Во всяком случае, мне кажется, что за
Как говорит сам Тимофей, ныне уже взрослый, серьёзный мужчина и фотограф, без которого трудно представить себе Валдай, искусство возникает там, где зритель додумывает сюжет на снимке. Важно, чтобы он был на фотографии. Техника техникой, но на кнопку нажимает человек. Он помещает в кадр то, что делает изображение историей, на которую откликается то, что называют человеческой душой. Будь это причудливый поворот русла реки или травинка, перенесённая рукой фотографа с одного берега ручья на другой.
Говорят, хороший натюрморт от плохого отличить не так и сложно. На полотне должен быть человек. Хотя формально его там нет — только незнакомые нам вещи. Зритель должен почувствовать его незримое присутствие в том особом беспорядке, какой может создать только живое существо. Так и у Тимофея Шутова. В его работах редко можно увидеть людей, но на его снимках есть жизнь, которую хочется рассмотреть поближе. Карельский синдром Как водится в таких историях, Шутов никогда не собирался стать фотографом. Хотя его отец в юности почти не расставался с фотоаппаратом. Всё изменилось лет пятнадцать назад, после того как Тимофей с друзьями побывал в Карелии. Много воды, много сосен, много разноцветных мхов, монументальных выходов каменной породы… В общем, вернулся оттуда другим человеком. Через три месяца получил водительские права, что С тех пор многое изменилось. Парк фототехники стал куда более солидным, география фотоархива — шире в десятки раз. Шутов объездил вдоль и поперёк не только свою любимую Карелию, но и весь Русский Север, не раз побывал в Казахстане, Украине, Белоруссии… Если мы скажем, что в Валдае и его окрестностях фотографа знает каждый камень, вряд ли сильно преувеличим. И беседуем мы в молодёжном центре «Валдай» на берегу озера, которое он обошёл не один десяток раз. Хотя родился не здесь — в Киришах. А корни и вовсе костромские. Но в «глубоком» детстве вместе с родителями переехал в Новгородскую область, поэтому считает себя стопроцентным валдайцем. Вообще, у Но началось всё даже не с первой карельской поездки. Так уж получилось, что наш герой всегда был ближе к соснам и ручьям, чем все мы, обычные люди. Будущий фотограф и путешественник практически вырос на гидрологической станции в Архангельской области, где работали родители. Звучит скучновато, но на деле это совсем не так. Станция находилась на территории огромного болота, с перекинутыми там и сям мостками. Болото для русского человека — не бог весть какая экзотика, но для Шутова оно стало домом. Может быть, поэтому его слишком часто тянет туда, где есть вода, текут ручьи, а камни покрылись сочным зелёным мхом. Архангельские болота позже сменились валдайскими, когда родители переехали сюда работать в гидрологической лаборатории. «Сядьте, встаньте…» Может сложиться впечатление, что фотограф Тимофей Шутов — полноценный «ботаник». Совсем не так. Много лет назад чуть было не увлёкся бизнесом — некоторое время работал в салоне печати, где помимо прочего фотографировал жителей города «на документы». — Всё как обычно — сядьте, встаньте, повернитесь, с уголком или без, — усмехается Шутов своим воспоминаниям. И сегодня большую часть жизни Тимофея занимает его «ребёнок» — Но художественная фотография всегда выигрывала конкуренцию с журналистикой. И сегодня в телефоне Шутова можно найти удивительные, на взгляд обывателя, записи. К примеру, расписание восходов луны в Валдайском районе и полнолуний — в эпоху Интернета какую только информацию не найдёт любопытный человек. Фотограф делает «напоминалку», в момент «х» будильник звенит, Шутов бросает свои дела и отправляется на съёмку. Или не бросает и не отправляется. Погода — дама капризная. Но 21 января 2019 года всё сошлось: точно по расписанию, в 17.55 над Валдаем взошла огромная жёлтая, пятнистая луна. В этот момент Тимофей уже стоял с фотоаппаратом у Иверского монастыря. Несколько десятков дублей на морозе, пара часов работы дома за компьютером в ночи, трудный выбор лучшего варианта по цветопередаче и композиции, наконец, монтаж двух снимков — одного, на котором луна видна с пятнами кратеров, и другого, на котором чётко прорисован Иверский монастырь, каждый отсвечивающий в лунном свете крест. — Человеческий глаз и луну, и монастырь видит одинаково чётко, а камера — нет, — поясняет Тимофей. — Невозможно снять оба объекта с одинаковой яркостью, не хватает динамического диапазона камеры. Поэтому делаю монтаж. Могу себе это позволить, потому что это — художественное фото, а не репортажный снимок для агентства. Получается, что обработку делаю только для того, чтобы устранить недостатки техники. Через несколько часов мерцающий лунный пейзаж уже видели все подписчики фотографа в социальных сетях. Снимок, как и сотни других работ, отправился путешествовать в Интернет, чтобы Сам себе режиссёр Тимофей уже давно понял, что фотограф — это ещё и режиссёр, драматург своих снимков. Скажем, приходит он — Час клянчил, — рассказывает об этом случае. — В другой раз, тоже зимой, на протяжении недели каждый день Шутов ездил рано утром к Иверскому монастырю, чтобы «поймать» нужный свет. Поднимался в пять утра, навьючивался техникой и — вперёд. — По прогнозу должен быть хороший рассвет, а приезжаю… Облака, ветер или ещё И на свет появился ещё один снимок. Кому принадлежат те следы? Может, и не Тимофею вовсе? Может, монаху, который отправился по Создание таких снимков нельзя поставить на поток. И сам Шутов признает, что в его работах много простого ремесла, красивых, ярких картинок: полыхающих закатов, восходов, таинственных лесных закоулков, тёмных, неторопливых рек, которыми так богаты валдайские края. Следующий его шаг — — Это, видимо, фотографическое взросление. Но до этого надо дорасти. Может, и не дорасту, — замечает не без грустного юмора. Потом смотрит в панорамное окно, за которым мы видим заснеженный берег Валдайского озера, и говорит, что свет сейчас хороший. «Свет как свет», — думаю я. Но Шутову виднее. Елена Кузьмина
На самом деле этот «лунный» снимок Тимофея Шутова — фотомонтаж из двух кадров. Человеческий глаз способен видеть в одинаковой чёткости и луну, и монастырь, а вот камера — нет
Новгородские Ведомости