Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

На пути к согласию и взаимопониманию

  
08.11.15 г.
В Гимназии 29 октября прошли Тихоновские чтения, V педагогическая конференция. Подобная форма сотрудничества между Валдайским благочинием и комитетом образования Администрации муниципального района появилась пять лет назад и теперь уже стала традиционной. В этом году тема конференции была определена в связи с объявленным в России Годом литературы и звучала она так: «Русское православие. Русская литература».

О выставке

Началось мероприятие с экскурсии по интереснейшей фотовыставке «Святая земля», организованной Новгородским региональным отделением Императорского православного палестинского общества, поэтому открывал её заместитель председателя отделения А. Б. Шныров. Немногие знают о деятельности этой международной общественной организации, основателем которой в 1882 году стал император Александр III. Ещё в то время она создавалась для постоянного присутствия России на Святой земле, развития духовной и материальной связи с исторической Палестиной — родиной православия. В те годы святыни библейского региона активно посещали многочисленные русские паломники. Действовали десятки храмов, монастырей, больниц, гостиниц, подворий, школ, построенных русскими на территориях Палестины, Ливии, Сирии. В этих местах Россия имела очень большие приобретения, которые в совокупности на рубеже ХIХ-ХХ веков получили название «Русская Палестина». Школы, а затем российские университеты обучали и вели подготовку специалистов для стран Ближнего Востока.

Многое, к сожалению, было утрачено в советский период. Сейчас постепенно идёт возрождение добрых традиций, возвращение бывших российских активов, и в этом большую роль играет Императорское православное палестинское общество (руководит им Сергей Вадимович Степашин), которое в 2017 году будет отмечать 135-летие своего образования.

На выставке можно увидеть как старинные фотографии из архивов, так и современные снимки святынь вселенского православия. Выставка передвижная, и после Валдая с нею смогут ознакомиться жители других районных центров Новгородской области.


Отдельные мысли из выступлений

Своим выступлением на тему «Проблема православного образования в России в контексте некоторых идей Ф. М. Достоевского» Тихоновские чтения открыл председатель отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии, протоиерей Александр Ранне. Он говорил о том, как постепенно приходило в Россию периода ХVIII — середины ХIХ века образование широких слоёв населения. Ведь долгое время это считалось делом не только излишним, но и опасным. Серьёзным толчком к просвещению жителей крестьянской России явилась отмена крепостного права. Крестьянин вдруг становится не только свободным, но и ответственным за свою жизнь, а для этого он должен учиться. Это прекрасно понимал Ф. М. Достоевский и, будучи христианином, сохранившим вполне либеральный взгляд на многие животрепещущие вопросы общественной жизни, в «Дневнике писателя» эмоционально защищал необходимость широкого просвещения. «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твёрдо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может. Верую даже, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России, ещё скорее, может быть, чем где бы то ни было…».

Выступающий подробно остановился на развитии школьного дела в России, роли и значении в распространении образования церковно-приходских школ, которые к 1907 году составляли одну треть от всех школ. Говоря о тех яростных спорах, которые велись вокруг школ этих и светских, и приводя высказывания их сторонников и противников, отец Александр отмечает, что для широких слоёв населения Российской империи, среди которых школы для народа всё ещё оставались большой редкостью, церковно-приходские школы были «даром небес»… они приобщали крестьян к православной христианской культуре, ставили их на новый уровень понимания веры и жизни по вере. В подтверждение докладчик приводит слова Ф. М. Достоевского, который в 1880 году писал: «Русь православная — суть коренные наши основы. У нас русский, отрицающий народность (а таких много), есть непременно атеист или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймёт ни русского народа, ни русской народности. Самый важный вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию?.. За то, что я проповедую Бога и народность, из всех сил стараются стереть меня с лица земли».

