Праздничную службу в главном храме монастыря при стечении большого количества христиан и людей, встающих на путь веры, в сослужении духовной братии совершил Высокопреосвященнейший Лев, митрополит Новгородской митрополии.
Мы много раз писали об истории Иверской иконы Божией Матери, самом Иверском монастыре, о прихожанах обители, которые поведали о том, какими путями они приходили к вере и что значит для них вера.
На Руси многим историческим событиям и судьбоносным моментам предшествовали знаменательные происшествия. Многие из этих происшествий были овеяны Божьей благодатью. Чудотворные иконы обращали неверующих к Богу, а верующих ещё больше укрепляли в их вере. Поскольку Иверский чудотворный образ хорошо знаком нашим читателям по предыдущим публикациям, в этот раз, думается, будет не лишним сообщить вам о другом очень почитаемом в России чудотворном лике, ведь наша Церковь отмечает его в это же время.
Не умаляя значения нашего местного праздника, обратимся к образу Пресвятой Девы, почитаемой православной Россией. Следовало бы сохранить в слове образ чудотворной иконы Богородицы (Одигитрии) Смоленской и потому, что всякий раз, говоря о 10 августа, как о «валдайском дне», мы ни разу не рассказывали об образе, пребывающем в древнем русском городе. Итак, духовная параллель, которую мы в этот день логично проводим, приводит нас в Смоленск. Как сообщают нам историки, чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская, согласно преданию, была написана Евангелистом Лукой. Название «Одигитрия» («Путеводительница») происходит от того, что однажды Богородица явилась в Константинополе двум слепцам и велела им идти в Свой храм. Когда их туда привели, им было даровано исцеление. Кроме того, икона покровительствовала византийским императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима икона была принесена в Константинополь в 1046 году. Византийский император Константин Мономах благословил ею черниговского князя Всеволода, когда выдавал за него свою дочь Анну. В XII веке старший сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенёс эту икону в Смоленск, с той поры она и стала называться Смоленской. В 1237 году, когда В XIV веке икону перенесли в Москву, а в 1456 году в царствование великого князя Василия Тёмного Смоленский епископ Мисаил просил князя передать икону обратно в Смоленск. После долгих обсуждений с духовенством и боярами князь решил вернуть чудотворную икону, сняв с неё список. В 1812 году во время нашествия Наполеона чудотворная икона постоянно находилась в русском войске, дабы укрепить дух воинов перед сражениями. А говоря о празднике в Иверском монастыре, хотелось бы остановиться на слове Высокопреосвященнейшего Льва, сказанном сразу после крестного хода, у ступеней Иверского собора, когда икона Богородицы ещё не была занесена в храм и духовная братия держала её, обращённую к народу, высоко над собой. Митрополит новгородский призвал верующих быть бдительными, неустанно обращаться в мыслях к нашей святыне, искренне уповать на неё: ведь мир в наше время (как, впрочем, и в любое другое) неустойчив. Д. Тарасов
Фото автора