Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Источник исторических знаний

  
03.11.17 г.
Ещё со школьной скамьи мы привыкли воспринимать историю России как цельное и чётко выстроенное повествование. Но как учёным удалось восстановить цепочку событий тысячелетней давности? Конечно, основной источник — летописи и берестяные грамоты. Татьяна Юрьевна Дьяконова, режиссёр президентской библиотеки имени Б. Ельцина, создала цикл фильмов ещё об одном источнике знаний о домонгольской Руси — граффити храмов древнего Новгорода.

В прошедший четверг в Валдайском музейном колокольном центре состоялся просмотр одного из трёх документальных фильмов. В нём речь пошла о граффити Георгиевского собора Юрьева монастыря. Этому выдающемуся памятнику новгородского зодчества через два года исполнится девятьсот лет. Но интерес к этому храму связан ещё и с тем, что совсем недавно на территории собора начались археологические и реставрационные работы. В первую очередь вскрыли полы, которые настилали с нарастанием культурного слоя. Первоначальный уровень храма оказался на несколько метров ниже. И там на уровне 11–12 веков были найдены уникальные граффити, повествующие о событиях, происходивших в древнем Новгороде.

Условно надписи, выцарапанные на штукатурке, можно разделить на два вида: поминальные, носящие больше летописный характер, и личные, в которых люди непосредственно обращались к Богу. Первые чаще всего находятся в алтаре и дают много важной информации историкам. Например, повествует о смерти княжеских сыновей Владимира Ярославича. В честь этого горестного события был построен ещё один шедевр новгородской архитектуры — храм Спаса-на-Нередице. Интересна ещё одна особенность — граффити расположены на декоративных элементах росписи и ни в коем случае не заходят на лики святых.

Не менее интересны и «личные» граффити, находящиеся на стенах звонницы собора. Здесь можно найти и хвастливые надписи, повествующие о том, что автор умеет писать, и покаянные строчки, принадлежащие руке разбойника. В этом и есть особенность граффити, в отличии от берестяных грамот, посвящённых в основном экономическим и общественным вопросам. На стенах храмов люди чаще писали молитвы, свои духовные переживания и даже исповеди. «Когда читаешь эти надписи, возникает ощущение, что общаешься с древними новгородцами», — отметила режиссёр фильма Т. Ю. Дьяконова. И, действительно, люди, жившие столетия назад, оказываются похожи на нас своими очень понятными нам переживаниями и чаяниями.

Во время фильма граффити, написанные на древнем новгородском диалекте, расшифровывает А. А. Гиппиус — российский лингвист и текстолог, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской академии наук. Алексей Алексеевич в доступной для неподготовленной аудитории форме рассказывает об особенностях окончаний в словах, о традиции двойных имён у князей, о том, почему использование глаголицы считалось верхом мастерства. Во время фильма можно было не только познакомиться с граффити, но и получить эстетическое удовольствие от созерцания памятников архитектуры, фресок и удивительного музыкального сопровождения.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com