Поднял в своём выступлении протоиерей и чрезвычайно важный вопрос о приоритете духовных ценностей над материальными, признавая, что сегодня доказать это молодым людям требует больших усилий. Но делать это необходимо. «Нет и не может быть для гражданского общества более животрепещущей задачи, — подчеркнул отец Александр, — как уяснить для себя и научить этому детей, что такое личность, как сделать её свободной и одновременно ответственной пред Богом и перед обществом. Церковь предлагает решать эти вопросы по возможности совместно, в рамках современного законодательства».

Интересным, но рассчитанным скорее на специалистов-филологов, было выступление доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка НовГУ. В. Г. Дидковской «Церковнославянский язык в русской литературе». В чём-то оно перекликалось с предыдущим, что вполне объяснимо: начало русской книжности неотделимо от формирования русского литературного языка, их истоки в равной мере отнесены к Х-ХI векам и связаны с принятием христианства. Благодаря церковнославянскому языку русская литература стала литературой не только великой словесной культуры, но и великих мыслей.

Эта польза подтверждается сочинениями М. В. Ломоносова, филологическими статьями А. С. Пушкина, по мнению которого благодаря церковному языку, языку православной веры, русский язык «не покрыло ржавчиной владычество татар», потому что в течение двух веков татарского владычества наши предки на этом языке «молились русскому Богу, проклинали грозных властителей и передавали друг другу свои сетования». Именно церковнославянский язык был и остаётся в русской литературе тем «аргументом красоты», к которому прибегали русские писатели вплоть до ХХ века.

Учителя русского языка и литературы С. В. Морозова (Гимназия) и Т. К. Потагина (средняя школа №1 им. М. Аверина) с позиций непреходящих нравственных ценностей православной культуры проанализировали литературные произведения. Светлана Владимировна говорила о романе И. С. Шмелёва «Лето Господне». С позиций главного героя, мальчика Вани, от лица которого ведётся повествование, автор передаёт то ощущение радости жизни, которое присуще каждому ребёнку. А учитель размышляет о проблемах воспитания ребёнка. Что важно для маленького человека? Его душа откликается на всё, и если в мире ребёнка царит доброта — как это хорошо! Родина, дом, семья — большой и маленький мир ощущается детьми с самого раннего возраста, а жизнь — это и праздники, и радости, и печали, это любовь ко всему земному, это память о прошлом, обращение к традициям, вечному и святому.

Татьяна Константиновна провела анализ произведения А. С. Пушкина «Повести Белкина». Она рассуждает о том, что мешает человеку быть счастливым. На примере жизни и судеб героев пяти повестей сама даёт ответ на этот вопрос. Нет радости там, где есть желание наживы, корысть, неуважение к старшим, родителям, излишняя самоуверенность, самомнение, гордыня. Душу человека уродуют зависть, злоба, жажда мести. Только естественная любовь делает человека по-настоящему счастливым.


О сотрудничестве

Педагог средней школы №2 Е. Е. Журавлёва и благочинный Валдайского округа протоиерей Игорь Бойцов рассказали участникам конференции о формах сотрудничества. В последние годы их появилось много. Школа и церковь совместно реализуют подготовленные учителями программы духовно-нравственного воспитания учащихся, проводят поэтические вечера, познавательные игры, интегрированные уроки по литературе, истории и обществознанию, тематические классные часы. Организуются поездки по святым местам. Со временем появляются и новые формы взаимодействия: Рождественские чтения, лингвистические квесты и многие другие. Елена Евгеньевна выразила надежду, что эта совместная работа поможет школьникам найти жизненные ориентиры.

Объединение школы и церкви вокруг проблем воспитания сегодня есть и имеет перспективу. Приятно видеть, что работа педагогов в этом направлении не остаётся незамеченной. На прошедшей конференции грамотой митрополита Новгородского и Старорусского Льва была награждена Т. К. Потагина. Текст в грамоте такой: «Во внимание к трудам на ниве духовного просвещения на новгородской земле». Пусть и далее ведут по жизни те огоньки духовности, которые для нас кто-то зажигает.

В. Юн
Е. Бойцовой


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com