Валдай тоже можно с полным правом назвать одним из изначальных центров книгопечатания на Руси. В Никоновской башне Валдайского Иверского монастыря с 1657 по 1665 год работала типография. Новое дело стало развиваться благодаря стараниям братии Белорусского Оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря. В 1655 году монахи (70 человек) переселились в Иверский монастырь. Иноки привезли с собой всё имущество, в том числе и типографию. А ещё через два года начали печатать книги, занялись переплётным делом. За восемь лет работы на Валдае кутеинские монахи отпечатали Часослов (1657 год), Часослов (1658 год), Рай мысленный (165859 годы), Молитвы на сон грядущий, Акафисты, Святцы (1660 год), Брашно духовное (1661 год), Круг часам дневным и ночным (1665 год), Грамоту, жалованную Иверскому монастырю на его вечные вотчины. Книгопечатание в провинции было новшеством для России того времени, так как до этого существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Что такое православная книга сегодня? Митрополит Климент так отвечает на этот вопрос: «Это не только догматическое богословие и сборник канонических правил, но и русская классика, и огромное количество современной литературы». Ранее начальные знания о духовном мире давала школа, где преподавали закон Божий. Дома, в семье, православная культура сохранялась и передавалась по наследству, с рассказами родителей, молитвами, которые заучивались «на слух», с соблюдением канонов. Если возникал сложный, а порой и неразрешимый вопрос, люди обращались к приходскому священнику, который помогал посмотреть на проблему как бы со стороны, с точки зрения православной веры, «отпускал грехи». Приведя в порядок ум и душу, человек уходил успокоенный, с твёрдым пониманием того, как ему жить дальше. За годы советской власти выросло несколько поколений людей, которые воспитывались в духе материализма и атеизма. Поэтому православная литература сегодня для многих — источник начальных знаний о мире духовном, Православная библиотека в Валдае появилась в 2001 году, когда государство возвратило церкви В районе в рамках Недели православной книги благочинным Валдайского округа протоиреем о. Игорем и библиотекарем храма Еленой Бойцовой был организован цикл православных лекций и бесед для школьников, воспитанников детского сада «Родничок», социального приюта, студентов Колледжа сервиса и управления. В один из этих дней на своё очередное занятие в храм пришли и ребята из 6«Б» класса школы №2. В Классный руководитель 6«Б» Елена Евгеньевна Журавлёва поделилась с нами, что для неё как человека, воспитанного в советскую эпоху, в православной культуре очень много неизведанного и интересного. Она считает, что «ребята должны иметь представление о православии, чтобы на основе элементарных знаний о церкви в дальнейшем сделать осознанный религиозный выбор; должны знать культуру своего народа». А вот что говорят сами учащиеся. Лиза Шишкина: «Мне кажется, я стала добрее, все так говорят. Стала больше читать. Любимый святой — Николай Чудотворец, к нему часто обращаюсь, всегда помогает». Тимофей Калинов: «Много узнал о святых праздниках. Например, о Масленице, о том, что Иисуса Христа называли «ясно солнышко». Лучше стал относиться к друзьям и родителям, потому что они у меня одни, и их надо беречь. Верю, что Бог существует, но людям нельзя его представить». После беседы в храме ребят угостили настоящими масленичными блинами, которые в древней славянской традиции символизируют солнце и возрождение природы. В христианстве румяный блин не только символ солнца, это ещё и образ Христа — «солнца правды». А масленичная неделя — время подготовки к Великому посту. Из рациона исключают мясные продукты, читаются специальные молитвы. Святые отцы говорят: «Воздерживаясь телесно и молясь особо, мы возрождаемся духовно». Поэтому Масленица в православии — это ещё и праздник духовного возрождения. Независимо от праздников или будней чтение православной литературы помогает становлению духа: ведь осмысление прочитанного требует большого внутреннего напряжения. Закон природы «от простого к сложному» действует и на духовном поприще. И святые отцы, прежде чем «добраться до вершин», М. Шинина