О том, что это за предметы и как они использовались при производстве льняной ткани, а также о других экспонатах, представленных в экспозиции, подробно рассказала старший научный сотрудник Валдайского филиала Новгородского
Речь пойдёт, конечно, о льне — сельскохозяйственной культуре, настолько широко распространённой на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказании за кражу льна и льняной одежды. Выращивали лён и в Валдайском уезде. Важно было не пропустить сроки его созревания: две недели лён цветёт (буквально на несколько часов всё зелёное поле покрывается голубыми цветами), четыре недели — зреет. На седьмой неделе наступает время его уборки. Тут только поспевай: раскроются льняные головки, по форме похожие на А что следовало иметь в доме для обработки льна? На выставке можно увидеть самые разные орудия. В карельских деревнях соблюдали Интересным было деление на мужскую и женскую части работ. Мужику следовало держать в порядке инструменты и тщательно, чтобы ни единого камушка не было, готовить землю для посева семян. А как пахота закончится, к делу приступали женщины. Сеяли семена, пололи лён, стоя на коленях, вручную вытаскивали стебли из земли, затем прямо на поле околачивали льноголовки, пуская в ход кичигу (выгнутую деревянную палку с плоским концом). Дальше лён замачивали, а головки отправляли сушиться, чтобы получить семена. После вымачивания лён просушивали (обычно в бане), и давай его мять. Здесь в ход вступает мялка — большой деревянный инструмент, который долгое время хранится в музейном фонде и извлечён на свет специально для того, чтобы представить на этой выставке. Билом отколачивали костру (древесину стеблей), а острые остатки, как ножом, срезали деревянным трепалом. Далее льняное волокно вычёсывалось щёткой. Оставшийся на ней счёс (волокно низкого качества) давали прясть девчонкам, а качественное волокно брали в руки мастерицы, которые с помощью ручных и ножных прялок получали льняную нить. На выставке можно увидеть самые разные прялки, в числе которых и валдайская, сухонивская, расписная точёная ручная прялка. С помощью специальных приспособлений полученные нити надо было собрать для дальнейшей заправки в ткацкий стан. Вот так и получалось льняное полотно — как сейчас говорят, «экологически чистое», которое и от жары спасает, и в холод согревает. Украшением экспозиции являются льняные изделия валдайских мастериц ХIХ–ХХ веков. Большую часть занимают разнообразные полотенца: вышитые традиционным орнаментом, украшенные строчкой и сделанными вручную надписями. Также можно увидеть льняные скатерти, салфетки, красивые подзоры (юбки для кровати), женскую одежду и даже половик. Выставка, которая продлится до конца марта, обращает нас в прошлое. Посетители смогут узнать не только о том, каким тяжёлым был крестьянский труд, но и обо всей ценности льна. Только после рассказа Надежды Петровны остаётся лёгкое сожаление, что не увидишь сегодня цветущий лён на валдайских полях, а в одежде нашей много синтетических материалов, которые вряд ли позволят В. Юн
Фото автора