтениях прозвучало много интересных и содержательных докладов. Многогранное творчество Михаила Осиповича говорит о нём как о самобытном философе, глубоком мыслителе и выдающемся публицисте. Но, несмотря на то, что в своих статьях Михаил Меньшиков обращался к своим современникам, многое из того, о чём он писал, актуально и по сей день. В одном единодушны все докладчики — М. О. Меньшиков остаётся недооценённой и малоизвестной личностью в истории двадцатого века.

По меньшиковским местам

Ещё ближе соприкоснуться с последними годами жизни писателя участники чтений и все желающие, кому интересна история жизни Михаила Осиповича, смогли 21 сентября, пройдясь по меньшиковским местам. Экскурсия, которую провела Н. П. Яковлева, началась на Образцовой горе, где и находился дом публициста. К сожалению, усадебный комплекс не удалось сохранить, и на этом месте сейчас лишь руины. Надежда Петровна рассказала много интересных деталей из жизни семьи Меньшикова. Далее путь лежал к озеру, потом в Летний Сад и наконец к месту расстрела публициста.

Также гости и докладчики чтений посетили Иверский монастырь, где познакомились с древней обителью. Это святое место имело очень важное значение для М. О. Меньшикова в последние годы его жизни. Кроме того, постоянная участница чтений Е. В. Алехина передала в дар монастырской библиотеке дореволюционные синодальные издания.

Елена Бойцова
Фото автора

Слово публициста

Главная беда России не в засилье богатства, а в вырождении труда народного, в потере веры в труд, в фантастических химерах, объясняемых одичанием, упадком народа. Не в грабеже столь слабого у нас богатства, а в восстановлении труда — единственный возможный выход.

Для жизни необходим ежедневный добросовестный труд. Необходима трезвость. Необходима честность. Необходима скромность, сознание долга подчиняться той власти, которая вышла из тебя же и составляет лучшую твою силу.

Единственный способ борьбы света с тьмою — это быть светом, гореть, разгораться и сверкать — до той степени, когда становится наконец действительно светло и всем всё видно. Победоносный свет возвращает человеку зрение: только с этого момента начинается сознательная и ответственная для человека жизнь.


Поделиться
Отправить
Класснуть

Необычное послание: В музеях Валдая появилась своя почта

  
В минувший День города в Музейном колокольном центре состоялось торжественное открытие почтового ящика. В рамках совместного проекта Новгородского музея-заповедника и Новгородского филиала «Почта России» в музеях нашего города начинают работать свои почтовые отделения. Ранее этот необычный проект запустили в Боровичах и Старой Руссе.

Отныне любой посетитель может написать письмо, вложив его в специально изданный фирменный музейный конверт. Также здесь, в специальной почтовой конторке, можно подписать открытку «Привет из Валдая», наклеить почтовые марки, а потом опустить в музейный почтовый ящик. Почтальоны обещают, что письмо обязательно будет доставлено до адресата! Для этого представители Почты России специально утвердили специальный музейный штемпель с изображением колокольчика, конверты, открытки, марки, почтовую бумагу.

«Порадуйте друзей и близких своим вниманием, — призывают сотрудники музея. — А они, как и встарь, будут бережно хранить вашу весточку, с любовью вспоминая дорогих людей». Проект призван возродить и сохранить традицию живой, а не электронной переписки. Думаем, что первые послания уже дошли до своих адресатов.

В. Лукина
Фото предоставлено Музеем уездного города


Поделиться
Отправить
Класснуть

Откуда дует ветер?

  
Ветер в древней мифологии ассоциировался с живым дыханием вселенной, которая поддерживает жизнь и объединяет всё живое. Он может быть грозной силой, сносящей всё со своего пути, а может созидать и приносить облегчение. Несмотря на то, что человечеству пока не удалось обуздать эту стихию, люди с давних времён пытаются понять природу этого явления. Художники, поэты и философы восхищаются этой безудержной силой, черпая из неё вдохновение. Так и участники, и организаторы акции «Ночь музеев» задумались, а откуда дует ветер?

Ветер с Севера, из Вологды

В прошедшую субботу двери музея уездного города были открыты до позднего вечера. Здесь посетителей ждала насыщенная и интересная программа. Центральным событием мероприятия стали презентация коллекции одежды «Fleur» и открытие выставки «Шёлковый ветер» вологодского художника Романа Захарова.

