Всё иначе, чем на самом деле Планеты и звёзды, закрученные спирали времени и пространства, взрывы галактик и чёрные луны, сказочные города и параллельные вселенные, где не работают земные законы физики, — с помощью метафизических образов Марина Дудина изображает своих друзей и знакомых. Несмотря на то, что сейчас художница проживает в Москве, детство она провела в военном городке недалеко от Валдая, окончив Яжелбицкую среднюю школу. Рисовала Марина с раннего детства — уже в 4 года украшала развороты книг зайцами. Далее начались уроки изобразительного искусства в школе, которые особенно нравились девочке. Она участвовала в конкурсах и выставках, рисовала плакаты и стенгазеты. В 25 лет художница осознала, что ближе всего ей графика, ведь именно лаконичная Для воплощения своих идей и мыслей она использует лишь гелиевые ручки и акварельную бумагу. В её картинах нет буйства красок — всё сводится к трём цветам — красному, чёрному и белому. Всё, что изображено на её работах, имеет смысл и символическое значение. Каждая гравюра своего рода метафора: Солнечная система и планеты — стабильность, чёрное солнце — мужское начало, белое — женское, красный цвет — энергия, сила духа, сила воли, шахматная клетка — жизнь с победами и поражениями. Художнице очень важно донести до зрителей историю своих работ, поэтому под каждой гравюрой висят небольшие аннотации, где Марина рассказывает, что и почему она хотела изобразить. Правда она рекомендует зрителям сначала посмотреть и подумать самим, а уже потом согласиться или не согласиться с автором. «Источником для создания моих рисунков служат истории о реальных людях, их эмоциях, а также моё мировосприятие окружающей действительности», — рассказывает художница. Эти истории всегда разные. На одном рисунке изображена Также на выставки представлены гравюры, посвящённые проблемам современного общества, где зачастую человек оказывается одиноким и невостребованным. Например, на гравюре «Метро» изображены люди с телефонами в руках замкнутые в обособленные круги. Или картина «Мегаполис» — динамичная, как большие города с умопомрачительными небоскрёбами и транспортными магистралями, и людьми, которым нет дела до других людей… На вопрос, какая Ваша любимая картина, Марина отвечает — Как отмечает художница, её главный помощник — кот. «Не могу не упомянуть про своего соавтора — кота. Ни одна из моих работ не обходится без того, чтобы на ней не лежали лапы, хвост и морда моего питомца. Я так полагаю, что это одно из условий для создания рабочей атмосферы, ну, по крайней мере, так думает кот», — рассказала Марина. От реализма до фэнтези Во втором выставочном зале ДНТ посетителей ждала экспозиция Марии Черных — молодой валдайской художницы. Родилась она в Грузии и в двухлетнем возрасте вместе с родителями переехала в Керчь. Там она начала свой творческий путь, обучаясь в художественной школе. В 2001 году переехала в Валдай, который теперь занимает важное место в жизни Марии. Это её вторая выставка. Первая экспозиция успешно прошла в 2017 году. Мария постоянно изучает новые техники, экспериментирует с сюжетами и материалами. Так и её работы, представленные на выставке, написаны в новой для художницы технике — акриловыми красками. Они очень похожи на масло, но, в отличие от него, быстро сохнут и требуют высокого мастерства. Как призналась М. Черных, ей было трудно работать с акрилом, но очень понравилось. Если на прошлогодней выставке было больше портретов, то в этот раз центр экспозиции — валдайские пейзажи: старинные домики и улочки, игра теней на фасадах зданий, виды на озеро. Девушке удалось удивительно живописно изобразить такие, на первый взгляд, неприглядные виды города, как сгоревшие и покосившиеся дома. Как отметила художница, ей важно было запечатлеть старинный город, таким, каким он есть сейчас. «Не подумайте, у меня не было желания показать Валдай непривлекательным. Это тоже важно для истории нашего города», — отметила художница. Мария предложила зрителям ознакомиться ещё с одним направлением её творчества — картинами в стиле фэнтези. Самая загадочная работа — триптих «Вороны». Каждая из трёх птиц держит в клюве ключ: золотой, серебряный и бронзовый. Порассуждать, что символизирует собой эта картина, Мария предложила каждому самостоятельно, упомянув, что в картине много ссылок на мифологию и мировую литературу. Несмотря на то, что стиль и манера работы у Марии Черных и Марины Дудиной разные, их объединяет любовь к творчеству и художественная самобытность. Елена Бойцова
Фото автора