Люди создали на Валдайской земле немало усадеб, церквей, домов и парков. К сожалению, далеко не все они дошли до наших дней, а те, что сохранились очень часто находятся в неудовлетворительном состоянии. Тем не менее, многие памятники зодчества по-прежнему привлекают к себе внимание и являются интересными объектами для посещения.
В каждом центре сельской округи погосте издревле стояла деревянная церковь. Со временем храм сносили по ветхости. Строили новый. Лишь в XIX веке в сельской глубинке развивается каменное зодчество. Храмы возводились не только Синодом, но и за счет частных вложений. Кроме церквей и часовен строились монастырские комплексы. Все храмовые сооружения строго, но изящно вписаны в ландшафт.
Гражданское зодчество в основном представлено «дворянскими гнездами». В XVIII XIX вв. на помещичьих землях появляются усадебные комплексы с
Плав. Церковь во имя иконы Божией Матери «Владимирская», деревня Плав (Красилово). Освящена в 2003 году. Построена на средства и по инициативе бывшего Главы Валдайского района А.С. Бойцова.
Плав. Церковь во имя иконы Божией Матери «Владимирская»
Перетно. Образец уникального усадебного комплекса в стиле «деревянного классицизма». Двухэтажное здание имело симметричные боковые крылья с четырехколонными портиками ионического ордера и завершалось круглым бельведером. Был разбит парк в регулярном стиле. Усадебный комплекс принадлежал старинному дворянскому роду
Церковь св. Троицы. Построена «тщанием прихожан и помещицы Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной».
Типичный памятник русского классицизма первой четверти XIX века.
Храм четырехстолпный, крестово-купольный. Внутри храма сохранились настенная роспись и поздний иконостас.
Перетно. Церковь св. Троицы
Озерки. Бывшая помещичья усадьба В. И. Грессер. С ним связана творческая биография выдающегося русского композитора Н.А.
Деревня (село) Лутовёнка. Церковь Иверской Божией матери, каменная, построена в 1904 году, на месте деревянной, сгоревшей в 1903 году. Предположительно до 1874 года здесь была часовня при кладбище, обнесённого каменной оградой с воротами. Церковь действовала до 1937 года, затем была частично разрушена, сняты крест, купол, колокола и внутреннее убранство. Позднее церковь использовалась не по назначению, а под хозяйственные цели как склад зерна и др. По воспоминаниям местных старожилов рядом с церковью находились две часовни при кладбище, обнесённого металлической решёткой с кирпичными столбами и воротами. Церковь, две часовни, кладбище и два жилых дома входили в погост Лутовёнка.
В 1875 году крестьянину Валдайского уезда села Лутовёнка Фёдору Юшичёву преподано благословение Святейшего Синода светским лицам за службу и пожертвования в пользу церквей и монастырей.
Настоятели церкви:
Старцев Василий Стефанович;
Беляев Пётр Петрович (расстрелян по приговору особой тройки УНКВД 16 августа 1937 года.)
Приход села Лутовёнка:
Рахинская волость Крестецкого уезда — Выселок Зашушерье, деревни Сомёнка, Лонница (Лонинка), Высокуша (Высокая), Сиротины.
Яжелбицкая волость Валдайского уезда — Деревни Высокуша (Шушары), Селилово, Подберезье (Налески), Карнаухово, Милятино, в деревне Долматово (одна часть прихода в селе Лутовёнка, другая часть прихода в селе Семёновщина Демянского уезда).
Во время войны колокольня церкви использовалась как наблюдательный пункт (деревня была под бомбёжкой, так как в ней находился штаб, а рядом с деревней на «Мишиной ниве» — аэродром).