Творческий путь этого неординарного молодого художника начался в детской художественной школе. По окончании 9 класса Роман принял решение связать свою судьбу с изобразительным искусством, поступив в Губернаторский колледж народных промыслов. Именно во время обучения по специальности «Художник росписи по дереву, художник росписи по ткани» батик стал его страстью и основным направлением в творчестве. Сейчас Роман преподаёт в том самом колледже, где сам когда-то учился.

Роману совсем недавно исполнилось 30 лет, но он уже добился признания как художник и дизайнер. Персональные выставки в разных уголках России, победы в межрегиональных и международных конкурсах, участие в творческих союзах художников и дизайнеров — не полный перечень достижений Романа Захарова. С работами художника познакомились жители таких крупных городов как Магнитогорск, Владимир, Череповец и многие другие. Его картины можно было увидеть на международных конкурсах-выставках в Италии, Люксембурге и Словении.

На вопрос в чём же секрет такой плодотворной работы, Роман отвечает: «Днём я преподаю, а ночью рисую. Мне очень помогают родные и близкие друзья, которые не только морально поддерживают, но и активно участвуют во всех моих проектах».

Кружево сорной травы

Знакомиться с творчеством Романа Захарова жители и гости Валдая начали с просмотра презентации коллекции с романтическим названием «Fleur», что в переводе с французского означает цветы. Каково же было удивление зрителей, которые увидели на импровизированном подиуме валдайских девушек в элегантных платьях, декорированных кружевом, выполненным вологодскими студентами Губернаторского колледжа. Зонтики, воротники, накидки, созданные в традиционной технике, придавали образам воздушность и очаровательность.

Во втором выходе на моделях были платья, украшенные или полностью выполненные из шёлка, расписанного в технике «батик». Автор этих работ — сам Роман Захаров. Несмотря на то, что роспись по ткани — южная традиция, художник наполнил свою коллекцию очарованием северных широт, красотой простых, на первый взгляд невзрачных полевых цветов.

Далее участники «Ночи музеев» прошли в выставочный зал, где смогли рассмотреть работы Романа Захарова уже не на платьях, а на стенах. Презентацию выставки художник начал с центральной работы «Дуновение», на которой удивительно поэтично изображена обыкновенная сорная трава — одуванчики. На работе запечатлён тот миг, когда под дуновением ветра пушистые шарики разлетаются на тысячи семян. Как признался сам художник, изначально он планировал изобразить одуванчики в технике «холодный батик», когда границы рисунка чётко очерчены. Он пытался много раз, пока не нашёл ту самую форму, которая теперь радует валдайских зрителей. Одуванчики, вошедшие в экспозицию — 30 авторская копия этой работы. «Дуновение» пользуется большой популярностью и стала настоящим брэндом вологодского художника.

Продолжая небольшую экскурсию по своей выставке, Роман Захаров рассказал ещё об одной работе. «Вологодские перезвоны» очень дорогая для сердца художника картина. В ней он постарался передать всю суть родного города. Знаменитый Софийский собор, колокола, кружево — в эту работу Роман вложил всю свою душу. Одну из копий в 2007 году преподнесли в подарок патриарху Алексию II.

На работах вологодского художника нельзя найти розы, лилии и другие садовые растения. Его вдохновляет незатейливая красота простых полевых цветов. Одуванчики, васильки, чертополох на его картинах по-настоящему прекрасны. Сюжеты его работ очень разнообразны — архитектура, природа, виды родного города. Также Романа вдохновляет северная столица Санкт-Петербург, где художник проучился несколько лет.

Вологодский художник очень уважительно относится к традициям, он постоянно экспериментирует с сюжетами, жанрами и техниками. Например, соединяет такие казалось несовместимые вещи как батик и кружево. Но, наверное, самый интересный результат его творчества — техника «кофе по шёлку». В результате работы, выполненные с помощью этого бодрящего напитка, получаются удивительного, неповторимого оттенка «сепии» и похожи на старинные фотографии. За уникальность и оригинальность техники «кофе по шёлку» Романа приглашают участвовать в выставках современного искусства. Соединение красок и кофе, сочетание различных его сортов, использование кружевных аппликаций — вологодский художник не собирается останавливаться на достигнутом.

