Даже беглый осмотр двух выставочных залов, в которых разместилась экспозиция этих работ, оставляет приятные впечатления, и про себя невольно говоришь: «Здесь, кажется, есть на что посмотреть». Затем осматриваешь всё внимательно. И уходишь в результате довольным.
На выставке представлены три жанра: портрет, пейзаж и натюрморт, в большей степени пейзаж. Гимн земной красоте юные художники создали, увидев на первый взгляд простое и обыденное: домик на улице Февральская, церковь в селе Любница, озеро Валдайское, огород. Но в этом простом и обыденном глаз творческой личности, пусть даже она ещё очень молода, находит замечательное — то, чего не видят другие в обычной обстановке. Лужи на грязной улице с отражающимися в них деревьями и крышами домов часто способны потрясти зрителя больше, нежели альпийский вид. Всё зависит от творческой личности, от глубины чувств и избранного мотива. Давно уже было замечено, что живопись способна открывать человеку такие чары, какие, не будь её, никогда не были бы открыты, несмотря на то, что есть и другие виды искусства — поэзия, музыка, литература. При посещении хороших живописных выставок любого уровня (детские, взрослые, столичные, областные, районные) убеждаешься в этом. Восприятие юных художников, разумеется, отличается от восприятия художников уже состоявшихся, но и в нём уже чуточку проглядывает таинственный господин Художественный Образ, без которого немыслим ни один шедевр. В некоторых работах — и это очень приятно — просматривается и лицо будущего мастерства. Оно ещё размыто, угловато,
Акварели, карандашные зарисовки, гуашевые композиции, выполненные подрастающими валдайцами, тем, кому сейчас двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать лет — это работы разного уровня. Вы непременно остановитесь перед «Сумерками» Алины Горячевой. Наверняка обратите внимание на «Валдайскую осень» Вероники Юриновой. Замедлите осмотр всего представленного на живописной вещи «В моей деревне летом» Екатерины Габовой, «Церкви в селе Любница» и натюрморте на подоконнике Александры Сидякиной, а также на ряде других работ. Чем привлекают они? Красками, порой неяркими, но правильными. Хорошей композицией, в ряде листов и картонов необычной точкой, с которой увидели авторы изображённую ими земную красоту. А ещё загадкой, которая под силу только живописи, пусть даже живописи начинающих. Так, силуэт Троицкого собора, тонущего в надвигающейся вечерней темени, и окружающие его купы деревьев представлены в «Сумерках» зрителю не со стороны центра города, а со стороны Соловьёвского парка. Прелесть пейзажу доставляют ближний план (ветви старых деревьев, как бы оторачивающие его). А также мягкие тона, достигнутые лёгкой, воздушной акварелью, хорошо передавшие состояние вечерней неги. В «Валдайской осени» — это взгляд сверху. Что видим мы внизу? Улочку со старыми, потемневшими от дождей и времени бревенчатыми домами и женщину, несущую по ней воду на коромысле. И всё это заключено в оправу золотой осени — с каждым днём всё больше и больше желтеющих деревьев. Что же касается загадки в живописи, то описывать её бесполезно. Прекрасное нужно видеть. Д. Тарасов