Источники:
Новгородские Епархиальные ведомости за 1875 г. и 1876 г. (Расписание городских и сельских причтов и приходов Новгородской Епархии);
Материалы по статистике Новгородской губернии;
Списки населённых мест и сведения о селениях Новгородской губернии. Валдайский уезд — 1884 год, Крестецкий уезд — 1884 год;
Памятные книжки Новгородской губернии за 1909, 1914, 1916 г.г.;
Списки населённых мест Новгородской губернии;
Валдайский уезд — 1909 год;
Все вышеперечисленные исторические документы находятся в фондах РНБ Санкт-Петербурга.
Лутовёнка. Церковь Иверской Божией матери
Горы. Один из крупных усадебных комплексов XIX века. Последний владелец — герцог Н. Н. Лейхтенбергский. В центре ансамбля
Горы. Один из крупных усадебных комплексов XIX века
Пузырёво. Памятник
Горнешно. Классический образец регулярного усадебного парка первой половины XIX века. Сохранились остатки барского дома и ряд хозяйственных построек. Парк спускался к озеру полукруглыми террасами. Последним владельцем обширного поместья был
Горнешно. Остатки барского дома
Погостиха. Бывшее родовое имение поместных дворян Косаговских. Усадебный комплекс расположен на красивейшем берегу оз. Песно. Сохранились некоторые усадебные постройки, в том числе каменный двухэтажный барский дом. Усадебный дом композиционно вписан в центр ансамбля. Памятник относится к типично русской усадебной архитектуре второй половины XIX века.
Погостиха. Бывшее родовое имение поместных дворян Косаговских
Остров. Бывшая усадьба К. Г. Сиренко. Парковые насаждения в регулярном стиле заложены во второй половине XIX нач. XX вв. Сохранились фрагменты трех липовых аллей. Возраст деревьев до 150 лет. Из парка открывается живописный вид на оз. Селигер.
Петровское. На месте бывшей деревни располагались постройки одной из крупных усадеб кон. XVIII XIX вв.
Никольское. Родовое имение старинного дворянского рода Толстых. Со второй половины XIX века до наших дней одно из крупных рыборазводных хозяйств в России. Завод носит имя своего основателя В. П. Врасского.
Погост-Боровно. Церковь св. Троицы. Памятник ценен как образец культовой архитектуры зрелого классицизма первой половины XIX века. Здание сложено из кирпича и оштукатурено. Все перекрытия — деревянные.
Погост-Боровно. Церковь св. Троицы
Брод. Часовня. Расположена на искусственном холме в окружении вековых сосен. Стены сложены из кирпича на известковом растворе. Памятник представляет интерес как образец малого культового здания второй половины XIX нач. XX вв.
Брод. Часовня
Новотроицы. Один из крупных
Новотроицы. Церковь св. Троицы. Являлась доминантой в
Новотроицы. Церковь св. Троицы
Еглино. Церковь Спаса Преображения. В конце XV века здесь был погост. Деревянная церковь принадлежала Новгородскому
Еглино. Церковь Спаса Преображения
Горушки. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Часовня была укомплектована самодельной мебелью из корневищ деревьев. В интерьере находились наиболее почитаемые иконы св. Трифона, Флора и Лавра.
Зимогорье. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Постройке предшествовали деревянные церкви св. Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и др. В 1904 году построен новый каменный, с колокольней. Сохранились лишь часть каменной кладки и ряд помещений, приспособленных под нужды Валдайского механического завода.
Моисеевичи. Церковь св. Варлаамия Хутынского. Построена в 1851 году на вершине холма, в полукилометре к северу от одноименного озера. Пристройки сложены из тесаных бревен «в лапу», под обшивку. Фундамент валунный. Памятник представляет интерес как образец русского деревянного зодчества второй половины XIX века.
Короцко. Бывший женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского. Основан в 1881 (1864?) году императором Александром II. Наивысшего расцвета достиг в конце XIX века. На его территории насчитывалось около 40 зданий. Строительство архитектурного ансамбля завершилось в 1895 году освящением церкви великомученицы Варвары и Всех Святых. Памятник искусно вписан в ландшафт. Некоторые здания построены в псевдорусском, псевдовизантийском и неоклассическом стилях.