Главная связующая нить всех его работ — любовь к Родине. Благодаря своему неповторимому художественному взгляду и безупречному вкусу, он создаёт удивительный мир, где каждый человек может найти что-то прекрасное. Работы вологодского художника в Музее уездного города можно увидеть до июля текущего года.

Дуновение прошлого

Участников акции «Ночь музеев» ждало ещё много сюрпризов. В этот вечер сотрудники музея достали из запасников по-настоящему уникальные экспонаты, относящиеся к жизни выдающегося хирурга С. Г. Епифанова. Архивные фото, дипломы и грамоты, рукописные выписки и инструменты выдающегося врача — всё это смогли увидеть посетители музея. Также из запасников был выставлен бюст Степана Григорьевича, отлитый по эскизу его дочери.

Далее старший научный сотрудник Евгений Яковлев провёл интересную экскурсию вдоль берега по направлению к зданию Валдайского национального парка. Раньше эту часть города называли «панской стороной», так как именно там поселились беженцы из Речи Посполитой в XVII веке. С юга они привезли яблоки различных сортов, традицию печь баранки и многое другое.

Вечер в музее прошёл насыщенно и интересно. В тёплой и дружеской атмосфере время пробежало незаметно. Расходясь по домам, участники акции ещё долго обсуждали свои впечатления об увиденном.

Фоторепортаж из музея.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

Ночь музеев – 2018: Открытие выставки «Шелковый ветер»

  
Фоторепортаж из музея.


Поделиться
Отправить
Класснуть

Пестрота и яркость русской провинции

  
Музей уездного города не перестаёт удивлять жителей и гостей Валдая интересными событиями и необычными мероприятиями. Так в преддверии открытия выставки «Моя русская провинция», посвящённой 140-летию со дня рождения Б. М. Кустодиева, все желающие смогли сфотографироваться на фоне репродукции одной из самых выдающихся картин живописца «Купчиха за чаем».

Для фотосессии, приуроченной к Международному женскому дню, работники музея подготовили настоящий купеческий стол. Большой самовар, тканая скатерть, щипцы для колки сахара, блюдце и угощения — все детали были продуманы до мелочей.

Посетительницам оставалось только примерить на себя образ московской купчихи: спокойной и степенной женщины с гордой осанкой и миловидным лицом. Но, как оказалось, для того чтобы сойти за представительницу купеческого сословия конца XIX начала XX века, нужно знать много деталей.

Например, современным девушкам понадобилось время, чтобы научиться правильно держать блюдце тремя пальцами, так, как это было принято сто лет назад. В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы, выпивая по 20 чашек. Самовар являлся главным достоянием и гордостью в семье. Например, знаменитые Тульские самовары удостоились права носить государственный герб. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии — это общение. Пришёл гость — ставь самовар, вернулся с дороги — ставь самовар, нет повода — всё равно ставь самовар.

Б. М. Кустодиев, трепетно относившийся ко всему русскому, не раз обращался к традиции чаепития. В своих картинах Борис Михайлович стремился выразить не только атмосферу, но и глубинную сущность России. Попав однажды в Костромскую губернию, он раз и навсегда влюбился в русскую провинцию. Большинство его полотен отражают жизнь небольших городов, непосредственно связаны с исконно русскими традициями. Именно поэтому действующими лицами на них часто становились купцы и купчихи, крестьяне и извозчики, простые обыватели, живущие в маленьких уютных городках. Широкие ярмарки, хлебосольные застолья, масленичные гулянья — любимые сюжеты живописца. Даже в портретах он старался передать внутренний мир человека через окружающий пейзаж. Например, на портрете знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина, изобразив на заднем плане городские посады, народные гуляния и пёстрые краски торговых рядов, художник раскрыл уникальность и неповторимость артиста, его поистине русский характер. Слияние традиционных мотивов русской жизни и модерна, набирающего тогда всё большую популярность, сделали Б. М. Кустодиева по-настоящему уникальным художником.

Глядя на жизнеутверждающие работы Бориса Михайловича, трудно себе представить, что этот человек испытывал тяжелейшие физические страдания. В 1915 году у него была обнаружена опухоль в позвоночнике, и после двух операций он остался прикованным к инвалидному креслу до самой смерти.

