Все мы родом из детства, у всех нас были любимые игрушки — машинки, мячики, пистолетики и, конечно, куклы. Именно поэтому до сих пор сохраняется такой интерес к традиционным русским игрушкам, ведь это возможность прикоснуться к быту наших бабушек и дедушек. Конечно, промышленное производство вытеснило тряпичные куклы, и современные девочки предпочитают играть в Барби, Братц и плюшевых медвежат. Но, несмотря это, по всей России живут люди, увлечённые традиционной куклой. Интернет,
Шесть дней творчества Научиться изготавливать артельные куклы конца XIX начала XX века в Валдай приехали люди из самых разных уголков страны. Череповец, Самара, Тамбов, Каргополь, Москва и Московская область — многие рукодельницы добирались до Новгородской области более суток. Из валдайских мастериц в семинаре приняла участие Ирина Гаркавенко, которая собирается применить полученные знания в своей преподавательской деятельности. Занятия проводила А. А. Бобок, член Творческого союза художников России и Международной Федерации художников IFA, преподаватель этноклуба «Параскева» по курсу «Тряпичная кукла» в Программа семинара была насыщенной. Каждый день мастерицы осваивали по одной кукле, характерной для определённого города или региона России. Например, мастерицы сшили изделия из Сергиева Посада, Твери, Пскова, где куклы отличались не только фасоном одежды и цветовой гаммой, но и техникой изготовления. Куклы, которым и был посвящён семинар, очень трудоёмкие. Раньше их делали в артелях, где над каждым изделием трудилось по несколько человек. Образцы, которым подражали участницы семинара, находятся в музейных фондах. Интересно, что рассматривая эти куклы, можно представить городскую моду того времени. Шляпки, фартуки, платья в пол — с деревенскими барышнями их перепутать нельзя. Также перед нашими рукодельницами стояла непростая задача попадания в образ. Но, несмотря на то, что мастерицы работали вместе под руководством одного преподавателя, каждая из кукол обладает неповторимой индивидуальностью, которую так ценят в традиционной культуре. В первый же день участницы семинара сделали «малявочки» — трогательные, размером с мизинец куколки. Интересна и «псковская барышня», которая производилась во времена расцвета артелей в период НЭПа. На ней характерное платье с низкой талией, белый воротничок, короткие распущенные волосы — во всех этих деталях так и прослеживается мода При всей детализации куклы очень лаконичны. Всё что мешает образу и утяжеляет его, нет в артельной кукле. Поэтому их так интересно рассматривать, удивляясь, как минимальными средствами мастерица смогла достигнуть выразительности образа. За 36 часов, проведённых в кропотливом труде, рукодельницы освоили 6 кукол. Среди участниц семинара было много настоящих профессионалов, которые смогли сделать все изделия до конца. Увлечённая куклами Статус международного семинара придала участница из Финляндии — Светлана Хейно. Конечно, её трудно назвать иностранкой: до того, как 12 лет назад уехала за границу, она жила в Валдае. Переехав в другую страну Светлана не оставила своё увлечение народной культурой. Особенно её душа лежит к народным куклам, которым она посвящает много времени. Мастерица активно ездит на семинары, сама проводит В воскресенье настало время подводить итоги. Все участницы семинара получили сертификаты о прохождении образовательной программы. Но самое ценное, что они увезут с собой это живое общение с единомышленниками, навыки и новые знания, а также хорошие впечатления. Елена Бойцова
Фото автора