Короцко. Однопрестольная домовая церковь во имя Святителя Тихона
Короцко. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1825 году на открытом возвышенном месте. В композиции храма сочетание элементов зрелого классицизма с архаическими чертами архитектуры нач. XVIII века. На кладбище можно увидеть фрагменты древнерусского жальника и могилу родителей св. Тихона Задонского с возведенной над ней в 2004 г. часовней.
(фото (с) Д. Небиеридзе)
Короцко. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Большое Городно. Церковь Святой Троицы. Построена в 1830 году Рядом проходил почтовый тракт Валдай Демянск.
Большое Городно. Церковь Святой Троицы
Русские Новики. Церковь Казанской иконы Божьей Матери. Каменному храму предшествовала одноименная деревянная церковь. Она была возведена еще в 1859 году на средства валдайской помещицы Поликострицкой. Однако в 1902 году старое строение снесено и построено новое. Памятник своеобразен объемной композицией. Традиции классицизма здесь сочетаются с запоздалыми приемами барокко. Среди деталей декора встречаются заимствованные формы псевдорусской архитектуры.
Русские Новики. Церковь Казанской иконы Божьей Матери
Лаврово. Бывший Успенский монастырь. Строительству комплекса предшествовало создание женской монашеской общины в 1872 году в имении Успенское. Местная помещица А. И. Кемецкая выделила для этой цели свой деревянный двухэтажный дом. В 1894 году в
Залесье. Часовня. Живописно расположена на одном из холмов у реки Явонь. Памятник представляет собой довольно развитый в архитектурном отношении тин деревянной часовни, распространенный в этом районе во второй половине XIX века.
Старый Скребель. Часовня. Построена во второй половине XIX века на пологом склоне. Памятник оригинален конструкцией кровли. Деревня не сохранилась.
Рабежа. Церковь Святой Троицы. Нынешнему храму предшествовали одноименные постройки 1637 и 1700 годов. В 1732 году завершено строительство каменного здания. Оно располагалось на вершине холма. У подножия протекала речка Рабежа.
Рабежа. Остатки церкови Святой Троицы
Ламерьё. Церковь святого Андрея Критского. Дата постройки предположительно 1914 г. Церковь была выстроена на средства питерского купца Андрея (фамилия, к сожалению, неизвестна), пожертванные им на смертном одре.
Ламерьё. Церковь святого Андрея Критского
Турны. Церковь Троицы Живоначальной.
Поздний пример четырёхстолпного храма, выполненного в сдержанных формах русско-византийского стиля. Расположена в северной части села на невысоком холме. Церковный участок огорожен кирпичной оградой. Вокруг церквей в границах ограды старое, сильно заросшее кладбище. До 1980-х гг. сохранялась вторая, деревянная, церковь 1729 г., которая представляла собой чрезвычайно редкий тип ярусного строения, известный больше по иконописным изображениям и документальным источникам: два четверика на четверике, завершённые узким восьмериком. Существующая церковь построена из кирпича в 1908 г., снаружи побелена, внутри отштукатурена и окрашена масляной краской. Венчающий храм пятиглавие - деревянное, каркасной конструкции, обшитое досками, сделано в виде восьмигранных глухих барабанов (центральный барабан больше угловых), имитирующих формы кирпичных глав. На завершение или нехватало материала, или, опасаясь дополнительной нагрузки на своды, сделали облегченное декоративное пятиглавие.
Турны. Церковь Троицы Живоначальной
Яжелбицы. Церковь Александра Невского. Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского построена из камня в 1805 году на месте находившегося здесь ранее деревянного храма на пожалованную от императора Александра I сумму в три тысячи рублей, «...а в дополнение к сим докончена кошельковым доходом».
Яжелбицы. Церковь Александра Невского