Но эта трагедия не сломила художника. Всё то, чего его лишила судьба, он выразил в творчестве с ещё большей силой. Именно в это время Б. М. Кустодиев создал наиболее темпераментные, яркие и жизнерадостные работы.

Выставку «Б. М. Кустодиев. Моя русская провинция», которая открывается сегодня, 16 марта, в Музее уездного города, подготовил коллекционер, любитель древностей и исследователь А. Н. Одиноков. Работая в архиве, Александр Николаевич обнаружил письма, написанные Б. М. Кустодиевым в Старой Руссе, где в 1921 году он проходил лечение, не переставая заниматься любимым делом — живописью. Тогда и появилась идея проведения экспозиции, посвящённой знаменитому художнику. Как известно подлинники работ хранятся в крупнейших музеях страны. Но, решив оставить память о Борисе Михайловиче на Новгородской земле, Александр Николаевич заказал художнику по фарфору М. В. Андреевой коллекцию посуды, выполненную по мотивам работ знаменитого живописца, которую впоследствии передал в дар Старорусскому музею-заповеднику.

К юбилею художника экспозицию привезли в Валдай. На выставке можно увидеть замечательные кустодиевские сюжеты, воплощённые на тарелках, чайниках, чашках и блюдцах. Также будет представлена редкая монография Всеволода Воинова, посвящённая картинам живописца. На открытии экспозиции о создании уникальной коллекции посуды расскажут непосредственно главный вдохновитель А. Н. Одиноков и автор М. В. Андреева. Все желающие смогут сделать незабываемые фотографии в образе кустодиевской купчихи.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

Кустодиевская купчиха ждёт милых дам

  
Специально к Международному женскому дню в Музее уездного города состоится предпоказ выставки, посвящённой 140-летию со дня рождения певца русской женской красоты и очарования провинциальной жизни Б. М. Кустодиева (1878–1927).

Он родился в канун того дня, который станет для нас женским — 7 марта (по новому стилю) 1878 г. К юбилею знаменитого художника в музее начнёт свою работу выставка «Б. М. Кустодиев. Моя русская провинция». Её торжественное открытие с участием лиц, без которых она не могла бы состояться, намечено на 16 марта.

Но специально для женщин Валдая, а главное ради того, чтобы в юбилейные для Бориса Кустодиева дни вспомнить его ещё до официального открытия выставки, мы приглашаем милых дам на фотосессию с кустодиевской купчихой. У каждого, кто придёт в гости, появится возможность посидеть за старым самоваром в купеческом наряде и насладиться красотой русских женщин.

Кустодиевская купчиха ждёт всех желающих в Музее уездного города с 7 по 11 марта.


Поделиться
Отправить
Класснуть

Мировоззрение в красках: лекция искусствоведа Новгородского духовного училища

  
«Вопросы иконопочитания и иконоборчества, остро стоявшие в Византии более тысячи лет назад, также актуальны и для современных христиан», — с этих слов начала свою лекцию искусствовед, преподаватель Новгородского духовного училища Галина Романовна Столова.

Действительно, возникшая ещё у первых христиан традиция изображения Иисуса Христа, святых, важнейших событий Священного писания дошла до нашего времени. Тогда, находясь под гнётом гонений Римских императоров, тайные собрания проходили в катакомбах — искусственных пещерах, где можно встретить первые символические изображения Спасителя в виде рыбы.

Самая древняя икона, дошедшая до наших дней, — Христос Пантократор — относится к середине 6 века. В отличии от современных изображений она написана не яичной темперой, а красками, где связующим веществом является воск. Эта сложная техника, которая называется энкаустика, была широко известна в античном мире. Её главная особенность — фактурность и свечение, исходящее от изображений. По словам Галины Романовны, византийское церковное искусство впитало в себя художественные традиции греческого мира. Фресковая живопись, мозаика, иконы украшали древние храмы. В подтверждении своих слов искусствовед показала фотографию крестильни, сохранившейся в Италии. «Снаружи это обычное каменное здание, но внутри человека, пришедшего принять крещение, ожидал совершенно другой мир», — отметила искусствовед.

