Действительно, возникшая ещё у первых христиан традиция изображения Иисуса Христа, святых, важнейших событий Священного писания дошла до нашего времени. Тогда, находясь под гнётом гонений Римских императоров, тайные собрания проходили в катакомбах — искусственных пещерах, где можно встретить первые символические изображения Спасителя в виде рыбы.
Самая древняя икона, дошедшая до наших дней, — Христос Пантократор — относится к середине 6 века. В отличии от современных изображений она написана не яичной темперой, а красками, где связующим веществом является воск. Эта сложная техника, которая называется энкаустика, была широко известна в античном мире. Её главная особенность — фактурность и свечение, исходящее от изображений. По словам Галины Романовны, византийское церковное искусство впитало в себя художественные традиции греческого мира. Фресковая живопись, мозаика, иконы украшали древние храмы. В подтверждении своих слов искусствовед показала фотографию крестильни, сохранившейся в Италии. «Снаружи это обычное каменное здание, но внутри человека, пришедшего принять крещение, ожидал совершенно другой мир», — отметила искусствовед. С развитием церковной живописи, возникали споры о том, как следует изображать Христа и святых. И если изначально иконы представляли из себя портреты, написанные в соответствии с воспоминаниями, сохранившимся в предании, то к 8 веку начинает складываться традиция менее чувственного и реалистичного изображения. В восточных и южных провинциях империи, где влияние античной культуры было минимально, людей на иконах изображали практически схематично. Подобные изображения мы можем увидеть у современных коптов — египетских христиан. К сожалению, до наших дней дошло очень небольшое количество образцов раннего христианского искусства. О причинах, Иконоборчество Иконоборческая ересь, в конце концов осуждённая православной церковью, нанесла большой урон: в течение ста лет с периодами затишья были уничтожены уникальные образчики церковного искусства, сбиты уникальные фрески и мозаики. Преследованию подвергались и люди, сохранившие почитание к святыням: их заточали в тюрьмы, пытали и ссылали на отдалённые рубежи империи. Центрами, где священство активно боролось с ересью, стали монастыри, которые, несмотря на всё давление государственной власти, сохранили иконографическую традицию. По словам Галины Романовны, важно понимать, что обращаясь к иконе мы поклоняемся не предмету, а образу, изображённому на нём. К сожалению, как и более тысячи лет назад, люди зачастую забывают об этом. Е. Бойцова
Фото предоставлены Музейным колокольным центром