С развитием церковной живописи, возникали споры о том, как следует изображать Христа и святых. И если изначально иконы представляли из себя портреты, написанные в соответствии с воспоминаниями, сохранившимся в предании, то к 8 веку начинает складываться традиция менее чувственного и реалистичного изображения. В восточных и южных провинциях империи, где влияние античной культуры было минимально, людей на иконах изображали практически схематично. Подобные изображения мы можем увидеть у современных коптов — египетских христиан.

К сожалению, до наших дней дошло очень небольшое количество образцов раннего христианского искусства. О причинах, из-за которых было уничтожено огромное количество икон, мозаик и фресок, Галина Романовна рассказала во второй части своей лекции.

Иконоборчество (религиозно-политическое движение, возникшее в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон) имело несколько причин. Тот факт, что именно правители Византии активно поддержали борьбу с иконопочитанием говорит о том, что важнейшие причины — политические. Именно в то время на Восточную Римскую империю начинает свой натиск арабский мир, принявший в 6 веке ислам. Мусульмане упрекали христиан в идолопоклонстве, поэтому желая усилить свои позиции император Лев III начинает иконоборчество. Тем более, что порой почитание икон перерастало в нездоровые формы. К святыням относились как к магическим предметам, изображали их у себя на одежде, что не могло не настораживать священнослужителей.

Иконоборческая ересь, в конце концов осуждённая православной церковью, нанесла большой урон: в течение ста лет с периодами затишья были уничтожены уникальные образчики церковного искусства, сбиты уникальные фрески и мозаики. Преследованию подвергались и люди, сохранившие почитание к святыням: их заточали в тюрьмы, пытали и ссылали на отдалённые рубежи империи. Центрами, где священство активно боролось с ересью, стали монастыри, которые, несмотря на всё давление государственной власти, сохранили иконографическую традицию.

По словам Галины Романовны, важно понимать, что обращаясь к иконе мы поклоняемся не предмету, а образу, изображённому на нём. К сожалению, как и более тысячи лет назад, люди зачастую забывают об этом.

Е. Бойцова
Фото предоставлены Музейным колокольным центром


Поделиться
Отправить
Класснуть

Культурное просвещение… или с Днём студента!

  
В России 25 января официально отмечается день российского студенчества. Праздник всех тех, кто обучается в учреждениях высшего и среднего образования. Обычно в этот день по всей стране проходят различные флеш-мобы, концерты, акции.

В Новгородской области в этот день для всех студентов бесплатно свои двери распахнули музеи. Это стало для ребят своеобразным подарком к празднику и ознакомлением с великой историей Новгородчины.

В акции приняли участие: Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса и многие другие города, где расположены музеи и исторические объекты. Не исключением стал и Валдай. Музеи нашего города посетили студенты Валдайского аграрного техникума.

В Музее уездного города для ребят представили интерактивную программу под тематическим названием «По одёжке встречают». Студенты с большим интересом ознакомились с провинциальной модой двадцатого века. Воочию увидели особенности гражданской и военной одежды.

В этот же день мероприятие, приуроченное к Дню студента, прошло и в Музейном колокольном центре. Сотрудники провели для собравшихся тематическую программу «Колокола народов мира», которая включила в себя ознакомление с различными колоколами России и Зарубежья. Все представленные студентам экспонаты были изготовлены в разных странах и в разное время.

Как отметили сами обучающиеся техникума, мероприятие им запомнилось. Ведь многие из них были в валдайских музеях впервые.

П. Алесенко
Фото предоставлено сотрудниками Музея уездного города


Поделиться
Отправить
Класснуть

Необычные гости в обычный день: В Музейном колокольном центре прошёл концерт бардовской песни

  
В Музейном колокольном центре 19 января прошёл концерт бардовской песни. Своим творчеством с валдайцами поделились Лев Кузнецов и Сергей Рубашкин. Оба профессиональные музыканты с большим творческим багажом, однако в таком дуэте работают чуть меньше года. Их концертная программа носит тематическое название «Из Петербурга в Москву», потому и Валдай, по праву, стал одной из их творческих «остановок». Важно отметить, что при организации концерта большую помощь оказал Владимир Петров, лично знакомый с бардами, который предложил им выступить на Валдайской земле.

Самобытный и очень колоритный коллектив представил на суд слушателей классику авторской песни. В их исполнении прозвучали произведения Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Александра Галича и другие менее известные, но не менее прекрасные композиции.

В рамках своего тура «Из Петербурга в Москву» Лев и Сергей посетят также Вышний Волочёк, Торжок, Тверь. А завершится их творческое путешествие, конечно же в столице.

Душевно, тепло, и, пожалуй, по-домашнему — именно так можно сказать о прошедшем мероприятии. Судя по ответной реакции зрителей, этот концерт надолго сохранится в их памяти. А Валдай, как и прежде, остаётся местом встречи интересных людей.

П. Алесенко
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

На счастье и удачу

  
Перед самым Новым годом Музейному колокольному центру была доставлена коллекция сувенирных колокольчиков от жительницы Санкт-Петербурга А. Н. Ивановой. По словам старшего научного сотрудника музея Надежды Яковлевой, подарок редчайший и тем самым ценный.

Родом дарительница из Калининской (Тверской) области. Второго января ей исполнилось 76 лет. Осенью Алла Николаевна посетила в Валдае колокольный центр и, ознакомившись с экспозицией, предложила музею коллекцию, которую собирала всю жизнь. Коллекция насчитывает 80 предметов — это колокольчики, которые А. Н. Иванова покупала во время своих путешествий.

Разные по размеру, форме, материалу, звону, с росписью и традиционными знаками они собрались в её петербургской квартире чуть ли не со всех концов Земли. Каждый связан с приятными воспоминаниями о туристических поездках в Австрию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Данию, Чехию, Черногорию, Испанию, Португалию, Индию, Непал, Корею, Сингапур, Индонезию, Египет, Эквадор… Таким образом, в коллекции собрались сувенирные колокольчики из 37 стран мира. Среди них и изделия мастеров из Пскова, Калуги, Выборга, Старой Руссы, а также других городов России.

Не знаю отчего, но в колокольчиках есть своё особенное очарование, которое трудно описать словами. Весёлые, лёгкие, звенящие, радостные, разноцветные. Исходит от них какое-то тепло, тепло дальних стран и человеческих рук. Именно к Новому году и Рождеству во всём мире лучшим подарком считается колокольчик, приносящий счастье. А ещё колокольчики дарят для того, чтобы не потерять друг друга, звоном отпугивать силы зла и привлекать позитивную энергию — они и талисман, и оберег.

Сделав доброе дело, Алла Николаевна Иванова вновь отправилась в путь, на этот раз в Польшу. Будет ли она дальше приобретать колокольчики, сказать трудно. Но то, что продолжит ездить по свету, откладывая в течение года деньги со своей пенсии, — это обязательно, потому что влекут её новые страны, новые города, и зовёт в дорогу ветер странствий.

В. Юн
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

комментировать

Новости в рубрике: новости музея


Записи 1-10, всего найдено 123 | раньше →


    



Последние новости

20.10.2018   Следователи проверяют обстоятельства гибели двух подростков

19.10.2018   Фото дня: Такие разные фонари

19.10.2018   Санкции нам не страшны!

19.10.2018   У парка прибавление: В Летнем саду посадили новые деревья

19.10.2018   Начало положено, вернее посажено

19.10.2018   Осенний фотосет

19.10.2018   Без хлеба сыт не будешь

19.10.2018   Помарафонились успешно

19.10.2018   Встречи у семейного очага: «Радость, что у меня такие дети!»

19.10.2018   Поможет дружина: К борьбе с мусором хотят привлекать волонтёров

19.10.2018   В новом сезоне

19.10.2018   С неё начинается работа: Кадровой службе МВД России недавно исполнилось 100 лет

19.10.2018   Какую профессию выбрать?

19.10.2018   Мечты сбываются… или Сочинение на тему «Как я провела лето–2018»

19.10.2018   Юные граждане своей страны

18.10.2018   Вынесен приговор бывшему начальнику отделения связи

18.10.2018   Фото дня: Московские спасатели МЧС проводят тренировки водолазов на Валдайском озере

18.10.2018   Ограничение движения автотранспорта

18.10.2018   Расписание киносеансов в ККЗ «Мечта» с 18 по 24 октября

17.10.2018   Напишем вторую книгу!


Последние публичные фотографии






Последние комментарии к фотографиям


  




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте | Карта сайта | Архивы | Гостевая книга
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
Письма писать сюда: valday.com@gmail.com